В первый день работы перед участниками совещания выступили Александр Сайбединов, президент Ассоциации лучших школ России, директор губернаторского Светленского лицея Томской области, Галина Меркулова, председатель Профсоюза работников народного образования и науки, Исаак Калина, директор Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России, Эдуард Никитин, ректор Академии повышения квалификации работников образования, Геннадий Бордовский, ректор Российского государственного педагогического университета. Выступали и директора учебных заведений, которых Александр Сайбединов назвал миллионерами, имея в виду победы многих школ в национальном проекте: они делились опытом работы, а также высказывали свои мнения о реализации национального проекта «Образование» в регионах.
Во второй половине дня были сформированы три группы: «Право», «Финансы и экономика», «Содержание образования». Директоров знакомили с новейшими законами, разработками по отраслевой системе оплаты труда и другими актуальными для повседневной практики документами. К сожалению, в число руководителей этих групп не вошли специалисты ЦК профсоюза, которые участвуют в подготовке законопроектов, работают совместно с депутатами и чиновниками Министерства образования и науки РФ, Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства финансов и Министерства экономического развития и торговли. Наверное, имело смысл использовать уникальный потенциал профсоюза, ведь не случайно его советами и консультациями постоянно пользуются правительственные структуры.
На второй день выступления были более практико-ориентированными. Ольга Крутова, директор Центра модернизации общего образования академии рассказала о том, как с помощью мониторинга выстраивать систему управления образовательным учреждением. Марьяна Безруких, директор Института возрастной психологии РАО посвятила свое выступление проблемам подготовки детей к школе, а Галина Ковалева, директор Центра оценки качества образования ИСМО РАО ввела присутствующих в круг проблем единого государственного экзамена. Особый интерес вызвало выступление Александра Чубарьяна, директора Института всеобщей истории РАН, который руководит работой по созданию новых учебников по истории.
С таким предложением обратилась к участникам совещания Галина МЕРКУЛОВА, председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ:
– Я давно не работаю директором школы, но девять лет, проведенные в этой должности, позволяют мне считать нынешних директоров коллегами. Руководство школой всегда было непростой задачей, а в последние пятнадцать лет особенно. Ситуация в образовании пока остается сложной, но мы имеем право сказать, что сегодня появляется надежда на ее улучшение.
Миссия профсоюза – та самая «вредность», которую испытывают от наших действий все уровни власти, та критика, которую они слышат от нас во все времена, – нужна для отстаивания интересов педагогов, работников образования. В образовании работают люди, преданные ему, детям, которых обучают и воспитывают своим примером. Я преклоняюсь перед российскими директорами, которые за последние пятнадцать лет приложили титанические усилия, сумели преодолеть все препятствия и стали лучшими.
Профсоюз – это исторически сложившийся институт гражданского общества. Сегодня начинается формирование иных институтов. К числу первых я отношу и Ассоциацию лучших школ России, которая объединяет профессионалов наивысшего ранга. Создан и клуб лучших учителей.
Мы прекрасно понимаем, что институты гражданского общества не могут создаваться по команде сверху, они могут формироваться только тогда, когда люди сами приходят к выводу о необходимости объединяться. Именно поэтому были созданы Ассоциация и клуб лучших учителей. Признаюсь, еще полтора десятилетия назад, когда профсоюз стал учредителем конкурса «Учитель года», а потом конкурса «Лучшие школы России», мы уже начали думать о том, что со временем обязательно возникнет необходимость создания таких объединений. Они возникают, и это прекрасно, потому что я в полной мере согласна с тем, что нужно уметь быть хозяевами своей страны.
Ассоциация и клуб обратились к коллегам с призывом об объединении, я познакомилась с уставами, с целями этих организаций и соотнесла их с теми целями, которые ставит профсоюз. Мы понимаем, что не можем становиться замкнутой структурой и ограничиваться только той сферой деятельности, которой профсоюз призван заниматься. Мы продумали программу развития профсоюза, осознавая, что наша организация и лучшие учителя, лучшие директора, педагоги, которые попали в число лучших в рамках национального проекта «Образование», должны стремиться к одной цели. Эта цель – сделать все, чтобы образование развивалось адекватно тем процессам, которые происходят в мире, чтобы все вместе мы имели возможность выражать профессиональное мнение и влиять на государственную политику в отношении образования. Это записано в документах и Ассоциации лучших школ, и клуба лучших учителей.
Если каждый из нас будет работать сам по себе, в одиночку высказывая свою позицию по тому или иному поводу, вряд ли у нас что-то получится. Поэтому Профсоюз работников народного образования и науки РФ выступает с предложением. Мы считаем необходимым создать Лигу образования, которая объединит как равноправных партнеров профсоюз, Ассоциацию лучших школ, клуб лучших учителей России, педагогов, победивших в рамках национального проекта, и другие организации. Будет правильно, если мы, используя опыт, возможности, потенциал каждого из этих общественных институтов, будем вырабатывать общие подходы в рамках Лиги образования, чтобы было понятно: это согласованное мнение педагогического сообщества. Мы должны привлекать и родителей, и общественность, то есть всех тех, кто искренне заинтересован в том, чтобы образование развивалось.
Сегодня рождается много всякого рода ассоциаций. Как правило, это организации, которые создаются на время. Процесс создания таких ассоциаций интенсифицирует руководство политических партий, причем тогда, когда готовятся очередные выборы. Но когда выборы проходят, все обещания забываются, исчезает интерес к образованию, а года через четыре партии снова к этому возвращаются. Считаю, что все это делается в корыстных политических целях.
Профсоюз был, есть и будет. Образование было, есть и будет. Поэтому я хочу призвать директоров лучших школ к конструктивному сотрудничеству в рамках Лиги образования. Очень надеюсь, что директора откликнутся на это предложение, ведь это в наших общих интересах. Мы хорошо друг друга понимаем, у нас нет каких-либо конъюнктурных интересов, наши встречи показывают, что все мы стремимся к единой цели в рамках тех полномочий, которыми каждый из нас обладает. Но сегодня, как нам кажется, наступил час «Икс», когда нам надо консолидироваться.
Мы прекрасно понимаем, что школа – живой организм, он очень чувствителен, хрупок, он тяжело реагирует на все внешние явления, которые есть в обществе, и стремится выстроить внутри такую сбалансированную систему, чтобы она работала и не давала сбоев. Учителя, директора и коллективы школ в целом делают это с достоинством и поэтому имеют право на то, чтобы выражать свое мнение и влиять на государственную образовательную политику. Делать это нужно сообща. Лига – не политическое объединение, профсоюз не собирается быть монополистом. Мы приглашаем ассоциации, клубы, другие общественные организации и гражданские институты, чтобы взаимодействовать на равноправных партнерских условиях, чтобы вносить обдуманные предложения тем уровням власти, от которых зависит решение многих проблем. Профсоюз имеет такое право и делает это, но если мы объединим усилия и будем высказывать свое мнение по более широкому кругу направлений развития образования, то это принесет только пользу нашему общему делу. На мой взгляд, в этом заинтересовано и Министерство образования и науки РФ. Встречаясь с Президентом РФ, я убедилась, что и у Владимира Владимировича есть искреннее желание слышать голос гражданского общества, его институтов, тем более таких профессиональных, как Ассоциация лучших школ, объединение лучших учителей, как Профсоюз работников народного образования и науки.
Комментарии