search
main
0

Обмен опытом. Московское образование глазами школ-партнеров

​Российская система образования, известная своим высоким уровнем, складывается на протяжении десятилетий как единый функциональный организм всех образовательных структур страны. Москва сегодня является центром новейших технологий, методик, управленческих подходов, одним словом, новейших идей и их развития на всех ступенях образовательной системы.

Десятки проектов, реализуемых в системе московского образования, среди которых «Московская электронная школа», «Школа новых технологий», «Готов к учебе, жизни и труду в современном мире!», «Урок в музее», «Субботы московского школьника», «Математическая вертикаль», «Кружок от чемпиона», позволяют московским школам добиваться высоких образовательных результатов. В 2018 году москвичи завоевали 45 процентов дипломов Всероссийской олимпиады школьников. У столичной сборной 906 дипломов – на 17 процентов больше, чем в прошлом году, причем их подготовили больше половины московских школ при поддержке городских проектов. По результатам международных исследований PIRLS, PISA, консалтинговой группы Bain&Company, школы Москвы по уровню читательской и математической грамотности входят в число лучших образовательных систем мира.Очевидно, что передовой опыт московской системы образования интересен всем российским школам. Трансляция этого опыта – требование современного российского образования. Особую роль в этом играют проекты партнерства, такие как «Поддержка сельских школ школами Москвы» и «Школы России – партнеры Москвы». Более 100 команд директоров и учителей столичных школ участвовали в проекте «Школы России – партнеры Москвы». Начиная с мая 2017 года развивается партнерство школы №2033 со школами п. Алексеевка и с. Матвеевка Саратовской области, с. Нижние Прыски Калужской области. В декабре 2017 года делегация школы посетила образовательные организации Сочи, ознакомилась с особенностями сочинской системы образования. Знакомство с практической реализацией новых подходов к формированию компетенций управленческих кадров в образовательных организациях столицы, с опытом работы школ Москвы проходило во время ответного визита сочинской делегации с 18 декабря по 22 декабря. Сочинскую делегацию интересовали такие понятия, как «образовательный комплекс», «рейтинг московских школ», «формульное управление образованием», «информационная открытость как свойство и средство управления школой», «Московская электронная школа».Делегация Сочи посетила московский ТемоЦентр, где ознакомилась с полным спектром технологий и ресурсов, которые московские учителя могут применять у себя на уроках уже сейчас: мобильное обучение и BYOD, технологии 1:1, MOOC, видеотехнологии в образовании, геймификация, Blended learning, Flipped learning, Big Data, адаптивное обучение (Knewton) и многое другое. Коллеги увидели возможности Московской электронной школы, которая объединяет профессиональные ресурсы мегаполиса и в условиях полной информационной открытости делает качественное образование доступным каждому московскому школьнику.На встрече с председателем МСД №12 Татьяной Алексеевной Банчуковой коллеги ознакомились с опытом работы новой структуры в системе московского образования – межрайонного совета директоров, а также с организацией профильного обучения. Так как модель реализации предпрофессионального образования в системе столичного образования представляет собой тесное взаимодействие трех структур – школа – вуз/колледж – предприятие, – то и работа осуществляется в соответствии с трехсторонним договором. Реализуются проекты столичного образования «Профессиональное обучение без границ», «Юные мастера», система чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Система московского образования создает все условия, для того чтобы любой школьник имел возможность заранее определиться с выбранной профессией и даже заключить отложенный трудовой договор, что гарантирует ученику трудоустройство и работу по выбранной специальности. Сочинские педагоги высоко оценили проект «Математическая вертикаль», направленный на повышение уровня математического и технического образования московских школьников. В рамках «Математической вертикали» в 2018 году в столичных школах открываются 300 классов, где учащиеся с 7‑го по 9‑й класс будут изучать современный курс математики, 21 ресурсный центр курирует работу школ – участниц проекта.В рамках круглых столов коллеги приняли участие в обсуждении реализации и достижений большинства городских проектов. Были раскрыты основные понятия и принципы системы московского образования. О результатах взаимодействия говорит начальник Управления по образованию и науке Сочи Ольга Медведева.- Ольга Николаевна, как вы считаете, что в системе московского образования на сегодняшний день является наиболее интересным и перспективным?- На наш взгляд, наиболее интересными и перспективными являются такие факторы: рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников; Московская электронная школа; система открытой публичной аттестации директоров школ и кандидатов на эту должность.- Что из критериев рейтинга вклада школ в качественное образование московских школьников применимо для вас?- Управлением по образованию и науке Сочи принято решение о проведении оценки эффективности работы школ по московской модели. Мы добавили приоритетные направления, принятые в системе образования Краснодарского края, но в основе критериев остался принцип московский, потому что общими являются факторы: рейтинг основан на учете показателей, а не условий; учитываются позитивные достижения; сведения о результатах приходят не от школ, а из информационных систем, что повышает объективность и прозрачность данных. Мы сделали технический подсчет итогов прошлого учебного года. На базе этого условного рейтинга определили группу лидеров, увидели разрыв в показателях достижений, выраженных в баллах. Рассматриваем механизмы поощрения школ, показывающих наиболее высокие результаты, и управленческие решения о работе со школами, оказавшимися в конце рейтинга.- Что вы и ваши коллеги уже используете из опыта московских коллег?- В гимназии №9 и школе №18 внедряется стратовое обучение по русскому языку и математике на основе московского опыта. Уже реализовано совместное проведение школьных научно-практических конференций, участие московских и сочинских школьников в работе секций школьных научно-практических конференций, проводимых гимназией №9 и московской школой №2033 в очном формате и в режиме видеоконференций.Оценка значения московского образования школами-партнерами очень высока. Не случайно Московский международный форум «Город образования» ежегодно привлекает сотни тысяч посетителей из разных уголков страны. Среди них в этом году была и наша собеседница. А это подтверждает, что московский опыт интересен, он уже интегрируется и используется. Перспектива проектов «Поддержка сельских школ школами г. Москвы» и «Школы России – партнеры Москвы» – это внедрение масштабного опыта столицы во всероссийское образование.Ирина АКУЛОВА,Александр ВОРОНОВ,Наталья МАЛАШОНОК,школа №2033

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте