Елена Эрдынеевна проработала в школе 29 лет. Старшая пионервожатая, воспитатель группы продленного дня, организатор по внеклассной и внешкольной воспитательной работе, заместитель директора по учебно-воспитательной работе – послужной список Елены ДОНДОКОВОЙ читается как роман. Сегодня жизнь учителя биологии Агинской гимназии Агинского Бурятского автономного округа так же насыщенна.
Она руководит гимназическим Малым научным обществом. Один ее ученик награжден Малой научной медалью на VIII Всероссийской конференции, другой был участником Международной научной выставки ЭКСПО-НАУКА ESI в г. Гренобле (Франция), третий включен в состав национальной команды России на Лондонский научный фестиваль 2003 года. А дома растут два внука, требуя ежедневного внимания бабушки.
Выбор профессии состоялся еще в раннем детстве. И он был не случайным, потому что у нашего народа стремление к духовному совершенствованию, к знаниям всегда высоко ценилось. Человек, ведущий по дороге знаний, мог с гордостью сказать о себе: «Я – учитель». Ибо, согласно восточной мудрости: родители создают тело, учителя – душу.
Увидеть в каждом ученике личность, его неповторимость и индивидуальность, учить доброте и честности, любить и оберегать природу, уважать мысли и чувства ребенка – что может быть лучше этой миссии на земле? В.Сухомлинский говорил: «Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще всего потому, что его не учат делать хорошее».
Поэтому суть моей педагогической философии – воспитывать гуманную и творческую личность, стремящуюся беречь все живое на земле.
Научить ребят делать хорошее, сопереживать, восторгаться творениями природы и охранять их можно только, если сам увлечен своим предметом, по-настоящему веришь в истину, добро, справедливость, умеешь заглянуть в душу ребенка, понять его проблемы. И здесь мне помогают принципы теории воспитания Адольфа Дистервега: учет индивидуальных особенностей развития ученика, знание среды, в которой живет и общается ребенок, предоставление ребенку права на свободное самоопределение, не подавление свободного развития, а направление и корректировка. Современное общество нуждается в людях, которые способны вести самостоятельный поиск, делать открытия, решать проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.
На уроках биологии ученики получают ответы на практические вопросы о повседневной, наблюдаемой стороне биологических явлений, что дает им возможность творчески реализовать свои индивидуальные качества в общей культуре человечества. С самого порога класса начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками. Я стараюсь передать своим ученикам не только свои знания, но и мысли, чувства:
Где нет нутра, там не поможешь потом.
Цена таким усильям медный грош.
Лишь проповеди искренним полетом
Наставник в вере может быть хорош.
Гёте. «Фауст»
Не обмануть доверие ученика, вселить в него веру в себя, в человека, в родную землю – вот главный принцип моей работы. Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету.
Моя эмоциональность и чувство юмора помогают поддерживать ученика в нелегком пути к знаниям. Атмосфера доброжелательности окружает моих учеников: малейший успех замечается и поощряется учителем. Но оценка достижений должна быть адекватной выполненной работе. Ребят не обманешь, они тонко чувствуют фальшь: «Объективность прежде всего!»
Духовный труд ребенка: радость открытий, сопереживание поискам, сладость творчества – плод моих усилий. Я счастлива – я учитель.
Каким будет XXI век? Каким будет будущее нашей планеты? В первую очередь это зависит от учителей биологии. Бережное отношение к природе, глубокое детальное осмысление настоящего – это и есть устремленность в будущее.
Комментарии