search
main
0

Объединенные идеей. Советы ветеранов стали «скорой помощью» для молодых

​Тюменская межрегиональная организация Профсоюза работников народного образования представляет интересы многотысячной армии педагогов. В настоящий момент она объединяет 75% всех работающих в отрасли специалистов из шестидесяти территорий муниципальных образований, в том числе входящих в состав Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, и насчитывает без малого две тысячи первичных организаций.

За плечами организации почти столетняя история, ведущая непрерывный отсчет с марта 1917 года. Все эти годы наши предшественники, а потом и мы сами ежедневно работали для укрепления авторитета как профсоюза, так и учительской профессии в целом, создавали условия, для того чтобы педагогическая деятельность в регионе развивалась, становилась все более успешной.Исконно учитель в России был очень уважаемым человеком, и его мнение высоко ценилось. К сожалению, нашей стране пришлось пережить этап, когда этот, казалось бы, незыблемый авторитет начал падать. И поскольку усугубления подобной ситуации нельзя было допустить, в том числе ради будущего молодых поколений, воспитывающихся в отечественных школах, всем представителям педагогического сообщества пришлось задуматься о том, как исправить сложившееся положение вещей. Я хочу рассказать об опыте тюменской организации, которая на протяжении последних десяти лет системно занимается вопросами профессионального престижа и социального статуса педагогов, и уже сумела достичь заметных результатов. Что позволяет нам так считать? Прежде всего мы видим, как меняется отношение к профессии со стороны самих учителей, в том числе молодых. Это заметно хотя бы по притоку кадров: более тридцати процентов педагогических коллективов в учебных заведениях сегодня составляет молодежь. В отрасли достигнут гармоничный возрастной баланс, в среднем – 45-47 лет. Имеется резерв – молодые специалисты, за которыми будущее профессии, в то же время сохранен костяк – опытные учителя, способные стать для них примером высокого мастерства педагогики. Уже не первый год наблюдается конкурс при поступлении в педагогические вузы и колледжи области. В последнее время он достигает семи человек на место. Чувствуется, что выпускники школ повернулись лицом к новой сфере деятельности, они видят себя рядом с детьми и готовы ради этого учиться, совершенствоваться дальше. Конечно, большую роль в их выборе играет укрепившееся социально-экономическое положение учителей, и здесь надо отметить не только старания работников нашего профсоюза, но и немалую заслугу правительства области и лично губернатора В.В.Якушева. В регионе выполняются все указы Президента РФ: растут зарплаты, осуществляются серьезные проекты по обеспечению жильем. Есть и вторая составляющая, особенно важная для молодых учителей, – привлекательные условия труда, современное оснащение школ, новое оборудование, доступное теперь даже в сельских районах. Однако, ничуть не преуменьшая значимости идущих преобразований, я тем не менее замечу, что только материального благополучия недостаточно, чтобы вернуть внутреннее ощущение и понимание той особой миссии, носителем которой является российский учитель. Более того, внимание, с которым к нам относится руководство страны и области, ко многому обязывает. Иначе нежелательным его итогом может стать если не зависть, так уж наверняка жесткое требование со стороны общественности: «Для вас создаются прекрасные условия, покажите нам результат этих вложений!» Поэтому наша задача – предъявить крепкую, сплоченную педагогическую корпорацию, способную отвечать всем чаяниям окружающих, понимающую и осознающую свою особую ответственность перед государством. И вот когда речь заходит о возрождении педагогической культуры и этики, роль профсоюзной организации становится особенно заметной.Главную ставку мы решили сделать на объединения педагогов, на различные педагогические коллективы, способные выступить инструментом консолидации, проводниками самых важных и современных идей. Более десяти лет у нас существует Совет ветеранов педагогического труда. Сложно переоценить работу, которую за это время ему удалось осуществить. Приведу один пример: в течение пяти лет были изданы и направлены в школьные музеи и библиотеки книги о лучших педагогах области: «Учитель! Перед именем твоим…», «К вершинам педагогического мастерства», «Это наша с тобой биография», «На службе у учительства», «Учительство… Мы славная семья». Их выходу предшествовал кропотливый труд по сбору исторической и биографической информации, при этом каждое издание стало вдохновенным повествованием о скромных тружениках, чья жизнь посвящена беззаветному служению школе. А среди самых преданных наших читателей не только педагоги, учащиеся и их родители, но и многие жители сел, районов и городов, которые находят на страницах имена своих любимых преподавателей.Гордимся мы также Советом молодых педагогов. Он был создан в конце Года учителя, но уже успел окрепнуть, набрать силы и теперь работает с полной отдачей. Два раза в год ребята проводят большие обучающие семинары для председателей клубов. Направления деятельности, принятые советом, ежегодно корректируются и дополняются. Они предусматривают не только обучение актива, но и информационную или разъяснительно-консультативную работу со всеми молодыми учителями. Также большое внимание уделяется пропаганде позитивного имиджа современного педагога, участию в образовательной политике региона и страны, обсуждению актуальных вопросов образования и проблем молодых учителей, взаимодействию с органами власти. Советы ветеранов и молодых себя прекрасно зарекомендовали, но нам надо двигаться дальше. Очередная ставка сделана на руководителей школьных музеев – настоящую гвардию подвижников, помощников профсоюза, постоянно взаимодействующих не только с учениками и коллегами-педагогами, но и с широкими слоями общественности, ведущих научную и поисковую работу, переписывающихся со многими адресатами и широко пропагандирующих педагогическую профессию и лучших учителей. Некоторых наших активных музейщиков, таких, например, как тоболячка Надежда Степановна Крюкова, без преувеличения, знает вся Тюменская область… Кроме того, мы только что подготовили к печати сборник стихов тюменских учителей. Многие из этих людей работали, что называется, «в стол», об их талантах не знал никто из окружающих. Теперь о них заговорили в коллективах, стали писать местные газеты, а стихи, где немало замечательных слов о профессии, крае, Родине, прочитали не только ученики и родители, но также их многочисленные друзья и родные. Это ли не способ поднять педагогический имидж? Тем более что мы постарались объединить наших авторов, стали проводить вечера поэзии и поэтические дискуссии.То, что молодежь приходит в школы, – это прекрасно. Но для того чтобы она там закрепилась, необходимо приложить дополнительные усилия. Сегодня вопрос наставничества снова актуален. Как его решать? Есть старые формы, когда директор учебного заведения прикрепляет к молодому специалисту опытного коллегу. Мы знаем разные примеры: где-то такой союз срабатывает прекрасно, где-то существует формально, а где-то оказывается даже вреден. Поэтому мы решили поискать новые пути: в числе наставников молодежи, например, все чаще выступают наши ветераны, люди, которые находятся на заслуженном отдыхе. У них больше времени, чем у работающих учителей, об опыте я даже не говорю… Они способны подсказать выход из любой непростой ситуации, помочь найти взаимопонимание с классом, с семьями учеников, с руководством школы. Прекрасный пример такого сотрудничества – Вагайский район. Там ветераны стали настоящей «скорой помощью», не дающей шансов ни одной «болезни» молодых педагогов. Также наставничество развивается и внутри молодежного сообщества. Ребята делятся своими проблемами с товарищами и узнают, как те поступали в аналогичных случаях. Тем более что обратиться к друзьям за советом можно не только при личной встрече, но и оперативно, через социальные сети. В области действует школа наставников, изучается опыт лучших территорий, также по этой теме уже проведено два семинара, выпущена методичка. И конечно, любой коллектив объединяется идеей, поэтому мы поставили перед собой цель: написать кодекс профессиональной этики педагога. После бурного и очень плодотворного обсуждения, позволившего проанализировать многие аспекты современной педагогической деятельности, его участникам удалось прийти к согласию, и теперь такой кодекс в области действует. Немало интереса вызвала также работа над созданием гимна тюменского учительства. Благодаря ей появился не только сам гимн, но и масса прекрасных песен о школе, об учителях. И наконец как заслуженный подарок всем нашим педагогам 4 марта 2014 года на карте звездного неба засияла звезда, получившая имя «Учитель Тюменской области». А первыми о ней узнали представители наших самых уважаемых педагогических династий, собравшиеся на презентацию книги «Учительство… Мы славная семья».Жизнь российских учителей год от года меняется к лучшему – все мы это чувствуем и ценим. Однако непозволительно совсем успокаиваться: ведь нам регулярно приходится отвечать на вызовы времени. Так, впереди аттестация педагогических работников в новом режиме и внедрение профессиональных стандартов. Но если есть задачи, значит, найдутся и пути их решения, поэтому мы ценим сам процесс, позволяющий каждому учителю совершенствоваться, планомерно работать на имидж и авторитет – личный, своего профсоюза, своей профессии. А со стороны нашей организации обещаем, что будем продолжать всесторонне заботиться о том, чтобы в современном обществе педагог занял полагающееся ему место, достойное его знаний и труда.Областной проект молодых учителей «Подари радость людям» – выдержки из сочинений-эссе«Каждый урок учителя – это выход на сцену, где на тебя смотрят десятки глаз. Первый урок – это дебют, от которого многое зависит. Но в отличие от актера учителю приходится быть и психологом, и оратором, и организатором…»Ф.В.Юровский, учитель физической культуры МАОУ «Архангельская СОШ» Исетского района«Часто учителя сравнивают с художником… Беру краски, кисти и… выбираю цвета… цвета моей мечты. «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», – помним мы с уроков физики семь цветов радуги, но только став учителем, я точно знаю, что это цвета моей мечты, которую я воплощаю в жизнь, реализуя свою инициативу в образовании: красный – креативность, оранжевый – общение, желтый – желание, зеленый – знания, голубой – гарантии, синий – среда, фиолетовый – фантазии».А.В.Змановская, учитель английского языка МАОУ СОШ №14 г. Тобольска«Мое педагогическое кредо – «Шаг за шагом – большой результат». Завтра новый школьный день. Завтра снова ко мне на уроки придут как малыши, только начинающие свои первые шаги в мире познания иностранного языка, так и ученики, с которыми много пройдено и пережито. Но все они, независимо от возраста и класса, ждут от меня веру в свои способности, поддержку и понимание. Я обязательно помогу им. Уверена, вместе у нас все получится».Т.А.Шаляпина, учитель английского языка МАОУ «Комсомольская СОШ» Заводоуковского городского округаА.А.ЛЮБИЧ, учитель истории и обществознания МАОУ «Лицей», Тобольск:- Если педагог может подняться выше в своих знаниях, то у него больше шансов на профессиональный успех. Люди перестают мыслить, когда перестают читать, а учитель перестает быть учителем, когда не постигает нового.М.П.СОКОЛОВА, воспитатель МАДОУ «Д/с «Малышок», Бердюжский район:- Стараюсь учиться постоянно: все знать невозможно, но познавать что-то новое в профессии важно!В.Н.ТОЛСТЫГИН, учитель истории и обществознания МАОУ «Балаганская СОШ», Викуловский район:- Люблю участвовать в интеллектуальных конкурсах, потому что убеждаюсь, что многое я еще не знаю, и у меня рождаются новые педагогические идеи.Г.Н.ШАРОВА, учитель русского языка и литературы МАОУ «Аромашевская СОШ», Аромашевский район:- Сейчас ученику нужен особый творческий, мобильный учитель, который сам учится, находится в поиске, преодолевает профессиональные препятствия. Также очень важно уметь делиться, быть активным педагогом, принимать участие в форумах, конференциях. Совершенствуясь, уметь передавать свои профессиональные знания другим педагогам.М.Н.БОБРОВА, учитель иностранных языков МАОУ «Юргинская СОШ №1»:- Профессиональный стандарт педагога – ориентир, который дает четкое понимание, к чему стремиться! Понимаю, что педагог – предметник, педагог – воспитатель, специалист, знающий особенности детской психологии. Ищу в своей работе творческие подходы, работаю на результативность свою и особенно ученика.Валентина ХУДЯКОВА, заслуженный учитель РФ, председатель Тюменской межрегиональной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте