«Мы теперь получим от бюджета меньше, чем раньше. Зачем нам это нормативное финансирование?» – негодуют педагоги Воронежской области (см. «УГ» № 5). Однако из комментария к статье становится ясно, что данные им средства – это только часть того, что полагается. Да и на систему нормативного финансирования это мало похоже – изменили только количество выделяемых сверху средств, и все.
Между тем новое финансирование тесно связано со многими организационными, структурными, методическими, кадровыми и другими переменами. Только комплекс мероприятий может привести к ожидаемому результату.
Сегодня только ортодоксальные чиновники продолжают оставаться сторонниками сметного исполнения бюджета, так считают в Самарской области, где уже несколько лет проводится эксперимент по нормативному финансированию. Точнее для педагогов и управленцев области это уже не эксперимент, а обычная жизнь. Здесь уверены, что сметное финансирование остается продолжением командной экономики. Школьник приносит средства в выбранное им учреждение образования, и тогда школа строит свою работу так, чтобы привлекать детей, а не поддерживать благосклонность влиятельного чиновника.
В регионе сложилась схема разделения полномочий и ответственности в сфере образования. Субъект Федерации отвечает за качество образования и финансирует затраты на образовательный процесс, муниципалитет, как собственник, отвечает за подготовку и функционирование зданий и сооружений и финансирует связанные с этим расходы, а также собственные программы в сфере образования. Граждане запрашивают и финансируют дополнительные образовательные услуги. В этой схеме четко заданы функции и бюджеты всех уровней – участие и ответственность.
Проводится оптимизация сети общеобразовательных учреждений области. Они объединяются (образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста – начальная школа – детский сад), присоединяются (реорганизация в филиалы, создание образовательных учреждений с дошкольными отделениями), преобразовываются (с повышением или понижением уровней образования).
Наконец, созданы образовательные округа – межмуниципальные объединения. На первом этапе руководитель округа назначается. На последующем этапе может и избираться. Созданы попечительские советы округов, в которые входят уважаемые люди, в том числе руководители местного самоуправления. Попечительские советы работают и в каждой школе.
Для чего нужны эти новшества? Многие считают, что в нашей стране и так хороший уровень образования. В Самарской области думают несколько иначе. Современная система образования сталкивается с различными проблемами, решение которых требует быстрой реакции, мобильности. Главная из них – ускорение и непредсказуемость экономического и технологического развития. Это вызов образованию, потому что исторически все его системы создавались для подготовки молодых людей и адаптации их к жизни общества. «Сегодня мы должны готовить молодежь к жизни в условиях, которые в настоящий момент даже не можем себе представить», – считает губернатор области Константин Титов.
Система нормативного финансирования образовательных учреждений введена в области с 1998 года. В составе норматива затраты, необходимые для осуществления учебно-воспитательного процесса и материального обеспечения учеников. Средства всех сельских территорий и малых городов объединены в составе норматива в областном бюджете.
Новый порядок предполагает перечисление денег в соответствии с нормативом, а не конкретно на заработную плату, питание и т.д. Распоряжаться этим деньгами – задача руководителя учреждения, который имеет возможность проводить структуризацию и оптимизацию своего учреждения. Причем одним из самых явных результатов централизации средств стало погашение задолженности по заработной плате.
За прошедшие 6 лет 33 учреждения дошкольного образования, потеряв статус самостоятельного лица, стали комплексами школа-сад, 101 начальная школа переведена в статус филиала. В результате реорганизации школ основного общего образования их количество уменьшилось на 15, а экономия заработной платы от сокращения численности административно-хозяйственного персонала составила 2,3 млн. рублей в год.
Введение норматива привело к увеличению наполняемости классов, уменьшению количества учителей в расчете на одного ученика и дало относительную экономию педагогической зарплаты на 21 млн. рублей в год.
В результате эксперимента численность педагогов с высшим образованием возросла с 69 процентов до 79, а со средним профессиональным педагогическим образованием – снизилась с 24 до 17.
Комментарии