Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.
«Боги ль на землю сошли и явили свой образ,Или на небо мы сами богов узреть восходили?»Филипп Фессалийский
Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегреческой религии, характерных чертах древнегреческого пантеона богов; способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенностями их сознания; продолжить формирование навыков анализа исторических источников.
Методы и приемы: исследовательский, иллюстративно-демонстрационный, эвристический, приемы технологии критического мышления.
Оборудование урока: 1. Тексты древнегреческих мифов «Олимп», «Водное царство», «Царство мрачного Аида» с вопросами к ним. 2. Аппликации по истории Древнего мира.
Вступительное слово учителя
Сегодня мы начинаем знакомство с духовным миром древних греков, его важнейшей частью – религией. Вы уже имеете представление о религии первобытных людей, религиях Древнего Востока. Назовите, пожалуйста, ассоциации, которые возникают у вас при слове «религия».
Слово «религия» записывается в центре доски, ассоциации, которые называют учащиеся, размещаются вокруг.
Затем из всех ассоциаций выделяется одна, самая главная, характерная для любой религии – вера в бога (богов). Учащимся предлагается в тетрадях закончить предложение: «Бог – это…».
Учитель обращает внимание ребят на аппликации – изображение богов Древнего Востока – и задает вопрос: «Из чего складывался у людей образ бога?», обобщая ответы, делает запись на доске: природа + образ жизни + сверхъестественные качества.
Постановка цели урока: выяснить особенности древнегреческой религии, характерные черты древнегреческих богов и попытаться объяснить, почему в Греции появились именно такие боги.
Учащиеся делятся на три группы и начинают работу с источниками – текстами мифов.
Задания группам:
1. МИР БОГОВ.
Найдите и подчеркните в тексте имена встретившихся вам богов. Опишите место, где живут эти боги. Как вы думаете, почему древние греки выделяли именно данные три мира богов?
2. БОГИ И ПРИРОДА.
Проследите связь богов с явлениями природы: подчеркните в тексте те природные явления, которые объясняются действиями богов. Сравните пантеон богов Древнего Востока и Древней Греции, чем вы можете объяснить их различие?
3. БОГИ И ЛЮДИ.
Проследите связь богов с занятиями и образом жизни древних греков: подчеркните те занятия людей, которые имеют своих богов – покровителей, а также те явления повседневной жизни, которые объясняются действиями богов. Как вы считаете, почему у древних греков большую роль играют боги судьбы и боги-предсказатели?
Представители каждой группы заполняют свою часть схемы «Олимпийские боги».
ОЛИМП – Зевс; МОРЕ – Посейдон; ПОДЗЕМНОЕ ЦАРСТВО – Аид.
БОГИ И ПРИРОДА (природные явления); БОГИ И ЛЮДИ (занятия и явления жизни людей).
Группам предоставляется слово для ответов на заданные вопросы.
В качестве домашнего задания ребятам предлагается сочинить гимн в честь какого-либо бога, используя созданные на уроке характеристики.
Елена УШАКОВА, учитель истории
Комментарии