search
main
0

Объективная необходимость, или Размышления о реформах

Что такое реформа? Общественные процессы в зависимости от скорости и интенсивности их протекания называют эволюцией, реформой, перестройкой и революцией. Эволюция – естественное развитие событий, при котором данное явление протекает в том же темпе, как и другие явления. Но такие идеальные условия, как правило, история не предоставляет, и каждое явление, цепляясь за многие другие, тормозится или, наоборот, ускоряется в общей реке времени. Тогда, если отставание незначительное, необходимо провести реформу. Если отставание существенное, то уже необходима перестройка, а при катастрофическом отставании становится неизбежной революция.
Люди обычно сами себе создают препятствия, природу тут винить нечего. Основные причины этому две – несовершенство человека и несовершенство человеческого общества. Существенная часть усилий человечества направлена не на созидание, а на ликвидацию последствий собственной глупости и недальновидности. Все реформы, перестройки и революции являются расплатой за то, что что-то не было предусмотрено, было сделано не вовремя или не так.
Наше российское образование, увы, не исключение. Но его отставание – это не отставание от американского или от какого-либо другого образования, а если так можно выразиться, отставание от самого себя.
За точку отсчета, на наш взгляд, нужно взять 1917 год. Революция, ликвидировав известные недостатки старого строя, тут же породила массу новых. За годы советской власти была создана система государственного образования, доступного всем социальным слоям. Мощно развились науки, связанные с военной промышленностью (математика, физика и т.д.), а на этой почве – и соответствующие направления образования. Но те науки, которые оказались идеологизированными, отстали безнадежно, а вместе с ними отстало и образование. Юриспруденция и экономика сильно отстали еще и потому, что развивались сугубо утилитарно, применительно к той специфической общественной структуре, которая сейчас уже не существует. Таким образом, значительная часть нашего образования нуждается в реформировании. Это весьма длительный процесс, ведь научные школы – основа всякого серьезного образования – создаются десятилетиями, если не столетиями.
Далее, перестройка всей экономики страны повлекла за собой перестройку экономики образования, а следовательно, и реформу всего здания образования.
Важнейшим фактом является то, что в условиях рыночной экономики, нравится нам это или нет, образование становится товаром. Оно становится сферой экономических интересов не только государства в целом, но и отдельных граждан, муниципалитетов, регионов, частных фирм, то есть всего гражданского общества, всех его слоев и институтов. Специфика советского образования состояла в том, что негосударственные составляющие практически отсутствовали. Образование служило государственной цели – воспитанию строителя коммунизма. Сейчас происходит естественный процесс вовлечения всего сообщества в сферу образования, причем каждый участник этого процесса должен нести свою долю ответственности, в первую очередь – по финансированию. И вот здесь возникает одна из главных проблем: финансовое положение всех участников является неопределенным. Средний класс еще не сформировался; межбюджетные отношения не отлажены; субъекты Федерации и муниципалитеты по разным причинам как объективным, так и необъективным мало внимания и средств уделяют образованию. Но как сделать так, чтобы на данном этапе образование не страдало? Я считаю, что государство должно весьма осторожно передавать “вниз” свои полномочия в сфере образования.
Существует еще один важный объективный процесс, связанный с образованием и происходящий в течение последнего столетия во всех странах мира. Я имею в виду постоянное увеличение сроков обучения. Практически все государства сейчас перешли на срок обучения 12 и более лет. Именно этот факт свидетельствует об объективности процесса. Поэтому рано или поздно и нам придется неизбежно идти по этому пути. Человеческое сообщество уже поняло, что учиться надо много. Грамотный гражданин – основа современного гражданского общества, малограмотный – существо, как правило, асоциальное. Когда-нибудь мы придем к тому, что каждый гражданин будет учиться всю жизнь. Во многих странах, в том числе и в России, начинает развиваться так называемое третье образование, учатся даже пенсионеры. Поэтому к переходу на двенадцатилетку давайте готовиться заранее, чтобы потом не делать это в авральном порядке.
Теперь о едином государственном экзамене. Есть много доводов как за него, так и против. Хотелось бы, конечно, чтобы успехи абитуриента зависели только от уровня его школьной подготовки, а не от формы экзамена. Но слишком уж много желающих поступить на модные специальности. Нынче, в эпоху торжества псевдодемократических ценностей, заставить ребенка учиться становится все сложнее. И все больше желающих купить образование.
