В рамках реализации программы «Развитие информационного общества» Министерство образования Пензенской области совместно с региональным Управлением информатизации одним из первых среди субъектов Российской Федерации приняло решение о создании единой информационной системы, охватывающей все образовательные учреждения города и области.
Перед передовыми разработчиками программного обеспечения страны в середине 2010 года Министерством образования Пензенской области была поставлена задача по разработке информационной системы, которая смогла бы охватить все образовательные учреждения нашей области. Построение единого информационного пространства образовательных учреждений Пензы и Пензенской области открывает новые возможности. Это:1. Управление процессами, проходящими в сети подведомственных учреждений, на основе анализа оперативно собранной статистической информации.2. Принятие взвешенных управленческих решений, основанных на анализе достоверных данных.3. Создание единой базы данных по всем участникам образовательного процесса.4. Создание единого каталога электронных уроков и внеклассных развивающих занятий для учителей.5. Проведение электронных олимпиад, конкурсов и соревнований с возможностью оповещения о данных мероприятиях участников и зрителей.Таким образом, была приобретена, установлена и запущена в эксплуатацию электронная система образования Пензенской области. Обязанности по внедрению, поддержке функционирования системы и оказанию консультационных услуг были возложены на инновационную структуру системы образования области – Центр стратегического анализа Пензенского института развития образования.Электронная система построена по технологии «облачных» вычислений. Это технология обработки данных, в которой информационные ресурсы и мощности предоставляются пользователю через интернет-сервис, что позволяет зарегистрированному пользователю в любой момент времени при наличии подключения к сети «Интернет» и без специального программного обеспечения воспользоваться возможностями системы.На сегодняшний день электронная система представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой четырех модулей:1. Видео-конференц-связь (система виртуального присутствия).На основе передачи звука и видеоизображения через Интернет создана единая коммуникативная среда, посредством которой возможны проведение интернет-дискуссий по обмену передовым педагогическим опытом, организация и проведение интернет-конференций между различными участниками образовательного процесса.Система виртуального присутствия позволяет проводить методические занятия, обучающие курсы и семинары без выезда учителя, преподавателя или методиста. Одновременно в единую виртуальную аудиторию связывается более 80 абонентских пунктов. При этом в каждом абонентском пункте, в зале, могут находиться 50-80 человек. Таким образом, на одном занятии сразу могут присутствовать более 6000 слушателей. 2. Электронная школа.Данная система включает в себя ряд модулей: портал электронного образования; электронный журнал успеваемости; электронный дневник успеваемости; автоматизированное рабочее место руководителя; ведение базы ЕГЭ, ГИА и других экзаменов и тестов; портфолио участников образовательного процесса; учебный и календарно-тематический план; расписание занятий; социальная сеть.Данный модуль объединяет в единое целое всех участников образовательного процесса. 3. Образовательный процесс (система дистанционного обучения).Электронная система образования позволит организовать структуру проведения мероприятий в рамках образовательного процесса, сократить временные затраты и командировочные расходы при проведении совещаний, планерок, занятий дистанционного обучения.Система дает нам новые возможности проведения образовательных мероприятий: проводить дистанционно учебные и методические занятия; осуществлять контроль уровня знаний ученика; проводить дистанционное тестирование; присутствовать на открытом уроке, находясь в кабинете; организовывать трансляцию в школы различных методических материалов. 4. Мониторинг системы образования.Данный модуль ЭСО позволяет:- собирать материально-технические показатели с образовательных учреждений;- ввести единый справочник и классификатор;- формировать отчеты, в том числе и по произвольным выборкам;- обеспечивать автоматическое формирование федеральных форм статистической отчетности и региональных форм;- анализировать изменения, происходящие в системе образования.С начала 2011 года электронная система образования начала свою работу на территории Пензенской области в тестовом режиме. На сегодняшний день в базе ее данных зарегистрировано около 100000 участников образовательного процесса. Система видео-конференц-связи уже полноценно функционирует в течение полугода. Ею пользуется не только Министерство образования Пензенской области, но и сотрудники образовательных учреждений.В течение 1-й четверти нового учебного года планируется полноценно запустить в работу общеобразовательных учреждений области электронные журналы и дневники, а также модуль мониторинга системы образования.Вопросы и предложения по работе в электронной системе образования можно озвучить по телефонам: 34-85-14, 20-06-08 или прислать по e-mail: 348514@edu-penza.ru. Сотрудники Центра стратегического анализа ответят оперативно.Александр АБРАШКИН, директор Центра стратегического анализа
Комментарии