В основу обучения иностранному языку в нашем лицее положен интенсивный метод с его широкими возможностями активизации резервов личности. Решая различные коммуникативные задачи повседневного общения, дети не только развивают способности общаться на английском языке, но и стремятся проявить свои лучшие человеческие качества.
Метод интенсивного обучения основан на принципах, разработанных Г.А.Китайгородской. Это прежде всего ситуативно-ролевая организация учебного материала и учебного процесса, концентрированность и насыщенность предъявляемого материала, личностно-ориентированный характер общения и т.д.
Данный курс предусматривает проблемный подход к обучению иностранному языку в лицее. Проблемные коммуникативные ситуации развивают творческое мышление, активизируют внимание, память, требуют применения знаний, умений и навыков в новых условиях.
Природа мудра. Она запрограммировала нас так, что каждый может найти свое “место под солнцем”. У каждого с рождения заложены те или иные способности. Благодаря этому у человечества есть гениальные ученые (интеллектуальная сфера), великие поэты и актеры (эмоциональная сфера), выдающиеся спортсмены, балерины, танцоры (психомоторика), искуснейшие ювелиры, резчики по дереву, портные, повара и т.д. (прикладные умения).
Непонятным остается стремление сделать всех одинаковыми, в разной мере умными и умелыми сразу во всех областях. По этой причине в последнее время все большее количество школ идет по пути дифференциации процесса обучения.
Под этим понятием подразумевается создание различий между частями образовательной системы (школами, классами, отдельными учебниками) в образовательных целях, в методах преподавания, расписании.
Когда говорят, что в школе “осуществляется индивидуальный подход”, очень важен именно последний компонент дифференциации процесса обучения.
Перечислим направления, по которым идет этот процесс:
1. Образовательные цели.
2. Уровень выполнения задания.
3. Первоначальный уровень развития ребенка.
4. Время обучения (время на выполнение задания).
5. Содержание обучения.
6. Последовательность подачи учебного материала.
7. Структура учебного материала.
8. Подход к обучению.
9. Виды учебной деятельности.
10. Применение знаний.
11. Оценка.
На практике многие из перечисленных направлений неотделимы друг от друга и используются в совокупности. Но давайте поговорим пока лишь об оценках. Всякая оценка предполагает диагностику состояния оцениваемого объекта. Различают несколько видов оценочных шкал: количественную и порядковую. Количественная шкала делится на абсолютную и относительную, а порядковая – на ранговую (рейтинговую) и дескриптивную (аналоговую и знаковую).
Остановимся более подробно на таком случае порядковой оценочной шкалы, как ранговая или рейтинговая система. Частным случаем данной системы является модульно-рейтинговая система. Она имеет ряд сходных признаков с количественной оценочной шкалой, но, что очень важно, таковой не является. Рейтинг – это действительное число, но получается оно либо путем опроса субъективного мнения экспертов (рейтинг политических деятелей, популярности телевизионных ведущих, актеров, фильмов и т.д.), либо путем набора очков, пунктов, баллов. Слово “рейтинг” в переводе с английского обозначает “оценка”, “класс”, “разряд”. Можно в любой момент времени подвести итоги рейтинга и определить место ученика среди других по усвоению курса. Кроме этого, модульно-рейтинговая система обучения требует структурирования фактического и понятийного материала курса, а также снижения вклада экзамена или зачета в итоговую оценку в пользу результатов систематической работы лицеистов в семестре.
Как же работает данная система? Учебные дисциплины можно разделить на три вида: имеющие экзамен, зачет и не имеющие таковых в данном семестре. Максимальная сумма баллов за семестр варьируется в зависимости от степени сложности и количества учебного материала, вводимого в течение семестра и даже в зависимости от профиля группы (экономическая, физико-математическая или биолого-химическая группы). Сумма баллов может варьироваться до ста и более (примеры рейтинговых таблиц прилагаются).
Вся программа курса разбивается на модули. Баллы выставляются по точкам промежуточного контроля, которыми оснащен каждый модуль. Точки промежуточного контроля могут включать самостоятельные работы, тесты, контрольные работы, участие в олимпиадах, знание конкретной лексики, грамматики, тем.
Итоговая оценка определяется суммой баллов, набранной учениками в течение семестра + рейтинг зачета или экзамена, если они определены учебным планом. Ученик допускается до сессии, если он, предположим, набрал 50 баллов из 100 (не менее).
В 1994-1995 учебном году данная система оценивания была введена экспериментально на базе одной группы (экономической). Проанкетировав ребят, проанализировав результаты, пришли к выводу, что данная система оценки еще в начале семестра определяет конечный результат, заставляет упорно трудиться, она заинтересовала ребят своей необычностью, новизной, расширила диапазон времени сдачи пройденного материала, повысила самостоятельность ребят, что в этом возрасте очень важно.
Опросив 67 человек, преподаватели сделали вывод, что абсолютное большинство ребят выступают за данную систему оценки. 70% признали ее справедливее, чем обычная оценка, подтвердив тем самым ее объективность. Рейтинг дает возможность выбора времени сдачи нормативов и право выбора из числа предложенных. Таким образом, она более реально учитывает индивидуальные особенности учащихся.
Татьяна ЕРШОВА,
преподаватель английского языка общеобразовательного лицея N 1
Усолье-Сибирское,
Иркутская область
Комментарии