search
main
0

Объединенные общим небом. Тема «Россияне и американцы». 11-й класс

После занятия учащиеся смогут: осознать, что смысл сравнения различных культур в первую очередь направлен на определение того общего, что может стать основой их взаимодействия и развития народов.

« Если нашему народу в продолжение веков пришлось упорно бороться с лесами и болотами своей страны, напрягая силы на черную подготовительную работу цивилизации, то нам предстоит, не теряя приобретенной выносливости, напряженно работать над самими собой, развивать свои умственные и нравственные силы, с особенной заботливостью устанавливать свои общественные отношения».

Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу – над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями.В.Ключевский

Предварительно всем учащимся предлагается:

записать свое определение понятий: «нация», «этнос», «народ», «страна», «государство», «национальный характер», «национальная идея»;

подумать над вопросом: какие условия определяют национальный характер?

прочитать рекомендуемые произведения и заполнить таблицы по выбору:

1-я группа. Черты национального характера россиян. Какие условия определили, по мнению русских философов и историков, их развитие?

2-я группа. Какие черты национального характера современных россиян, по мнению современных философов и историков, определили их развитие?

3-я группа. Каковы черты национального характера американцев и какие условия их обусловили?

Ход урока

В начале урока учащимся предлагается обсудить понятия «нация», «этнос», «народ», «страна», «государство», ответить на вопросы:

Сколько государств и народов на земле?

С какими народами россияне сравнивают себя чаще всего?

Что в этом сравнении нас больше всего удивляет?

Информация для обобщения:

В мире сегодня 156 государств, 521 народ (групп народов). Конечно же, в популярной литературе, прессе, обыденной жизни мы чаще всего сравниваем себя с американцами.

Американцы – народ, основное население США. Общая численность 194,2 млн.чел. (1992), в том числе в США и Канаде 350 тыс. чел., в Мексике 135 тыс.чел. В США говорят на американском варианте английского языка. Верующие – в основном протестанты и католики. Доход на душу населения от 9386 долларов в год.

Россияне – народ России, РФ. Общая численность 147,1 млн.чел. Свыше трети всего населения сосредоточено в Европейской части. Проживает свыше ста народов. Официальный язык – русский. Большинство верующих – православные, а также мусульмане и др. Природные ресурсы России – богатые залежи нефти, угля, минералов. Их запасы в 2,5 раза больше, чем в США. Средний доход на душу населения в России около 800 долларов США в год, а многие живут гораздо ниже этого уровня.

Тема и цель урока

Вспоминаем определение понятия кросскультурное сравнение.

Сторонники школы и культуры индивидуальности, предполагающие применение психологической и психоаналитической теории в этнографических исследованиях (Бэйтсон, Грегори, Маргарет Мид и особенно Рут Бенедикт, создавшая о Японии классическое исследование «Хризантема и меч») отстаивают тезис о том, что типы личностей отличаются национальным характером. Несмотря на спорность подхода, произведения этой школы дошли до широкой аудитории, оказав влияние на популярные концепции социализации и кросскультурных различий.

Учащимся предлагается дать определение понятия национальный характер, и после обсуждения записываем следующее определение: национальный характер – наиболее яркие отличительные черты народа.

Далее обсуждаем условия, влияющие на формирование национального характера. В итоге могут быть приняты следующие критерии: территория, ее положение; особенности ее освоения; личностные качества людей; значение сообщества в жизни человека; роль государства; роль религии; идеи, ценности.

Ученые спорят. Какие из них приоритетны?

Лидеры групп докладывают о выполнении предварительных заданий (рационально, если черты национального характера и условия, их обусловившие, будут заполнены фломастерами на листе бумаги). Организуется обсуждение.

Черты национального характера россиян: общинность; коллективизм; взаимопомощь и сотрудничество в условиях опасности; вера в царя; эмоциональное поведение; вера в «некую высокую миссию, предназначение»; жертвенность; русский «авось»; нехватка самоконтроля, непривычка к постоянной размеренной работе; отсутствие практического склада ума, целеустремленности, ответственности, надежности; находчивость, осмотрительность, изворотливость; бесстрашие; завистливость; терпение; патриотизм.

Условия, влияющие на их формирование: леса, топи и болота, неблагоприятные климатические условия; длительность догосударственного периода общественной жизни; постоянная угроза границам; зависимость людей от государства (подданническая культура); преобладание сельскохозяйственного труда, неразвитость фабричного производства; отсутствие экономической свободы личности в сфере предпринимательства; православная религия; доктрина Москва – третий Рим; слабый уровень разделения труда.

Черты национального характера россиян XX века: коллективизм; стремление к социальной справедливости; ориентация на определенного лидера; сильная зависимость от воспринимаемости информации (вера в слово, ниспосланное свыше), отсутствие внутренней самодисциплины; отсутствие бережливости; стремление избежать решения вопроса на уровне личного выбора и ответственности за него; склонность к экстремизму; вера в прогрессивную освободительную миссию России; готовность совмещать в себе противоположности; жертвенность; терпение.

Условия, обусловившие эти черты: тоталитарная система; господство методов административных наказаний, жесткой партийной дисциплины; уравнительность; отсутствие экономической свободы в сфере предпринимательства.

Учащимся предлагается сравнить черты характера россиян до XX в. и в XX в., выделить существенное различие.

Обобщаются мнения и уточняются выводы: изменились время и условия: Россия пережила перестройку, наметилась демократизация государства и общества.

Предлагается сравнить условия, обусловившие качества характера россиян до XX в. и в XX в.

Обобщаются мнения и уточняются выводы: ослабла роль религии; у россиян сильно подорвано чувство хозяина; остались следующие черты: жертвенность, терпение, патриотизм.

Предлагается перечислить черты американцев

Подчеркивается определенная условность выделенных черт национального характера американцев из-за ограниченности источников и длительного периода искажения их образа.

Черты национального характера американцев: индивидуализм; целеустремленность; принципиальность; самостоятельность; стремление извлечь наибольшую пользу (предпринимательство); взаимопомощь и сотрудничество; оптимизм; святость дома; бесстрашие; благонамеренность; стремление к приключениям (авантюризм); лидерство.

Условия, их определившие: политическая свобода; равноправие; частная собственность; религиозность; колонисты несли традиции европейской цивилизации; толерантность.

Учащимся предлагается сравнить наиболее важные черты национального характера россиян и американцев, выделить наиболее существенные сходства и различия.

Предлагается подумать, какую роль в формировании национального характера играют идеи, ценности.

Подчеркивается, что сегодня эти понятия очень актуальны и активно обсуждаются в России, и не говорить о них мы не можем.

Учащимся предлагается поработать с материалами газеты «Граждановедение» – мнениями ученых, учителей (Приложения № 1-7) и определить:

Что они понимают под национальной идеей?

Какую роль играет национальная идея в цивилизационном развитии народа?

Класс делится на 7 групп. Группы работают 5-7 минут. Лидеры групп докладывают результаты и выделяют ключевые фразы из текстов:

национальная идея «как нечто объединяющее народ, рождается из опыта, из самой жизни» (Наталия Элиасберг, доктор педагогических наук);

идеи и ценности американцев: представительная демократия, власть закона, естественное право, равенство, свобода имеют свыше 200 лет истории и стали духом американского народа (Стивен Шехтер, профессор университета штата Нью-Йорк).

Вывод Фалька Бомсдорфа, доктора философии, руководителя Московского бюро Фонда Фридриха Науманна (См.Приложение №6).

Итак, почему же мы не так успешны, как американцы?

Обобщаю ответы и подчеркиваю, что, размышляя о чертах национального характера россиян, мы не имеем морального права забывать слова В.Ключевского:

«Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу – над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями. Если нашему народу в продолжение веков пришлось упорно бороться с лесами и болотами своей страны, напрягая силы на черную подготовительную работу цивилизации, то нам предстоит, не теряя приобретенной выносливости, напряженно работать над самими собой, развивать свои умственные и нравственные силы, с особенной заботливостью устанавливать свои общественные отношения».

«Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином».

В качестве домашней работы учащимся предлагается подумать над вопросами:

Кто из известных вам американцев наиболее ярко представляет отличительные качества своего народа?

Какие качества американцев вы хотели бы воспитать в себе?

Как бы вы сформулировали национальную идею России?

Приложение №1

Социальный миф опасен

Когда начинают говорить о национальной идее, я вспоминаю высказывания Жоржа Сареля об идее социального мифа. Думаю, что где-то национальная идея перекликается с идеей вождя, который придет и скажет: вот мы идем туда-то, и все пойдут за ним. Но горький опыт многих стран показывает, как опасен социальный миф, потому что чаще всего он ведет в никуда. И с этой точки зрения я думаю, что национальная идея, как нечто объединяющее народ, рождается из опыта, из самой жизни, она не может идти сверху, чтобы кто-то придумал ее для всех. Это что-то перекликается с авторитарной этикой.

Когда кто-то придумывает нечто в виде цели, в виде ценности, а потом накладывается на общество, внедряется в его сознание, и с этой точки зрения я согласна с Эрихом Фроммом, который писал, что любая авторитарная этика эксплуататорская. Если кто-то придумывает идею, значит, ему лично, или этой партии, или этой группе людей это нужно. Нужно, чтобы все ее приняли. Здесь есть идея покорности, бездумности, подчинения. Ну как может быть в обществе, как наше сегодняшнее, – с разными условиями жизни, с разными взглядами – единая идея? Мы знаем, что это единство чаще всего бывает у какого-то класса либо у единой нации. А мы живем в многонациональной стране, поэтому я считаю, что прав наш президент, который сформулировал, пожалуй, две очень важные позиции. Это диктатура закона. И моральные ценности.

Конечно, может быть некая идея, довлеющая на всем, чтобы объединить общество для решения общих проблем. Это скорее стратегия общества, чем национальная идея, но лежащая где-то на очень реальной почве.

Наталия ЭЛИАСБЕРГ,

Приложение №2

Нужно поддержать чувство собственного достоинства

Что я понимаю под национальной идеей? Идею совершенного, справедливо управляемого государства, учитывающую особенности исторической общности людей, складывавшейся в процессе формирования общих территориальных, экономических связей, литературы, языка, культуры и характера.

Еще в древности мыслители разрабатывали проекты идеального общества. Далекие от реальной действительности, они, тем не менее, воздействовали на нее, потому что выполняли две функции (критическую и нормативную): содержали отрицание существующего порядка и позитивный идеал.

Что касается России, то она, в XX веке ставшая площадкой для реализации коммунистической идеи, заняла ведущее положение в мире. Народ с энтузиазмом трудился над созданием мощного военно-промышленного комплекса для защиты завоеваний социализма, но сам терпел лишения. В надежде улучшить экономическое положение своего народа реформаторы обратились к демократической идее. Но пока она принесла только нравственные страдания народу – могущество страны разрушено.

В такой обстановке необходима национальная идея, которая могла бы проникнуть в жизнь простых людей, влить в них силу для осуществления социального идеала. В свое время Чаадаев при всем критицизме определенно заявлял: у России «не одни только пороки, а среди народов Запада одни только добродетели, избави Бог». Нам бы государственной и информационной политикой поддержать чувство собственного достоинства россиян.

Тамара БЕЛОВА, учитель экономики

Приложение №3

Что нас объединяет?

Официальной доктрины или идеологии, которая бы объединила американцев, не существует.

Например, формально педагоги руководствуются четырьмя документами, которые содержат американские политические убеждения. В хронологическом порядке это Декларация независимости (1776), Преамбула к Конституции Соединенных Штатов (1787), Билль о правах (1789) и Клятва верности (1950-е гг.).

Однако первый – это только декларация, поэтому она не имеет законной силы, второй – конституционная преамбула, и это тоже не закон, третий – это конституционные поправки, и они имеют силу закона, но являются ограничителями для правительства, а не побуждают людей к каким-то действия; четвертый принят конгрессом, но Верховный суд вынес решение, что власти (включая школьные) не могут принуждать граждан произносить эту клятву. Если взглянуть на содержание этих документов, мы увидим следующие американские идеи:

Правительства создаются гражданами, управление страной осуществляет группа выбранных управляющих, которых выбирают граждане, чтобы те представляли их интересы. (Представительная демократия).

Правительственные чиновники не могут стоять над законом. (Власть закона).

Люди обладают определенными неотъемлемыми правами, которые не могут быть у них отняты. (Естественное право).

Все люди созданы равными, у них одни и те же политические права. (Равенство).

Среди этих прав: жизнь, свобода и поиск счастья. (Свобода).

Когда правительство игнорирует эти положения, граждане имеют право изменить или отставить такое правительство.

Фраза в клятве «Свобода и справедливость для всех» отражает идеи свободы и равенства как основополагающие для общества.

Стивен ШЕХТЕР, профессор университета штата Нью-Йорк

Основные понятия к уроку

Индивидуализм – стремление к выражению своей личности.

Коллективизм – принцип общности, коллективное начало в труде, в какой-нибудь деятельности и т.д.

Кросскультурное сравнение (cross-culturalcomparison) – сравнение социального явления в различных обществах и, возможно, исторических временах для «причинной» основы сходных особенностей, включая систематическую модель социального развития, или уникального своеобразия определенной культуры либо общества.

Нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры.

Народ – население государства, жители страны; то же, что люди.

Национальный характер – наиболее яркие отличительные качества народа.

Общинность (community) – совокупность социальных связей, действующих внутри конкретных границ, местоположений и территорий. Общинность (по мнению немецкого социолога Тенниса) – отношения, отличающиеся близостью и устойчивостью.

Толерантность (от лат. tolerantia) – терпение. Терпимость к чужим мнениям и верованиям.

Этнос – общая расовая, языковая или национальная идентичность социальной группы.

Характер –

1) отличительное свойство, особенность, качество чего-нибудь;

2) совокупность всех психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.

Ирина САПОЖНИКОВА, учитель истории и обществознания, Ростов-на-Дону

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте