search
main
0

Обесцененный компромат

У меня в руках бомба. Мина замедленного действия. Заряд огромной разрушительной силы, способный уничтожить и меня самого вместе со всеми. Сегодня на уроке я, пользуясь моментом (благо конец четверти и программа пройдена), решил провернуть одну авантюру. “Ребята, отнеситесь к этому серьезно. Сейчас вы напишете на чистом листочке фамилии всех преподавателей, которые у вас ведут. Затем напротив каждой фамилии постарайтесь по возможности честно и непредвзято отметить черты личности, характера и профессиональные качества, которые, во-первых, вам импонируют, а во-вторых, наоборот, режут глаза. Листочек не подписывайте. Публично обещаю никому эти листки не показывать, графологическую экспертизу не проводить. Это нужно лично мне, поскольку молодой учитель, по-моему, должен знать, что ученики ценят в нем (да-да, мою фамилию пишите тоже!) и его коллегах, а от чего следует избавиться и не повторять чужих ошибок, стремиться стать лучше. Только пожалуйста, пишите каждый сам, а не обсуждайте и не выносите коллективный вердикт.
И вот я сижу с тремя десятками вкривь и вкось исписанных тетрадных листов. И, честно говоря, не знаю, что с ними делать.
“Химоза меня бесит; ничего не может толком объяснить, никому не понятно, а она все чешет, чешет. А потом двойки”. “Химичка – плохой человек. И как учитель тоже. Может, она сама и знает предмет, только мы совсем ничего не сечем в химии. Вообще какой предмет, такой и учитель”. “Г.Р. уже заколебала вконец! Только и знает, что на каждом уроке плачется, какая у нее тяжелая жизнь, большая нагрузка, сколько она часов проверяет наши работы. А что у нас нагрузка – это ее не волнует, назначит прочитать книгу за три дня, и попробуй не сделай”.
Вот интересно, этот поток отрицательных эмоций – следствие возможности излить все, что накопилось за год? Или всего лишь частные обиды? Ведь иногда хорошим учителем бывает тот, кто просто улыбнулся по-доброму, а плохой – кто крепко отчитал, пусть даже и за дело.
“Л.Л. – козел! Завалил меня на контрольной. Что ему, жалко, что ли, если бы я списал? Будто сам никогда не учился в школе”. “От А.Н. плохо пахнет. Как с ней муж живет? Не моется она, что ли? Разве может учитель не следить за собой!” “С.С. не знает своего предмета. Сколько раз сама сбивалась и путалась на том, как пишется то или иное слово. А нас дерет за ошибки. Разве это правильно?”
Можно понять чьи-то личные обиды и мнения. Но когда из тридцати человек двадцать три повторяют одно и то же… “Н.Н. – взяточница! Ставит хорошие оценки тем, кто принесет ей горшок с цветком, помоет кабинет, достанет краску, оргстекло”. Ну надо же! А ведь не далее как на той недели директор ставил Н.Н. нам в пример, мол, посмотрите, какой зеленый кабинет, как хорошо и богато оформлен.
“Мальвина” всегда выбирает любимчиков и ставит им хорошие оценки. А если ты не понравился, то выше тройки не жди. Все равно докопается и зарежет”. “На уроках П.С. мы занимаемся черт знает чем, только не предметом. И за что ему деньги платят!” “П.С. за два слова может поставить пятерку. Это, конечно, хорошо, но мы-то ничего не знаем!” Эх, а на педсоветах П.С. всегда фигурирует как “преподаватель, который умеет всех, даже неуспевающих научить на “4” и “5”.
Но неужели тут только “чернуха”? Ведь просил же, отметьте и хорошие стороны. А, вот! “Н.Н. очень хорошо одевается. Для меня она – образец внешнего вида учителя”. “А.Н. добрая, всегда пойдет тебе навстречу, никогда сразу не ставит плохие оценки, даст возможность пересдать”. “М.М. – классный мужик! И поговорить по душам на уроке может, и объяснить по-человечески”. “Д.Л., мне нравится как мужчина…” “У “Мальвины” хорошее чувство юмора. Жаль, что оно не развито у большинства других учителей!”
Мне они написали довольно лестную характеристику-отзыв. “А.Н. хорошо дает материал, интересно. Правда, у него на контрольной невозможно списать!” “Вы – хороший учитель. Только иногда уж слишком зацикливаетесь на своем предмете и напоминаете этакого ботаника”. “У А.Н. можно посмеяться на уроке. Но почему-то сам он почти не улыбается”. Что и говорить, приятно. Может, потому, что выполняли “мой заказ”, рука не повернулась? Хочется верить, что вряд ли.
Но в самом же деле, что из всего этого следует? Ведь по логике вещей оценка учителя учеником – самая важная его характеристика. Тут уж никакие регалии и звания не помогут. А если все в один голос говорят (здесь: пишут – значит думают) о серьезных недостатках, то нужно бить тревогу. Но как?! Если я подойду к “химозе” и пусть даже самым деликатным образом доложу, что о ней думают – что она плохо объясняет, завышает требования и занижает оценки, – так ей все это будет мимо ушей. Скажет, “им все не так, все сложно, лишь бы не работать и не учить”. Другие же глубоко оскорбятся и затаят обиду. “Ах, это я не знаю предмета? Ну так вы у меня попляшете!” Ведь если преподаватель плохо ведет предмет, если он незаконно ставит оценки, фактически обменивая их на материальные ценности, и ученики это видят, то в первую очередь нужно об этом сообщить завучу, директору. Но и тут тупик: “А на каком основании вы проводили этот социологический опрос? А для чего? На кого вы собираете компромат?”
У меня в руках стопудовый груз чужих обид и справедливых (я уже не сомневаюсь в этом) возмущений. Но что с ними делать? И зачем я все это затеял?
Андрей НЕСТЕРОВ,
учитель биологии
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте