Нас тревожит судьба модернизации российского образования, мы не хотели бы, чтобы были остановлены на полпути или сведены на нет наши усилия в этом направлении. Процесс, набравший мощные обороты за три последних года, на мой взгляд, родился не в недрах министерства, а стал коллективным детищем всего российского педагогического сообщества. Эта концепция, может быть, и не бесспорна, но она хорошо определяет направления развития отечественного образования.
Почему я тревожусь за судьбу модернизации? Уж очень наскакивают на нее противники, в последнее время особенно усилилась критика по поводу ЕГЭ. Одно из совещаний, которое было проведено с ректорами вузов области, мою тревогу только усилило.
Не стремясь противопоставлять ректорский корпус и отдельные регионы, где критически относятся к ЕГЭ, тем не менее хочу высказать свою поддержку этому важному делу. Прежде всего единый госэкзамен позволил сделать не только очень доступными, но и прозрачными механизмы поступления выпускников школ в высшие учебные заведения и техникумы, что особенно важно для сельских школьников. По Томской области год от года увеличивается количество детей из села, которые поступают в вузы, значит, этот экзамен позволяет соблюсти принцип социальной справедливости.
Разработка и использование тех контрольно-измерительных материалов, которыми мы пользуемся для проведения ЕГЭ, позволяют выстроить более четкие ориентиры для образовательных учреждений, педагогов, которые готовят детей к сдаче экзамена. Появляется настоятельная потребность во внесении изменений в сами образовательные программы, что позволяет их совершенствовать. Те данные, которые мы получаем по результатам сдачи ЕГЭ, по большому счету перестраивают всю систему работы в образовательном учреждении. Раньше предметы имели обобщенно-теоретизированный характер, сегодня же понятно, в каком направлении надо двигаться каждому учреждению. Ну и наконец, в ходе эсперимента, безусловно, доказана логика совместимости выпускных школьных и вузовских вступительных экзаменов. На мой взгляд, самое главное – это то, что ЕГЭ позволил впервые дать объективную, независимую государственную оценку знаний выпускников школ. Раньше такой оценки не было. Может быть, впервые за многие годы государство получило представление о реальном положении дел в российском образовании в целом и в каждой школе в отдельности. Видимо, когда эта объективная картина возникает, одних она пугает, а других заставляет помогать школе. Кому же это не нравится прежде всего? На мой взгляд, отдельным вузовским работникам – понятно, по каким причинам. В целом реальное положение дел может пугать вузы, поскольку нарушается их монополизм. Также это не всегда устраивает учителей школы, и мы не должны на это закрывать глаза. Впервые учитель получает оценку собственной работы. Кого экзамен заставляет помогать школе? Родителей, которые наконец-то увидели, что представляет собой учебное заведение, куда ходят их дети, по сравнению с другими школами. Экзамен начинает привлекать спонсорскую помощь.
Мы частенько ругаем СМИ за то, что на страницах газет, журналов, на телеэкранах так много внимания уделяют ЕГЭ. Но благодаря этому развился колоссальный интерес к этому эксперименту и к школе вообще, что взбудоражило все общество. Мне кажется, главная заслуга ЕГЭ – формирование массового сознания по отношению к образованию. Я думаю, все положительные результаты от введения единого экзамена пока не может определить никто.
Я предлагал и предлагаю сделать все, чтобы уже в этом учебном году перевести проведение ЕГЭ в штатный режим, перейдя от эксперимента к практике.
Надо дать государственный статус тем центрам, которые реализуют процедуру проведения ЕГЭ в регионах. Придание этого статуса позволит центрам не только реализовывать техническую сторону проведения ЕГЭ, но и обеспечит мониторинг качества знаний школьников на всех ступенях обучения. Кроме того, это действительно поможет перейти к аттестации и образовательных учреждений, и педагогических работников на основе объективных результатов их деятельности.
На мой взгляд, отдельные недостатки в проведении ЕГЭ, которые, естественно, возникают при проведении любого нового дела, во многом вызваны, наверное, тем, что научная педагогическая общественность России наблюдает за этим процессом вроде как со стороны: получится – хорошо, не получится – мы здесь ни при чем. Я уверен, что успех эксперимента будет обеспечен при крепком творческом союзе системы образования с РАО и РАН.
Леонид ГЛОК, начальник управления образования Томской области
Комментарии