«Во всяком искусстве есть две стороны: творческая и техническая; во всяком искусстве есть элемент ремесленности… Нельзя научиться быть художником: это дар природорожденный; но нельзя быть совершенным художником, не учась», – писал В.Брюсов о необходимости работы над стилем. Не так ли и с искусством построения урока? Казалось бы, все этапы урока известны, количество педагогических технологий не так велико, выбор тем, актуальных не только здесь и сейчас, но и являющихся метапредметными, смыслообразующими, тоже ограничен. Но у одного все созданное из привычных азбучных истин так и останется набором элементов, пусть и правильно собранным, а у другого получится сказать так, что понимаешь: перед тобой урок, созданный мастером.
Наряду с таким поэтичным вступлением хочу напомнить коллегам и слова из другой «азбуки» – тех нормативных документов, которые определяют задачи работы. В рамках сегодняшних требований ФГОС подход к преподаванию языка и литературы должен быть коммуникативно-когнитивный: изучение того или иного лингвистического явления должно опираться на умственные процессы и действия, лежащие в основе понимания и использования этого явления в коммуникации. Познавательное развитие, с точки зрения Д.Брунера, одного из авторов когнитивной теории обучения языкам, складывается не просто из ряда стадий. Оно включает овладение человеком тремя сферами представлений: действий, образов и символов, которые являются способами познания мира. Все три сферы представлений одинаково важны и не теряют своего значения и у взрослого человека. Высота развития интеллекта определяется степенью развития всех трех сфер представлений: действия, образа, слова. Заметьте, развитие языка теснейшим образом связано с развитием интеллекта, значит, любое упражнение, любое действие наше и учащегося надо сопрягать с этой высокой целью.Читая работы конкурсантов этого года, можно увидеть стремление не только учесть, но и задействовать все способы познания мира учащимися. Да и как иначе? Ведь не только требования стандартов, скорее требования информационного общества, заставляют искать и находить новые подходы к рассмотрению даже привычных тем, выходить за привычное предметное содержание.Вот как распределились 34 работы, присланные 27 учителями русского языка и литературы, по номинациям: Технологии и методики преподавания – 1. Сценарии уроков – 14. Организация внеклассной работы по предмету – 6. Материалы к уроку (оригинальные дидактические материалы, игры на уроках, блок-схемы, опорные конспекты и т. д.) – 6. Здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе (здесь также могут быть представлены методики, сценарии уроков и внеклассных мероприятий, но с упором на гигиенический аспект) – 1. ИКТ в образовательном процессе (уроки, идеи, дидактические и наглядные материалы, электронные учебники, программы, курсы и т. п.) – 4. Сценарий урока или внеклассного мероприятия, посвященный жизни и деятельности великого русского ученого М.В.Ломоносова – 3. «Я – учитель» (номинация для учителей со стажем работы не более трех лет, принимаются материалы по семи основным номинациям, но рассматриваются отдельно) – 1.Наибольший учительский интерес вызвала номинация «Сценарии уроков», что вполне объяснимо: каждому хочется поделиться своими открытиями, наработками, методиками, достижениями и найти для себя то, что можно применить на своих уроках. Замечательно, что подавляющее большинство уроков строятся на тексте и вокруг текста. Следует отметить, что работа с текстом на уроках русского языка и литературы – наиболее востребованная. И это оправдано не только необходимостью готовить учащихся к различным формам итоговой аттестации. Коммуникативная компетенция формируется лишь на уровне текста, поэтому конечная цель обучения может быть определена как обучение восприятию и порождению текстов (основной единицы общения) на изучаемом языке. Таким образом, текст выступает как высшая единица обучения речевой деятельности, любым ее видам, будь то рецептивные (слушание, чтение), продуктивные (говорение, письмо) или сложные (перевод, информационная переработка текста в реферат, аннотацию и т. п.). Шеина Корина Норайровна, учитель гимназии имени академика Н.Г.Басова при Воронежском государственном университете, представила урок «М.В.Ломоносов – ученый и поэт. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта». Работа продумана, учитель стремится разнообразить применяемые на уроке приемы, используя опережающие задания, индивидуальные сообщения с презентацией, творческое инсценирование и чтение, работу в группах. Межпредметные связи между русским языком, искусством, МХК, работа над культурой речи, набор дополнительных средств, среди которых мультимедиа, кинофильм «Михайло Ломоносов», презентации учителя и учеников, кантата М.И.Глинки, мозаичные картины Ломоносова, выставка книг о М.В.Ломоносове – все работает на достижение цели, определенной учителем. Мыцова Людмила Алексеевна, учитель средней школы №28 города Балаково Саратовской области, выслала на конкурс две работы. Одна из них – элективное занятие по русскому языку в 9-м классе по теме «Роль средств выразительности в текстах публицистического стиля». Учитель отрабатывает навыки информационной переработки текста с последующим присвоением школьниками самой важной информации о стиле текста, средствах художественной выразительности, использованных автором.Урок наполнен разнообразными заданиями, включая тестирование, учащиеся ищут ответы на проблемные вопросы, учатся анализировать информацию. Важно и то, что на уроке идет процесс обучения грамотной и логичной речи. А материалом анализа становится рассказ Б.Васильева, он не оставляет читателя равнодушным, воспитывает, заставляет задуматься о войне, обжигающей души людей, и музыке, врачующей души. О работе с текстом при подготовке к итоговой аттестации рассказывает Галина Васильевна Сёмке, преподаватель гимназии №14 города Ейска Краснодарского края (урок творчества «Сотвори образ»). Титова Людмила Михайловна, учитель средней школы №21 города Сызрани Самарской области, работает с проблематикой повести «Прощание с Матёрой», урок обучает анализу авторской позиции.Есть в этой номинации работы с интересными, хорошими темами, которые, к сожалению, получились не так удачно, как предполагалось. Например, если урок заявлен как интегрированный, это должно найти отражение во всем ходе урока, возможность расширения и активизации словаря учащихся заключается не только и не столько в работе со слайдами презентаций. Урок, предполагающий постижение идейного замысла художника или писателя, должен дать учащимся возможность этого постижения через приобщение к тексту, образу, символу. В номинации «Материалы к уроку» хороший материал «Орфографический тренажер по русскому языку для учащихся 5-го класса» представила Тройнова Светлана Николаевна, преподаватель Псковской лингвистической гимназии.Учитель формирует устойчивый навык грамотного письма через обобщающие опорные конспекты, разнообразные занимательные игровые задания. Пособие отличают логика, грамотная структура, подбор занимательных текстов, которые способствуют развитию орфографической зоркости. Учитель отказывается от заданий с пропущенными буквами (слов и текстов с деформированным написанием) и переходит на принципиально иные задания. Учащиеся сами должны находить слова, в которых следует применить изучаемые правила, цветовое выделение помогает запомнить «образ слова». Полагаю, что способ построения, модель тренажера достойны внимания не только учителей русского языка, но и других предметных областей.Очень качественные работы представлены в номинации «ИКТ в образовательном процессе».Интересна работа учителя лицея «АМТЭК» города Череповца Вологодской области Ивановой Зинаиды Михайловны «Сценарий урока повторения и систематизации знаний в 5-м классе «Имя прилагательное» с применением компьютера» с приложением «Набор цифровых образовательных ресурсов». В сценарии прослеживается логичная последовательность всех действий, что имеет практическую ценность для учителей; урок хорошо структурирован, отличается высокой плотностью, разнообразием заданий, сочетанием индивидуальной и фронтальной работы учащихся. Подобранные для комплексного анализа тексты и использование в ходе урока заданий разного уровня сложности позволяют грамотно распределить учебную нагрузку и поддерживать темп работы. Обращаю внимание коллег на хорошую, насыщенную информацией работу «Применение личного блога учителя литературы и русского языка в учебной и внеклассной деятельности» нашего постоянного участника конкурса Ясинской Светланы Георгиевны, учителя средней школы №22 города Череповца Вологодской области. Создание и ведение учительского блога не такая уж редкость в наше время, и это отличная возможность для профессионального общения с коллегами, поддержания интереса к предмету у школьников. Учитель так формулирует главную цель всей своей деятельности: наполнить информационную среду, в которой пребывают современные подростки, новыми знаниями о литературе, о новых книгах, спектаклях, фильмах, фестивалях, реализуя развивающую, интеллектуальную, просветительскую задачи.Достоинство материала – представление учителем методических и технологических приемов по использованию блога. Поступили материалы и в номинацию, посвященную 300-летию М.В.Ломоносова. Интересна работа Титовой Людмилы Михайловны, учителя средней школы №21 города Сызрани Самарской области, под названием «Творческая мастерская (проект) по созданию книги памяти, посвященной 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова: «М.В.Ломоносов. Великий сын великого народа».Учитель предлагает своим коллегам хороший план проведения недели памяти М.В.Ломоносова; в трех творческих мастерских продуманы разнообразные варианты проектной работы. Задания составлены нетрадиционно, что способствует активному росту интереса и повышению мотивации учащихся на познавательную и мыслительную деятельность; учитель хорошо владеет информационной графикой, обучая школьников переводить один вид информации в другой. Работа над выразительным чтением од М.В.Ломоносова требует хорошего понимания содержания литературного материала. Цель мастерской – создание книги памяти М.В.Ломоносова, что ценно с познавательной и нравственной точек зрения. В номинациях «Технологии и методики преподавания» и «Я – учитель» представлено по одной работе. В первой номинации – работа Митюковой Татьяны Александровны (поселок Вырица Гатчинского района Ленинградской области) «Исследование связного текста на уроках русского языка в 5-11-х классах». Учитель предлагает варианты работы с текстом во всех возрастных группах, на всех этапах урока и в домашних заданиях, делится полученными результатами. Работа представляет практический интерес для всех, кто занимается подготовкой учащихся к итоговой аттестации, задумывается над созданием необычных, интересных заданий для овладения технологией обработки и присвоения информации в процессе анализа текста на уроках русского языка.В номинации «Я – учитель» заявлена литературно-музыкальная композиция по творчеству В.С.Высоцкого «Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять!». К сожалению, работа имеет ряд недостатков, среди которых один из наиболее весомых – она не дает ответ на вопрос, как воспитывается уважительное и бережное отношение к истории, поскольку история сведена к констатации фактов, которые даже не обсуждаются. Цели и задачи определены неполно, не сказано о формировании интеллектуальных умений анализировать поэтический текст, ничего не говорится о прогнозируемых конечных результатах, которые должны показать учащиеся.Есть интересные работы в номинации «Организация внеклассной работы по предмету».Среди них отметим материалы Галины Васильевны Сёмке (реализация проекта «Бюро топонимических расследований»), Любови Николаевны Досовой (открытое заседание малой академии искусств (МАИ) «Гармония», «Бал при свечах»). Первая – проектная межпредметная работа по одной из интереснейших тем курса географии – топонимике. Учитель проводит серьезное, продуманное, профессиональное исследование топонимики различных регионов России. Работа представляет практический интерес для учителей русского языка, географии, истории, может быть использована как дополнительный источник информации, значительно расширяющий представления школьников об окружающем мире. Дан также разнообразный дополнительный материал, лишь подтверждающий высокий уровень компетентности учителя в исследуемых вопросах. Вторая – работа необычная, интересная. Думается, что ученик, попавший на такой бал, обязательно постарается определить и писателей, и героев, почувствовать особенность стиля каждого писателя, оказаться в обстановке России XIX века, оценить отношение героев к политике, образованию, любви, общественной жизни в России.Наконец, замечания общего характера, которые необходимо учитывать при подготовке материалов:- даже если вы представляете дидактический материал, необходимо указывать варианты работы с ним (работа в парах или индивидуально, вариант для устного или письменного опроса), цель использования;- грамотно оформляйте ссылки на использованную литературу, ведь это показатель культуры работы с чужим текстом, «присвоение информации» все-таки надо понимать не вполне буквально;- необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и разные способы восприятия ими информации. Если мы выбираем форму игры «Мы идем в (театр, цирк, парк…)», давайте сделаем это путешествие запоминающимся, покажем фотографии самых красивых театров мира и родной страны, а словарную работу подкрепим образным рядом;- оценивается не идея, а ее воплощение в методической разработке: так, чтобы материал не остался просто свободно оформленными размышлениями учителя о необходимости изменения (внедрения, улучшения…) чего-либо; из материала должно явственно вычитываться, в чем его актуальность и практическая ценность.Подводя итог размышлениям о конкурсных работах этого года, хочу вернуть вас к названию статьи. Многие коллеги понимают, что загадка названия должна наконец получить свое разрешение! Понятие облачность как свойство личности возникло в конце XX века. Известный американский культурный антрополог Грант Маккрекен всерьез считает, что современный человек – это «облако в штанах» (или в юбке). Как это понимать? Он пишет в своем блоге, что человек 1950-х годов был похож на автомобиль, который двигался вперед по проторенной для него колее жизни, а сегодняшний человек – это скорее суперкомпьютер, который отсылает сообщения во все концы света. Если личность наших родителей представляла собой набор концентрических кругов – семья, работа, интересы, жизнь была упорядоченной, то современный человек – нечто иное. Постоянная спешка, почти полный отказ от книг на бумажном носителе, необходимость дистанционного общения (и не только в социальных сетях) – все это здорово изменило личность. «Вы меняющийся в реальном времени конгломерат интересов, связей и контактов», – пишет Маккрекен, полагающий, что люди и социальные группы нового типа способны очень быстро перестраиваться. Вот так: слоистые и перистые, кучевые… Накапливаем информацию, видоизменяемся, перестраиваемся…Если исследователь прав, то из этого следует, что залогом успешности человека станет умение переключаться между различными дисциплинами, потому что происходит проникновение предметных областей друг в друга. Так, например, бизнес-школа «Сколково» приглашает читать лекции для бизнесменов театрального режиссера Галину Волчек и историка Андрея Зорина. Кто знает, может быть, мета- и межпредметность, которые сейчас только проглядывают в некоторых работах, станут основой настоящего взаимодействия учителей, и тогда мы все чаще будем читать и слышать об уроках взаимодействия и проникновения различных предметных областей – русского языка и географии, биологии и литературы, химии и истории? Ведь быть облаком так заманчиво…Ирина ДОБРОТИНА, научный сотрудник Лаборатории дидактики русского языка ИСМО РАО, учитель русского языка московского культурологического лицея №1310
Комментарии