В Центре образования разработан и согласован со всеми участниками образовательного процесса портрет выпускника, в котором определены все те качества, которыми должен обладать выпускник нашей школы, для того чтобы достичь успеха в своей жизни и приносить пользу нашей Родине.Естественно, что выполнить эту миссию может педагогический коллектив, состоящий из профессионалов высшего уровня, желающих помочь каждому ученику достичь успеха в формировании качеств современной личности.
Для этого в Центре образования создана целевая программа повышения профессионализма учителя. Ключевые вопросы целевой программы: повышение качества и результативности урока; освоение личностно ориентированных технологий и форм организации учебной деятельности; освоение проектно-целевого подхода к управлению образовательной деятельностью; критериальное оценивание.Управляющий вопрос повышения профессионализма учителей – повышение качества и результативности урока на базе освоения и использования каждым учителем личностно ориентированных технологий. Особую роль, как я уже сказала, играет технология МБ, так как мы стали авторизованной школой ассоциации «Международный бакалавриат». В ЦО вот уже несколько лет работает постоянно действующая «Школа профессионального мастерства». Каждый понедельник все учителя собираются на методчас, формы проведения которого самые разнообразные, но обязательно те, которые учитель может использовать в работе с детьми на уроке. Работу ведем по методу, который мы называем «Гамма» (гаммы играть полезно!), который заключается в постоянных тренировках, отработке навыков учителя по той или иной проблеме, связанной с уроком. Промежуточный обязательный итог изучения какой-либо методической темы – декада открытых уроков, их анализ и самоанализ, в результате чего практически все учителя овладели методикой как анализа урока, так и его самоанализа. Каждый учитель имеет для этого памятки, схемы, алгоритмы, урок анализируется с точки зрения тех вопросов, которые были поставлены на теоретических занятиях и отработаны с каждым учителем. Это главное. Мы все хорошо знаем, что научить чему-то может только тот учитель, который сам знает, как это делать и умеет это делать. Чего греха таить, бывают случаи, когда учитель с легкостью перечисляет известные методы, технологии, а приходишь на урок и ничего не видишь. Поэтому мы решили, что каждую технологию, каждую форму организации учебной деятельности на уроке, каждый метод нужно с учителями отработать на методчасах и довести умения до автоматизма. Например, на выездном семинаре мы отработали групповые формы организации учебной деятельности, научили учителей распределять обязанности каждого, сотрудничать. Результат – организация групп взаимопомощи учащихся в классах, повышение результативности урока, умение учащихся работать в группе, выполнять различные роли в групповой работе; такая активная форма проведения урока стала популярной и частой на уроке. Всем известно, с каким трудом учитель отказывается от главенствующей роли на уроке, как ему трудно стать помощником, консультантом для учащихся, доверить ученику самому добывать знания, самому исследовать, сделать выводы. В течение нескольких занятий мы упорно доказывали учителям, что наши дети это могут сами, предложив выполнять роль ученика каждому из них, на себе опробовать этот метод организации учебной деятельности. Плохой учитель преподносит истину, хороший учитель учит ее находить (А.Дистервег). Основа научного метода: поделись, попробуй и улучши, а наш девиз: «Уча – учись».Вообще-то каждое дело, каждый школьный локальный акт мы вместе с учителями разрабатываем, используя методы и приемы, которые потом применяем на уроке. Один из таких локальных актов – целевая программа развития ЦО; генеральная идея развития нашей школы – создание Центра высокой деловой культуры учения и обучения. Как нужны сегодня такие навыки каждому из нас!В связи с этим мы с учителями постепенно разрабатываем алгоритмы деятельности участников образовательного процесса по формированию навыков делового человека, например, алгоритмы формирования организационных навыков участников образовательного процесса. Одним из важнейших направлений повышения профессионализма учителя мы считаем самообразование. В соответствии с задачами целевой программы школы, с уровнем квалификации учителя ежегодно каждый учитель работает над проектом по теме самообразования. Мы считаем, что учитель не только должен прочитать литературу, но на основе полученных знаний создать продукт своей проектной деятельности, полезный для коллег, учащихся, родителей. Поэтому в методической копилке ЦО большое количество методических разработок, созданных учителями. Каждый учитель в апреле защищает свой проект, лучшие проекты демонстрируются на ежегодном форуме педагогического мастерства ЦО, получают награды. Самое почетное звание учителя в ЦО – учитель-мастер. Каждый учитель нашего ЦО имеет возможность повысить свое профессиональное мастерство в части ведения деловой документации: карты образования ученика, календарно-тематического планирования, написания конспекта урока, проверочного листа к теме.Конечно, профессионализм учителя в большей степени проявляется на уроке. Эффективность урока – основная задача в работе ЦО в рамках работы по повышению уровня профессионализма учителя. Поэтому мы решили, что урок учителя ЦО «Гамма» так и будет называться – урок- «гамма».Мы провели огромную работу, чтобы понять, какой это должен быть урок, и пришли к выводу, что это урок, где:- четко определены цели и задачи учителя и ученика;- даны критерии оценивания достижений ученика;- организована работа ассистентов учителя;- организовано самостоятельное исследование учащихся;- поставлен ключевой вопрос к теме;- реализованы области взаимодействия (связь с жизнью);- проведена рефлексия учащихся. Оказавшись на правильном пути, вы рискуете сойти с него, если остановитесь хоть на минуту. Поэтому, зная о том, что нет предела человеческому совершенству, мы стараемся дать учителю инструментарий его успешной деятельности, но не принести его на блюдечке с голубой каемочкой, а создать его с учителем.Так были определены темы творческих педагогических мастерских, например, такие: «Учебно-методическое обеспечение развития образовательного процесса на основе деятельностно-компетентностного подхода»; «Проектно-исследовательские методы в работе с учащимися на уроке и во внеурочное время на основе освоения экскурсионно-туристического метода познания»; «Алгоритм модели пошагового контроля за достижениями участников образовательного процесса через организацию образовательной аналитики»; «Разработка критериев оценки качества образования в ЦО на основе трехкомпонентной оценки образовательных результатов».По всем ТПМ определены ответственные за результат и конечный продукт.Одна из важнейших задач сегодня – научить учителя анализировать и оценивать как свои результаты, так и достижения учащихся. Мы работаем в системе критериального оценивания, на которое сегодня и наше российское образование обратило внимание.В нашей школе:- определены критерии по всем предметам;- созданы дескрипторы по каждому критерию; – разработаны чек-листы к каждой теме программы. Каждый ученик ЦО конкретно знает, за что он получает оценку, что он может сделать, чтобы улучшить свои достижения.Система критериального оценивания дала возможность сформировать у учителя умение анализировать свою деятельность, корректировать проблемы, а это одна из ведущих компетенций учителя.Если это умеет учитель, то и ученика он может этому научить, так как знает, как это делается, способы деятельности. Наталья РАЮШКИНА, директор Центра образования «Гамма» №1404
Комментарии