С помощью единого государственного экзамена можно преодолеть взяточничество. Итоги прошедшего в этом году эксперимента по ЕГЭ еще будут обсуждаться, но один важный и весьма положительный факт я хотел бы отметить сейчас. В Чувашии, единственном регионе, проводившем эксперимент на всей территории, в этом году из сельских школ поступило в вузы на 15% учащихся больше, чем обычно. Уже один этот факт доказывает, что эксперимент следует продолжить.
В жарких дискуссиях об образовании почему-то часто возникает вопрос: чье образование лучше, наше или американское? Ответим так: отчасти наше, отчасти заокеанское. Американские конгрессмены были поражены, когда узнали, что из 450 депутатов Российской Думы только 12(!) захотели работать в Комитете по образованию и науке. У них же вопрос улучшения образования в своем штате – первый или второй пункт избирательной программы! Иначе избиратели не поймут. У каждой школы (средний бюджет – 10-15 млн. долларов) несколько попечительских советов разного уровня, и все – с богатыми спонсорами. Все американское общество снизу доверху озабочено образованием. Вот в этом с них можно и нужно брать пример.
Но улучшать образование по-американски – значит улучшать его материальную базу. Содержание образования американцев волнует значительно меньше. Более того, они сознательно избегают серьезного образования, дабы не переутомить ребенка, поэтому учиться в американской школе легко и приятно. Ведь большинство детей любят играть, а не учить трудные уроки.
Российское же образование всегда было значительно более серьезным и глубоким, и в этом его сила. По большому счету именно фундаментальное образование составляет наше главное, а может, и единственное преимущество на мировой арене. Если государство не будет его специально поддерживать, то оно пропадет. Многие согласны платить за то, чтобы получить специальность юриста, экономиста, психолога, управленца, но почти нет желающих обучаться на платной основе математике, физике или филологии. Поэтому должна быть государственная программа поддержки фундаментального образования на всех уровнях обучения.
Еще один острый вопрос – “бесплатное образование”. И кто только выдумал это словосочетание! Образование всегда стоило дорого. Мы платим за образование через налоги. Как городской депутат со стажем, я знаю, что на образование уходит 30-40% городского бюджета. Но налоги составляют незначительную часть доходов бюджета. С 60-х годов государственный бюджет пополняется в основном за счет продажи природных ресурсов, в первую очередь нефти и газа. Следовательно, отрасль образования, как и весь бюджет, уже давно сидит на нефтяной игле. При такой экономике неизбежно должен наступить момент, когда денег начнет не хватать на все, в том числе и на образование. Ведь уменьшение преподавательских зарплат (как абсолютное, так и относительное) началось еще задолго до перестройки. Именно тогда до неприличного усилилась борьба за успеваемость и выросла преподавательская нагрузка.
Для успешного проведения любой реформы необходимы два условия: деньги и сильная власть. Денег явно не хватает – слишком много уходит на перестройку государственного организма и, кроме того, в последние годы резко увеличилось число участников образовательного процесса. Растет число вузов, студентов, специальностей, специализаций, но возможности государственного финансирования ограничены. Постепенно затраты на перестройку будут уменьшаться, а на образование – расти. Этот процесс заметен уже сейчас. Деньги нужны прежде всего для обеспечения нормальной зарплаты школьным учителям и преподавателям вузов, причем в первую очередь – молодым преподавателям. Где взять деньги? На наш взгляд, правительство идет в правильном направлении, проводя налоговую реформу, упорядочивая финансовые потоки, отменяя льготы.
Но часть отмененных льгот в сфере образования нужно компенсировать указами президента, поддерживающими образование. И следует серьезно подумать, прежде чем лишать образовательные учреждения их специального статуса. Сфера образования исключительно специфична: это и область максимального приложения социальных обязательств государства, и необходимая компонента прогресса в любой сфере человеческой деятельности, и основа развития человеческой личности и культуры в целом. Такая всеохватность подразумевает особое отношение к российской системе образования, сложившейся в течение нескольких столетий.

Александр ШЕЛЕХОВ,
член Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, доктор физико-математических наук, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте