search
main
0

Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования

Первое заседание правительственной комиссии по образованию было посвящено ходу реализации Концепции модернизации российского образования в 2002-2003 годах. Публикуемые сегодня материалы отражают основные итоги работы по реализации положений Концепции модернизации российского образования Минобразования России, других федеральных органов исполнительной власти, а также результаты деятельности по модернизации образования органов управления образованием регионального и муниципального уровней, педагогических коллективов образовательных учреждений Российской Федерации совместно с научной и родительской общественностью.

Из 15 вузов г. Москвы учитывали результаты ЕГЭ: Московский государственный институт международных отношений (университет), Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, Российский университет дружбы народов, Государственный университет – Высшая школа экономики, Московский государственный университет путей сообщения

Как известно, этот документ, рассчитанный на 10 ближайших лет, был одобрен Госсоветом 29 августа 2001 года, а 29 декабря – утвержден распоряжением председателя Правительства Российской Федерации. С этого периода началась масштабная работа по запуску процесса модернизации и экспериментальной апробации новой государственной образовательной программы.

На протяжении всего этого периода «Учительская газета» последовательно освещала разные направления теории и практики модернизации, ее плюсы и минусы, публиковала документы, представляла опыт, анализировала причины успехов и неудач. Все это мы обещаем вам, дорогие наши читатели, и в следующем году. И, как всегда, рассчитываем на ваше веское слово, участие, поддержку.

Концепцией модернизации российского образования определены и осуществляются меры по созданию правовых и экономических условий для последовательной реализации конституционных прав граждан на образование. Среди них:

Обучение на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы.

В рамках Федеральной программы развития образования (ФПРО) осуществляется материально-техническая поддержка эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. В 2002 году на 102 млн. рублей приобретена учебная литература для учащихся, учебное оборудование для экспериментальных общеобразовательных учреждений, аппаратно-программные средства и множительная техника для региональных центров эксперимента при учреждениях повышения квалификации. В 2003 году на эти цели запланировано ориентировочно 91 млн. рублей.

Начато обновление материально-технической базы общеобразовательных учреждений, проводится компьютеризация городских, сельских и поселковых школ, идет их обеспечение мультимедийным оборудованием и аппаратно-программными средствами.

Для поддержки эксперимента по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, в 2002 году в базовые общеобразовательные учреждения была осуществлена поставка учебно-наглядных пособий по различным предметам и учебное оборудование для оснащения кабинетов химии, физики, биологии, физической культуры, иностранного языка с учетом апробации конкретных локальных моделей сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, на сумму 13,5 млн. рублей, а также в библиотеки сельских школ были поставлены комплекты учебно-методической литературы на 50 млн. рублей. В 2003 году продолжается работа по материально-технической поддержке эксперимента на сумму 25 млн. рублей.

В 2002/03 учебном году в эксперименте участвовал 31 сельский район семи субъектов Российской Федерации, в которых создаются условия обеспечения доступности и высокого качества общего образования для сельских школьников за счет формирования базовых школ, образовательных информационно-ресурсных центров, образовательных комплексов, передвижных лабораторий. Созданы и оснащены региональные информационно-аналитические центры Интернет-образования в сельской местности (Красноярский и Краснодарский края, Ленинградская, Московская и Псковская области) и федеральный центр на базе Института общего образования Минобразования России.

Минувший 2002 год стал годом оптимизации Федерального перечня учебных изданий для общеобразовательной школы, имеющих гриф Министерства образования.

Перечень учебных изданий, рекомендованных Минобразованием России на 2002/2003 учебный год, сократился по сравнению с предыдущим годом с 1211 до 495 наименований.

Обеспечение государственных гарантий профессионального обучения на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования тесно связано с введением новых государственных образовательных стандартов профессионального образования. На основании изложенных в них требований учебно-методические объединения формируют перечень необходимого учебно-лабораторного оборудования по направлениям образования. В соответствии с рекомендациями Российского общественного совета развития образования, в состав которого входят представители законодательной и исполнительной власти, разработаны типовые комплекты учебно-лабораторного оборудования для всех уровней образования, поставка которых на конкурсной основе начата с 2001 года.

Общий объем средств, направленных учебным заведениям профессионального образования на приобретение оборудования, в 2000 году составил 1,12 млрд. руб., в 2001 году – 1,62 млрд. руб., в 2002 году – 1,95 млрд. руб.

Впервые за последние десять лет в рамках реализации направлений ФПРО в 2002 году выделены средства на развитие материально-технического оснащения учреждений начального профессионального образования (НПО) путем создания 17 ресурсных центров на базе действующих профессиональных училищ и лицеев в 9 субъектах Российской Федерации. Ресурсный центр в начальном профессиональном образовании – это образовательное учреждение, материально-техническая база которого может использоваться другими образовательными учреждениями.

В результате совместных усилий Минобразования России, органов управления образованием субъектов Российской Федерации образовательные учреждения начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля получили комбайны, тракторы, грузовые автомобили различных модификаций, а также учебную мебель более, чем на 75,0 млн. рублей. При этом общий объем софинансирования из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, аккумулированных собственных средств образовательных учреждений от внебюджетной деятельности, спонсорских средств заинтересованных предприятий составил 47,7 млн. рублей.

В системе среднего профессионального образования (СПО) России функционировало 2761 учебное заведение с числом обучающихся более 2,5 млн. человек. Общие площади системы СПО составляют 25040,8 тыс. кв.м., в том числе учебно-лабораторная база – 16125,0 тыс. кв.м. Ежегодно площади учебно-лабораторных зданий увеличиваются на 8-12 тыс. кв.м.

Все учебные заведения имеют библиотеки, начался процесс формирования медиатек. Закупка учебной литературы производится в основном за счет внебюджетных фондов. На 2003 год предусмотрено централизованное выделение средств на закупку учебно-методической литературы за счет федеральных средств.

В 2002 году выделено из федерального бюджета 63,6 млн. руб. по линии ФПРО на закупку оборудования. Поставка осуществлена в 146 учебных заведений всех федеральных округов, дополнительно эти ссузы израсходовали в порядке софинансирования 21,9 млн. руб.

Приобретено 78 компьютерных комплектов классов; учебные лаборатории «Система устройства автомобилей», «Регулирование и управление в технических средствах», «Автоматизация и механизация производства», «Электрические машины и электропривод в технологическом оборудовании», 3 лаборатории «Гидравлические и пневматические приводы и средства автоматики», комплекты классной мебели.

Минобразованием России в 2002 году продолжена работа по созданию центров коллективного пользования, где концентрируются материальные и интеллектуальные ресурсы вузов России, создаются базы данных по приоритетным направлениям науки, техники и образования, обеспечивается свободный доступ преподавателей, ученых и обучающихся к современной лабораторной базе и оборудованию, новым образовательным технологиям.

Обучение в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность, обеспечивается законодательством в сфере образования, системой правительственных и ведомственных нормативных документов, включая вновь разработанные и утвержденные в 2001-2002 гг. положения о всех основных видах образовательных учреждений, обновленные, значительно более жесткие санитарные нормы и правила (СанПиНы) функционирования и эксплуатации образовательных учреждений, а также развивающейся структурой государственно-общественного управления образованием: общественными и попечительскими советами, органами студенческого и ученического самоуправления и т.д.

Продолжается работа по правовому просвещению подрастающего поколения. Завершен I всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся «Права ребенка – в новом веке». 25 января 2003 года проведена видеоконференция «Всероссийский правовой марафон», участниками которого стали 93 ребенка из 56 субъектов Российской Федерации. Широкий размах в образовательных учреждениях России получила Всероссийская акция «Я – гражданин России», в основе которой – конкурс значимых социальных проектов, разработанных самими детьми.

Осуществление прав ребенка в образовательном учреждении реализуется и через развитие ученического самоуправления. В 2003-2004 годах объявлен Всероссийский конкурс проектов и программ ученического самоуправления в образовательных учреждениях.

Созданная при содействии Федерации Интернет-образования, редакции «Учительской газеты» и Фонда поддержки российского учительства Детская общественная приемная реализует формирование правового пространства в системе образования Российской Федерации.

Приемная – это информационно-консультативный центр для детей и родителей. В 2002 году сюда поступило около 3 тысяч обращений, из которых половина связана с проблемами отношений учителей и учеников в учебной деятельности (межличностные конфликты; необъективные оценки учителей; некорректное, оскорбительное отношение к ученикам).

Детская общественная приемная является одним из механизмов решения этих проблем. Сотрудники Приемной разъясняют, комментируют нормативно-правовые документы, направленные на охрану прав детей в сфере образования, помогают в разрешении конфликтных ситуаций.

Социально-педагогическая и психолого-педагогическая помощь семье, ранняя диагностика резервов развития ребенка (физических и психологических).

В 2002 году в плане реализации социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семьям, а также ранней диагностики резервов развития детей дошкольного возраста были разработаны:

программно-методические материалы для подготовки к школе детей с задержкой психического развития;

программа и методические рекомендации для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида;

методические рекомендации и дидактические игры к программе воспитания и обучения дошкольников с нарушением слуха.

Неотъемлемой частью в организации комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся выступают психолого-медико-педагогические комиссии, службы раннего и надомного сопровождения, специальные (коррекционные) образовательные учреждения. В Москве, Санкт-Петербурге, Красноярском, Краснодарском, Хабаровском краях, Брянской, Калининградской, Кировской, Курганской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Орловской, Пермской, Ростовской, Самарской, Смоленской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областях и многих других созданы уникальные организационно-функциональные модели Службы практической психологии, функционирующие как в условиях города, так и сельской местности с учётом этно-национальных и социально-экономических особенностей региона.

Организация работы по раннему выявлению детей с отклонениями в развитии и оказанию им комплексной помощи – одно из приоритетных направлений в деятельности Службы. В течение последних двух лет Центром ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии Министерства образования Российской Федерации выполнены три научно-методических проекта, в результате реализации которых разработана рабочая версия новой информационной технологии по проблеме выявления и коррекции нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни, концептуальный подход к диагностике психического развития ребенка раннего и дошкольного возрастов, создан оригинальный диагностический инструментарий для систематического контроля психического развития детей данной возрастной категории.

Модель системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей проходит апробацию в Новгородской области на базе городской психолого-медико-педагогической комиссии, где организован систематический прием детей младенческого и раннего возрастов, налажено взаимодействие с детскими поликлиниками города, специализированными дошкольными учреждениями. Региональные программы по развитию ранней диагностики и специальной помощи детям с отклонениями в развитии приняты в Самарской и Ростовской областях; организована система ранней помощи детям с отклонениями в развитии в г. Архангельске, подобные подходы к решению проблем выявления и коррекции нарушений развития обозначились в деятельности других субъектов Российской Федерации.

Важное место в совершенствовании деятельности Службы занимают образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры). Растет не только количество ППМС-центров (к 2002 году их стало уже 850), но и расширяется спектр их деятельности:

· центры диагностики и консультирования,

· центры психолого-медико-социального сопровождения,

· центры социально-трудовой адаптации и профориентации,

· центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции,

· центры лечебной педагогики и дифференцированного обучения

и другие.

Для специалистов ППМС-центров в 35 регионах страны проведены стажировки по организации ранней помощи детям с отклонениями в развитии и оказанию психологической помощи семье.

Бесплатное пользование учащимися и студентами фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек.

Сохранение и развитие фондов библиотек образовательных учреждений всех уровней образования, предназначенных для бесплатного пользования обучающимися, – задача, выполнение которой обеспечивается за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных источников. В 2002 году было реализовано несколько проектов, направленных на поддержку библиотечного дела в отрасли:

закупка и поставка во все образовательные учреждения общего образования (основного и полного среднего образования) Библиотеки отечественной классической художественной литературы в 100 томах. Тираж каждого тома – 49,5 тыс. экземпляров;

закупка и поставка в школы учебных пособий по истории России и государственной символике;

закупка и поставка в педагогические профессиональные учебные заведения книг серии «Антология гуманной педагогики» и «Педагогического энциклопедического словаря».

Все государственные и муниципальные средние специальные учебные заведения имеют учебные библиотеки, которые доступны для бесплатного использования студентами. Средняя обеспеченность учебной литературой на одного студента составляет не менее 70-80% по всем общегуманитарным, социально-экономическим, математическим, естественно-научным и общепрофессиональным дисциплинам и не менее 60-70% – по специальным дисциплинам. Объем фонда основной учебной литературы на 60% состоит из учебников и учебных пособий, имеющих гриф Минобразования России и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

В бюджете 2003 года предусмотрено существенное, в 2,5 раза, увеличение объема средств, выделяемых на нужды библиотек образовательных учреждений (около 600 млн. рублей).

Информация о состоянии и реальных потребностях рынков труда, о качественном уровне получаемого образования и его соответствии государственным образовательным стандартам.

В 2002 году была проведена значительная работа по реализации Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников профессиональных учебных заведений:

приказом Минобразования России от 28.01.2002 № 219 в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана создан Межрегиональный координационно-аналитический центр по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования;

проведена школа–семинар для проректоров вузов, ответственных за работу по организации деятельности центров содействия занятости и трудоустройства выпускников;

проведен конкурс проектов среди региональных центров по молодежной политике по обеспечению занятости выпускников учебных заведений профессионального образования в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России»;

подготовлен приказ Минобразования России от 10.06.2002 № 2172 «Об установке в подведомственных Минобразованию России высших учебных заведениях информационной системы по трудоустройству и занятости выпускников»;

утверждено примерное Положение о центрах содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования;

разработана WEB-страница, содержащая информацию о реализации Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования, нормативные документы Министерства образования Российской Федерации, а также другую оперативную информацию по проблеме трудоустройства;

разработана информационная система, предназначенная для сбора, анализа и Интернет-публикации заявок и предложений по трудовым ресурсам на уровне учреждения профессионального образования, города, области, региона, страны; накопления статистики для анализа рынков труда; мониторинга состояния инфраструктуры профессионального образования; осуществления рекламно-справочных функций отображения номенклатуры и содержания образовательных услуг, условий их получения;

разработаны методические рекомендации (всего 10) по проблемам организационно-методической работы в области содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования;

развивается система временной занятости и работы с неполным рабочим днем (например, «студенческое братство» на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана, стройотрядовское движение).

Все эти и другие меры привели к следующим результатам:

в учреждениях высшего и среднего профессионального образования создано 334 центра содействия трудоустройству выпускников (из них 224 – в вузах, подведомственных Минобразованию России);

оказывается консультативная и методическая помощь по организации центров содействия занятости учащихся и выпускников учебных заведений профессионального образования, подчиненным другим министерствам и ведомствам;

разработана и функционирует информационная система по трудоустройству и занятости выпускников учреждений профессионального образования (на 29.12. 2002 получил пароль на ее установку 241 вуз);

осуществлено оснащение 10 региональных экспериментальных центров в рамках реализации направления 1.7. Федеральной программы развития образования.

Минобразование России принимало активное участие в разработке Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы и комплекса мер по ее реализации и материалов к заседанию Правительства Российской Федерации по вопросу «Об основных направлениях политики Правительства Российской Федерации на 2003-2005 годы и комплексе мер по ее реализации». Замечания и предложения Министерства, касающиеся вопросов рынка труда и образовательных услуг, повышения качества рабочей силы были включены в вышеназванные документы (в том числе в Межведомственную программу) и будут реализовываться совместно с другими министерствами и ведомствами.

При реализации Программы выявлены некоторые трудности и недостатки:

отсутствие системности в организации работы по трудоустройству выпускников на уровне вузов;

отрыв системы подготовки специалистов от реальных потребностей рынка труда и выпускников;

слабое взаимодействие с работодателями, государственными и общественными организациями по проблемам трудоустройства;

нерешенность вопросов административной подчиненности центров внутри образовательных учреждений и их финансирования;

проблемы с кадровым, материально-техническим, методическим и информационным обеспечением деятельности центров;

технические проблемы по установке информационной системы, связанные со слабой материально-технической и информационной базой ряда вузов.

Реализация намечаемых с учетом этого мероприятий в 2003 году должна позволить решить следующие основные задачи:

обеспечить высокий уровень конкурентоспособности выпускников учреждений профессионального образования, повышение их мобильности за счет постоянной ориентации профессиональных образовательных программ на потребности рынка, требования работодателей;

прогнозировать спрос и предложение на рынках труда и образовательных услуг и регулировать их путем изменения объемов, профилей и сроков подготовки специалистов;

обеспечить реализацию целевого набора и государственного заказа на подготовку специалистов;

реализовывать программы самоопределения и самопродвижения студентов и выпускников на рынке труда, перспективного планирования ими своей профессиональной карьеры;

стимулировать работодателей к разработке и реализации программ перспективного развития кадрового потенциала;

снять социальную напряженность в молодежной среде и в обществе в целом, лучше использовать интеллектуальный и производственный потенциал молодежи.

В системе среднего профессионального образования также ведется целенаправленная работа по обеспечению улучшения трудоустройства выпускников. По данным Госкомстата России, численность выпускников очной формы обучения средних специальных учебных заведений, не занятых в сфере труда или образования, составляет 12,5 % (в 1994 году – 36%). Уровень безработицы среди лиц, имеющих среднее профессиональное образование, в 2002 году составил 7,3% (в 1999 году – 12,8%).

Развивается система целевой контрактной подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, в рамках которой обучается более 130 тысяч студентов (8% от общей численности студентов, обучающихся за счет бюджетных средств).

В целях обеспечения улучшения трудоустройства выпускников средних специальных учебных заведений Институтом проблем развития среднего профессионального образования Минобразования России разработана примерная программа учебной дисциплины «Навыки поиска работы». Во многих средних специальных учебных заведениях реализуются дисциплины «Методы поиска работы», «Технология поиска работы», «Технология карьеры», «Эффективное поведение на рынке труда», проводятся деловые игры, психологические практикумы, направленные на подготовку студентов к ориентированию на рынке труда, поиску оптимальных возможностей трудоустройства.

В ряде средних специальных учебных заведений Минобразования России, Госстроя России, Минэнерго России, Минсвязи России и других министерств и ведомств имеется опыт работы по содействию занятости студентов и трудоустройству выпускников. В 60% средних специальных учебных заведений функционируют службы содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников, выполняющие следующие функции:

проведение маркетинговых исследований регионального рынка труда и рабочей силы с целью прогнозирования объемов и структуры подготовки специалистов;

обеспечение трудоустройства студентов, прежде всего, из малообеспеченных семей;

формирование базы данных о студентах, трудоустройство которых к моменту окончания обучения оказалось проблематичным;

организация профессиональной переподготовки нетрудоустроенных выпускников;

информационное сопровождение профессионального продвижения выпускников, оказание им консультационных услуг на всех этапах профессиональной карьеры.

Выпускники учреждений начального профессионального образования, как показывает практика, в основном востребованы работодателями. В целом по Российской Федерации прослеживается тенденция уменьшения числа не нашедших себе работу по причине отсутствия рабочих мест. (Таблица 1).

Для повышения объективности итоговой аттестации выпускников общеобразовательной школы и обеспечения равных возможностей на получение среднего и высшего профессионального образования предстоит осуществить изменение сложившейся системы выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения с учетом результатов эксперимента по введению единого государственного экзамена. При этом в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку по профессиям, предполагающим наличие определенных творческих, психологических, физических наклонностей, а также реализующих учебные программы повышенной сложности, могут быть установлены дополнительные требования к приему.

Эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) проводится Министерством образования Российской Федерации в течение трех лет в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» от 16 февраля 2001 г. № 119, «Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена» от 5 апреля 2002 г. № 222.

Ежегодно число участников эксперимента по введению единого государственного экзамена увеличивается (динамика участия приведена в таблице 2).

125 учреждений высшего и среднего профессионального образования, расположенных за пределами территорий, участвующих в эксперименте по введению ЕГЭ, принимали свидетельства о результатах ЕГЭ. В их число входили ведущие вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Организованно проводили прием по результатам ЕГЭ 35 вузов г. Санкт-Петербурга.

Из 15 вузов г. Москвы учитывали результаты ЕГЭ: Московский государственный институт международных отношений (университет), Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, Российский университет дружбы народов, Государственный университет – Высшая школа экономики, Московский государственный университет путей сообщения и другие.

Полученные результаты ЕГЭ коррелируют с результатами международных исследований и с результатами мониторинга, которые Минобразование России проводит в рамках широкомасштабного эксперимента по определению структуры и содержания общего образования.

Анализ результатов проведения ЕГЭ в 2001 – 2003 гг. показал, что в субъектах Российской Федерации, участвующих в эксперименте, повышается мобильность выпускников, поступающих в вузы. Так, в этих регионах увеличился конкурс в вузы, был зафиксирован прирост числа поступавших и поступивших выпускников из сельской местности. Многие выпускники поступили в вузы, не выезжая к месту его расположения.

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации на основе анализа результатов ЕГЭ организовали конкретную работу по повышению качества обучения.

Анализ успеваемости студентов первого курса, проведенный в ряде вузов, участвующих в эксперименте, показал, что корреляция между результатами ЕГЭ и итогами зимней сессии выше, чем соответствующая зависимость между результатами вступительных испытаний в традиционной форме и успеваемостью студентов.

По итогам трех лет эксперимента были получены положительные результаты:

подтверждена возможность достижения целей, поставленных при проведении единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ);

показана реальная возможность совмещения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в высшие учебные заведения;

решены некоторые технические задачи по использованию выбранной организационно-технологической схемы проведения ЕГЭ и подготовке контрольных измерительных материалов для ЕГЭ.

Следует отметить, что технология проведения ЕГЭ в целом успешно прошла апробацию в 47 субъектах Российской Федерации.

В основном разработаны подходы к созданию контрольных измерительных материалов, применяемых в ЕГЭ.

Вместе с тем до введения ЕГЭ необходима проработка следующих вопросов:

развитие и уточнение нормативной базы, регулирующей проведение ЕГЭ на федеральном и региональных уровнях;

совершенствование контрольных измерительных материалов;

совершенствование организационно-технологических процедур проведения ЕГЭ;

отработка различных вариантов организации информационных потоков на этапах подготовки и проведения ЕГЭ;

расширение сферы участия представителей вузов и ссузов на всех этапах организации подготовки и проведения эксперимента.

Ход эксперимента и его результаты в целом оцениваются Минобразованием России и участниками эксперимента как положительные.

По состоянию на 1 августа 2003 года все 47 субъектов Российской Федерации – участники эксперимента 2003 года подтвердили свое участие в эксперименте в 2004 году и 9 новых субъектов Федерации подали заявки на участие в 2004 году.

В целях информационного сопровождения эксперимента, оперативного взаимодействия с его участниками и заинтересованными лицами обеспечена постоянная работа сайта www.ege.ru.

Одновременно отрабатывается система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Министерством образования Российской Федерации была создана рабочая группа с привлечением ученых Российской академии наук, Российской академии образования, ведущих вузов России, которая подготовила Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования.

В ходе широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования в 2002-2003 гг. апробировались отдельные элементы Концепции.

Концепция и проект постановления Правительства Российской Федерации «О введении профильного обучения на старшей ступени общего образования» прошли широкое обсуждение во всех субъектах Российской Федерации, в нем приняли участие педагогические работники, родители, ученые, работники органов управления образованием субъектов Российской Федерации. Концепция и проект постановления Правительства Российской Федерации обсуждались на заседаниях Федерального координационного совета по общему образованию 24.04.2002 г. и 28.06.2002 г., на совещаниях и семинарах в регионах. Из 80 субъектов Российской Федерации получены отзывы, подтвердившие своевременность и значимость проблемы профильного образования.

Концепция предусматривает создание специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда, создание гибкой системы профилей и кооперацию старшей ступени общего образования с учреждениями начального среднего и высшего профессионального образования.

Концепция была одобрена на Всероссийском совещании по профильному обучению 28.06.2002 г. и после доработки утверждена приказом Минобразования России от 18.07.2002 г № 2783, поддержана Комитетом по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации (решение от 07.10.2002 г.).

Министерство образования Российской Федерации внесло в Правительство Российской Федерации проект постановления, согласованный с заинтересованными федеральными министерствами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования» от 09.06.2003 № 334 предусматривает проведение в 2003/2004, 2004/2005 и 2005/2006 учебных годах целевого эксперимента по введению профильного обучения на старшей ступени общего образования, создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) учащихся в старших классах общеобразовательной школы, апробацию нового содержания и форм организации учебного процесса с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии.

В целях координации деятельности по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования приказом Минобразования России от 26.06.2003 № 2757 утвержден план-график мероприятий по подготовке и введению профильного обучения и план-график повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения. «Основные направления реализации Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» обсуждены на семинаре в Сочи 25-27 сентября 2003 года.

В 2002 году проведен конкурс на разработку учебных пособий по элективным курсам для старшей школы. В рамках ФПРО в 2003 году объявлен конкурс на создание учебников для профильного обучения.

В соответствии с Концепцией профильного обучения учащимся будет предоставлена возможность получить профильную подготовку не только в старшей школе, но и в системе НПО и СПО. В настоящее время подготовлены концепции профильной общеобразовательной подготовки в этих системах, предусматривающие гибкие формы кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

В связи с предстоящим переходом на профильное обучение в старшей школе и необходимостью организации предпрофильной подготовки в 9-х классах вопросы профориентации приобретают особую значимость. В настоящее время готовятся учебные пособия, методические рекомендации по проведению профориентационной работы, профессиональных проб и консультаций. Этой проблеме будет уделено особое внимание в ходе планируемого в 2003/2004 учебном году эксперимента в девяти субъектах Российской Федерации по организации предпрофильной подготовки в 9-х классах общеобразовательных учреждений.

На состоявшемся 3 июля 2003 года заседании Совета по профильному обучению Минобразования России рассмотрен проект рекомендаций по вопросам организации государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений для участников эксперимента по предпрофильной подготовке.

Для расширения доступности образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи реализуется комплекс социально-экономических мер по обеспечению доступности образования на всех его ступенях. В числе этих мер важное место принадлежит процедуре разграничения полномочий и ответственности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; передача оплаты труда и обеспечения учебного процесса в муниципальных общеобразовательных школах в ведение субъектов Российской Федерации.

Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части финансирования общеобразовательных учреждений» 17 декабря 2002 года был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, принят ею и Советом Федерации. Закон предусматривает разграничение компетенции Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в вопросах организации общего образования.

В настоящее время проект примерного договора о соучреждении образовательных учреждений общего образования согласовывается с Минюстом России и Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации.

К компетенции субъектов Российской Федерации относятся обеспечение государственных гарантий гражданам на общедоступное и бесплатное начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование, а также финансирование получения гражданами бесплатного общего образования путем установления в бюджетах субъектов Российской Федерации субвенций муниципальным образованиям на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими основных общеобразовате

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте