Важным условием успешного изучения темы “Имя числительное” в 6-м классе я считаю постоянную и разнообразную практическую работу. Ознакомить учеников с грамматическими особенностями числительных, научить правильно склонять их, отличать от других частей речи в трудных случаях можно на историческом, фольклорном материале, т.к. обращение к нему на уроках русского языка вызывает интерес детей к истории отдельных слов и к истории русского народа, его материальной и духовной культуре. В работе использую книгу “Рассказы “Начальной русской летописи”, М., 1982.
О древнем Киеве, о жизни князя Олега, о прежней системе счета, о старинных способах исчисления вместимости кораблей напоминают ребятам такие предложения (они же послужат и для отработки навыков определения роли числительных в предложении):
“И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а была в каждом корабле по сорок мужей”. “Когда прошло четыре лета, на пятое, пришел Олег от Царьграда в Киев” .
Интересны и поучительны для шестиклассников примеры из жизни Владимира Мономаха. Отрывки из текстов о нем можно предложить ученикам для выполнения следующих заданий: выписать числительные, определить разряд, указать падеж, число, род (в возможных случаях), роль в предложении:
“А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет”. “А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая, до вечерни” и т.п.
На основе предложений из памятников древнерусской литературы можно провести различные виды работ. Например: “Варяги в тех городах – пришельцы, а первое население в Новгороде-словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, а теми всеми владел Рюрик”.
Задания к тексту: выписать числительные и местоимения; выписать сложные слова с соединительной гласной; подчеркнуть однородные члены.
Повторы однокоренных слов, которые характерны для древнерусских произведений, позволяют дать задание по отработке навыков словообразовательного разбора: “Объединимся отныне единым сердцем и будем блюсти русскую землю, и каждый да владеет отчизной своей”. Задания: составить словообразовательную цепочку однокоренных слов, добавив недостающие звенья: ОБЪЕДИНИТЬСЯ ОБЪЕДИНИТЬ ЕДИНЫМ; разобрать предложение.
Важным этапом урока русского языка являются упражнения по развитию речи. Исторический и фольклорный материал позволяет разнообразить эту работу, вызывает у детей интерес. Летописные тексты прививают ребятам вкус к исторической речи, к своеобразным по синтаксической конструкции предложениям, часто встречающимся также и в сказках. Дети 11-12 лет любят сказки. Фантазия заводит их за тридевять земель в тридесятое царство, заставляет вместе со сказочным героем спуститься в подземелье, чтобы выручить трех девушек-красавиц из плена шестиглавого, девятиглавого и двенадцатиглавого змеев. На помощь им приходят и цветик-семицветик, и тридцать три богатыря. Ученикам нравится работать с “узнаваемыми” фразами из сказок или с предложениями, в которых упоминаются магические сказочные элементы, например число 3. Их чтение может сопровождаться такими заданиями: определить падеж и разряд числительных; указать, к какому времени относится сюжет или из какой сказки взята фраза; придумать свое окончание истории; объяснить значение сложного слова с числительным в первой части; в случае затруднения обратиться к словарю.
“Пусть его царь отошлет за тридевять морей, за тридевять земель в тридесятое царство-государство”.
“Древляне обрадовались и собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном”.
Можно предложить детям вспомнить свои примеры из сказок и легенд. Используемые на том или ином этапе урока примеры из исторических легенд, сказаний, русских народных сказок расширяют кругозор учеников, воспитывают их патриотические чувства, интерес к русской истории и русской литературе.
Татьяна ЮЖКОВА,
учитель русского языка и литературы
гимназии N 28
Казань
Комментарии