search
main
0

Объединенной издательской группе «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» 25 лет!

Сегодня невозможно представить себе отечественную школу без учебников и пособий объединенной издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ». А ведь когда-то, в далеком 1991-м, все начиналось с книжных лотков в здании МГУ, впоследствии трансформировавшихся в киоски, а затем – в издательский бизнес… И вот в этом году крупнейшее в России издательство учебной литературы и вместе с тем научно-педагогический центр, оказывающий методическую помощь учителям в организации образовательного процесса, отмечает свой 25-летний юбилей. Мы расспросили тех, кто определяет лицо объединенной издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ», об основных вехах издательского пути, а также нынешних достижениях и планах на будущее.

До объединения каждое издательство в составе объединенной группы прошло собственный большой и успешный путь на книжном рынке. Так, «ДРОФА» выпускала художественную литературу, успешно конкурируя с тремя главными титанами российского книжного рынка 90-х: «ЭКСМО», «АСТ» и «Олма-Пресс». А вот учебники появились в портфеле издательства значительно позже, в 1995 году, когда главным редактором стал Павел Антонинович Стеллиферовский.Всего за два года «ДРОФА» стала вторым крупнейшим в стране издательством, выпускавшим учебники. Стремительное развитие было обусловлено прежде всего умением вовлекать в работу талантливых людей. Ведь главной составляющей издательского бизнеса являются прежде всего профессиональные редакторы, которые приводят в издательство перспективных авторов. Коллектив высококлассных специалистов и стал главным уставным капиталом «ДРОФЫ».Первые, и самые популярные, учебники были написаны авторами советской школы. В.И.Сивоглазов, А.А.Плешаков, В.П.Дронов, Г.В.Дорофеев – этими именами первоначально было представлено техническое направление учебной литературы. Чуть позже сложилось и гуманитарное направление – с приходом редакторов и авторов-«гуманитариев» появились сильные учебники по русскому языку и литературе.Конечно, не обошлось и без везения. Всего одна случайная, но очень удачная продажа банковских векселей позволила «ДРОФЕ» пережить экономический кризис 1996 года. В это же время государство отказалось от плановой закупки учебников для российских школ. Учебным издательствам пришлось реализовывать свою продукцию самостоятельно, и тут «ДРОФЕ» весьма пригодился прежний опыт торговли популярными романами. Были налажены продажи учебной литературы через книжные магазины и книготорговые сети, поставки в школы Москвы и в регионы. А к 1998 году «ДРОФА» укрепилась в статусе одного из ведущих издательств учебной литературы в России.И сегодня компания занимает лидирующие позиции на рынке учебного книгоиздания. Объединение издательств «ДРОФА» и «ВЕНТАНА-ГРАФ» и их вхождение в 2014-2015 годах в состав холдинга «ЭКСМО-АСТ» благодаря консолидации редакционных, методических и сбытовых структур дало мощный импульс к дальнейшему развитию.О плюсах объединения издательств нам рассказал генеральный директор издательской группы «ЭКСМО-АСТ» Олег Новиков:«За годы работы был сформирован уникальный научно-педагогический и редакторский коллектив, наши авторы – лауреаты государственных премий в области образования, действительные члены РАО и РАН, учителя-практики и известные методисты. На сегодняшний день наши учебники занимают 40% Федерального перечня. В их числе – одна из трех линий – победительниц конкурса по истории России. В таких дисциплинах, как химия, физика, биология, география, технология, мы являемся абсолютными лидерами по числу учебников и пособий, используемых в образовательных организациях страны.Интересы учителя для объединенной группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» всегда на первом месте. У нас нет учебников-близнецов – наш портфель включает как классику учебной литературы, так и издания для педагогов, ищущих прогрессивные методики работы. Мы выпускаем учебники по всем предметам для всех уровней общего образования – от дошкольного до выпускных классов. Педагоги могут выбрать УМК в соответствии с потребностями своих учеников для реализации любой образовательной концепции, базового или углубленного уровня.Мы привносим в школьную практику новые веяния современной образовательной политики. Объединенная группа обеспечивает масштабную методическую поддержку педагогов из всех регионов России. Специалисты издательств ежедневно проводят обучающие семинары, вебинары, конференции, мастер-классы; для работников системы образования открыты курсы повышения квалификации. Наши учителя первыми принимают в свою практику передовые образовательные технологии, ориентированные на формирование творческого, эрудированного нового поколения».Благодаря консолидации сил издательств «ДРОФА» и «ВЕНТАНА-ГРАФ» удалось не только усилить слабые стороны, но и укрепить, развить традиционно успешные направления. Главный редактор ОИГ Руслан Гагкуев считает, что оба редакционных портфеля удачно дополняют друг друга, а по ряду предметов позволяют удовлетворить потребности самых взыскательных учителей и учащихся, давая им широкий спектр учебной литературы на любой вкус.«Выбор, который предоставляет наша издательская группа, уникален – ни в одном из существующих учебных издательств нет такого широкого ассортимента, – убежден Руслан Григорьевич. – ОИГ «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» взаимодействует с самыми разными учеными и педагогами, прекрасными специалистами в разных областях знаний. Среди них авторы, которые к моменту сотрудничества с издательством уже давно были известны в науке и в школе, и те, кто рос вместе с нашим издательством. Назову имена лишь некоторых из них. Авторы наших учебников по биологии – люди, хорошо известные в педагогических и научных кругах: В.В.Пасечник, В.И.Сивоглазов, А.А.Плешаков и многие другие. Линию по отечественной истории написали И.Л.Андреев, Л.М.Ляшенко, О.В.Волобуев – ученые, обладающие высоким авторитетом не только в научной среде (количество написанных ими исторических трудов очень значительно), но и хорошо знакомые школьным учителям. Ведущий автор нашей линии учебников по изобразительному искусству – академик РАО С.П.Ломов. Учебники по музыкальному искусству созданы одним из наиболее известных специалистов в этой области В.В.Алеевым».Гордится издательство и своими инновационными электронными ресурсами, приближающими к школе завтрашний день с его технологиями (см. «УГ» № 40 – http://www.ug.ru/archive/66903).Портфель объединенной издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» представляет все предметные направления учебной литературы. И в каждом есть свои заслуженные «хиты», пользующиеся многолетним успехом у педагогов и школьников.Директор Центра физико-математического образования Елена Тихонова может многое рассказать об изданиях своего направления. Например, о том, что наибольший сегмент рынка учебной литературы по физике вот уже более 50 лет занимают учебники великого методиста Александра Перышкина, созданные еще в советское время на кафедре методики преподавания физики в МГПИ им. В. И.Ленина. Конечно, они дорабатываются в соответствии с федеральными государственными стандартами, новой общеобразовательной программой и новыми задачами, которые государство ставит перед учителем и школой. На сегодняшний день существует хорошая классическая линия учебников А.В.Перышкина – 7, 8, 9-е классы. «Кроме того, выпускается линия учебников авторского коллектива под руководством Н.С.Пурышевой, – добавляет Елена Николаевна. – Этот курс содержит очень интересные идеи, разработанные уже в новых условиях под концентры 7-9-е и 10-11-е классы. Поскольку физика – наука экспериментальная, учебник включает в себя очень много лабораторных работ, которые можно выполнить на самом простом оборудовании (а это важно, поскольку не каждая школа, особенно в регионах, может позволить себе ФГОС-лаборатории с современными приборами). Однако мы, разумеется, вводим лабораторные работы и с новым оборудованием, новыми задачами».Также после объединения издательств в общий портфель вошли еще две линии УМК. Это учебники Л.С.Хижняковой – они могут быть интересны классам, которые развиваются в направлении инженерного образования, и учебники А.В.Грачева и его соавторов из МГУ – высоконаучный курс, направленный на формирование хорошей физической базы.В свете обсуждения возвращения в школы астрономии следует вспомнить классический учебник Б.А.Воронцова-Вельяминова, о котором говорила в своем телевыступлении министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Это единственный учебник астрономии, включенный в Федеральный перечень. В нем учтены новые устоявшиеся данные по исследованию небесных тел с космических аппаратов и современных крупных наземных и космических телескопов. При этом структура учебника практически не подверглась доработке, поскольку признана оптимальной. Последовательность изложения материала полностью соответствует оригинальной авторской редакции, получившей признание педагогической общественности и бережно сохраненной Евгением Карловичем Страутом, который много лет курировал этот учебник.Заведующая редакцией химии Татьяна Гамбурцева называет учебники по естественно-научным предметам главным богатством издательской группы. Причем на сегодняшний день имеются комплекты, ориентированные на разную аудиторию. К примеру, есть учебники, авторы которых – сотрудники кафедры химии МГУ им. М.В.Ломоносова, создавшие линию УМК под редакцией академика РАН В.В.Лунина. И две линии учебников, написанных учителями-методистами: линия О.С.Габриеляна, учителя с огромным стажем работы в школе, и линия  Н.Е.Кузнецовой, И.М.Титовой, Н.Н.Гара, авторами которой являются методисты РГПУ им. А.И.Герцена.«Учебники В.В.Лунина – это классические учебники Химии с большой буквы для детей, заинтересованных в изучении химии как науки, предполагающих продолжить образование в области химических технологий или медицины, – говорит Татьяна Дмитриевна. – Однако нужно учитывать, что ЕГЭ по химии выбирают всего 5-7% детей. В большинстве школ химия не изучается углубленно, а только на базовом уровне, который помогает усвоить знания по курсу биологии и физики. Эти задачи решают учебники О.С.Габриеляна и Н.Е.Кузнецовой для основной школы и старшей школы базового уровня. Но при этом отмечу, что и в этих линиях УМК есть учебники для старшей школы углубленного уровня, рассчитанные на успешную сдачу ЕГЭ, это позволит выпускнику выбрать желаемый профиль и продолжить обучение. Также дополнительные знания можно получить из источников, рекомендованных самим автором на страницах учебника».Динамично развиваются в последние годы и направления «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Сейчас в багаже ОИГ «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» по три линии учебников по ОБЖ и по физической культуре. Заведующий редакцией физической культуры и ОБЖ Сергей Миронов особенно выделил линию учебников по ОБЖ для основной и старшей школы, которая создана под руководством известного специалиста в этой области, кандидата педагогических наук, в прошлом сотрудника МЧС России В.Н.Латчука.«На мой взгляд, удачной особенностью всех учебников (5-11-е классы) является способ подачи материала – впервые он представлен в форме алгоритмов действий, – рассказал нам Сергей Константинович. – Это схемы (пиктограммы с пояснительными надписями), размещенные в определенной последовательности, как надо действовать при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации. Такой способ подачи материала позволяет лучше усвоить знания и применить их в нужный момент.Все наши авторы – высококлассные специалисты в самых разных областях. Например, вопросы оказания первой помощи готовил В.В.Марков, кандидат медицинских наук, в прошлом заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности МГПУ, врач сборных команд Советского Союза. Как выжить в условиях дикой природы, объяснил А.Г.Маслов, кандидат педагогических наук, действующий сотрудник Всероссийского центра детско-юношеского туризма Министерства образования и науки РФ. Материал о действиях в чрезвычайных ситуациях разрабатывал и готовил М.И.Кузнецов, спасатель международного класса, в прошлом сотрудник отряда «Центроспас» МЧС России. Еще один наш автор, С.Н.Вангородский, кандидат военных наук, начальник управления Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, написал о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Эти и многие другие прекрасные профессионалы обеспечивают высокий научный и профессиональный уровень наших учебников по ОБЖ».И абсолютно все заведующие редакциями считают главной составляющей популярности и продвижения учебников личность автора. «Наши авторы – люди неравнодушные, – считает Елена Тихонова. – Им не все равно, что происходит в российском образовании. Если человек написал учебник, значит, он хочет улучшить методику преподавания предмета, по-новому объяснить материал, чтобы ученику было легче в нем разобраться. Так сложилось, что у нас в издательстве нет случайных людей. Все редакторы – это прежде всего учителя-предметники, и они, как никто, понимают, что именно нужно школе. Авторы в союзе с редакторами создают качественный продукт. Мы все заинтересованы в том, чтобы к нашим детям попали хорошие, красивые учебники, пользоваться которыми удобно и приятно».Внешний вид изданий – забота арт-директора Елизаветы Чайко. По ее словам, главная задача художественной редакции – создать концепцию оформления учебника, которая изобразительными средствами позволит добиться цельного восприятия текстовой и графической информации. А поскольку книгоиздание – это коллективный процесс, в который каждый вносит свой вклад, то учебное издание рождается именно в живом общении, во взаимодействии редактора, художественного редактора, бильдредактора, технического редактора, верстальщика и корректора.Неоценимый вклад в оформление учебной литературы вносят внештатные художники, многие из которых сотрудничают с издательством не один год. Неизменные партнеры издательской группы – П.А.Жиличкин, В.В.Бастрыкин, О.М.Войтенко, А.И.Крысов, В.А.Цепилова, Л.Я.Александрова, О.И.Колотова, В.А.Андрианов, М.Ю.Зарецкий, Е.Е.Исакова, А.Б.Орешина, В.А.Кляшев.Арт-директор сравнивает гранки со сценарием будущей книги, редактора – с режиссером, а художественного редактора – с художником-постановщиком. «Именно художественный редактор определяет макет как место действия, тип и характер исполнения иллюстраций, как актеров, и во время редакционного процесса следит за композицией каждого разворота, – считает Елизавета Васильевна. – Изобразительные средства настолько разнообразны, что именно от личности, опыта, знаний художественного редактора зависит конечный результат. Специфика учебных изданий подразумевает использование сложноструктурных макетов с большим количеством элементов: иллюстраций, фотографий, схем, графиков и т. д. Нам важно создать гармоничное, интеллигентное и интересное с визуальной точки зрения издание и при этом соблюсти жесткие требования СанПиН. Сложившийся за многие годы профессиональный коллектив художественной редакции виртуозно справляется со всеми поставленными задачами. Результат – такие серии, как «Rainbow English» О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой, «Биология» Н.И.Сонина, «История России» И.Л.Андреева, Л.М.Ляшенко, О.В.Волобуева, «Физика» А.В.Перышкина, «История России» Р.Ш.Ганелина, «Forward» М.В.Вербицкой, «Биология (Живая природа)» Т.С.Суховой, «Технология» А.Т.Тищенко и Н.В.Синицы и многие другие».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте