search
main
0

Объединенный не значит единый. ​Записки Виктора Болотова

Поводом к этому размышлению послужила недавняя новость о том, что в центре Москвы прошел митинг, собравший около полутора тысяч участников: учителя, родители, дети школы-интерната «Интеллектуал» и гимназии №1588 вышли на улицу в знак протеста против предстоящего объединения. Выступавшие говорили о том, что хотят жить своей независимой, самостоятельной жизнью, и перспектива слияния ни одно из этих учебных заведений не устраивает.

Надо сказать, что дискуссии о том, какая школа эффективнее – в двадцать, сто или тысячу человек, – начались не вчера, и единственно верный ответ так и не найден. Укрупнение школ не наше изобретение, в мире оно ведется давно, во многом по причинам экономическим, ведь чем больше учебное заведение, тем дешевле обходится государству его содержание.Я бы поставил вопрос так: какую задачу мы хотим решить, объединяя школы? И чем это обернется для учителей, детей и родителей? Слияние школ требует большой предварительной работы. Для начала необходимо провести самообследование каждого учебного заведения. Его можно организовать своими силами, но лучше пригласить сторонних экспертов. Выясняются плюсы и минусы всех участников объединения. Затем планируются этапы будущей совместной деятельности, проектируются шаги развития. Хорошо, если этот диалог поможет организовать некто третий – Институт развития образования, например, или педагогический университет.А ведь есть еще работа с родителями, потому как они везде разные. Не секрет, что в успешных школах больше родителей с высоким социально-экономическим статусом, они готовы вкладывать средства в дополнительное образование детей, в походы, в экскурсии, в кружки и студии. А в школах попроще большинству родителей бывает вполне достаточно, если ребенок просто отсидит в классе положенное ему по закону количество часов. И вот теперь этим сообществам с противоположными взглядами на жизнь вообще и образование в частности необходимо найти компромисс.Да, это идеальная модель, далекая от той реальности, которую мы наблюдаем сегодня. Модель, которая требует нескольких лет тщательной и кропотливой подготовительной работы. Но если этим этапом не пренебрегать, может получиться вполне успешное учебное заведение. В высшей школе такие примеры есть, например, университет им. Ярослава Мудрого в Великом Новгороде. Из пяти вузов и нескольких техникумов в течение двух лет был выстроен единый университет с внушительной программой развития, в которую поверили и большая часть преподавателей, и студенты.Хотя, конечно, только время и серьезные исследования покажут, насколько разумна была идея массовых объединений. Увеличится ли в таких школах число ребят, которые могут преодолеть нижний порог ЕГЭ? Станет ли больше высокобалльников, победителей олимпиад? Заживут ли прежде столь разные коллективы общей наполненной жизнью? В противном случае к чему весь этот переполох?N.B. Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования. Профессор. Академик РАО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте