Впервые школьники в день выборов пришли на избирательные участки не как зрители, а как активнейшие участники. Наравне со взрослыми они решали 16 октября судьбу Нижнего Новгорода на ближайшее будущее. Только первые выбирали мэра и депутатов в городскую Думу, а ученики на своем школьном референдуме высказывали мнения о том, каким хотят видеть свой родной город, и об идее создания молодежного парламента.
Точнее, сначала речь шла о молодежной Думе, но в процессе общения с детьми до референдума Дума преобразовалась в парламент. Идея создания подобной структуры витала в воздухе давно. Ассоциация учащейся молодежи «Единство» существует в Нижнем Новгороде с 1992 года. И ее члены каждый год с нетерпением ждут смену «Лидер» в лагере актива «Звездочка», чтобы пополнить свои знания и навыки. Там же несколько лет подряд проходит и деловая игра «Выборы». В этом году, когда писали эссе «Пожелания к мэру», и зародилась идея, которая теперь воплощается в жизнь. Инициатором ее, безусловно, стал городской совет старшеклассников. «Технологии отработаны через деловые игры, в ежегодных выборах президента совета. У нас есть опыт организационной работы, взаимодействия с разными людьми, и мы готовы применить их на более серьезном уровне, в масштабах всего города», – говорит член городского совета Рома Ларин из школы №5 Автозаводского района.
Сначала речь шла только о старшеклассниках. Но поскольку взрослый референдум не обходит никого, решили перенести его правила и на детский. Так все ученики школ Нижнего Новгорода стали участниками референдума «Вместе в будущее». Надо отдать должное городской администрации, что она поддержала инициативу ребят и, более того, согласилась провести школьный референдум в тот же день, что и выборы мэра и депутатов в Гордуму. Поэтому, на мой взгляд, главная интрига прошедших 16 октября выборов была в том, кого больше придет на избирательные участки – школьников или их родителей.
«Все было настолько серьезно, что проведение школьного референдума рассматривали даже на совещании по проведению выборов в Нижнем Новгороде, где я докладывала главам районов, что делают дети и что должны сделать мы, – говорит директор городского Департамента образования Ирина Тарасова, – и детские участки мы сдавали наряду со взрослыми». Школьный референдум проходил в отдельных помещениях от взрослых, где было организовано дежурство педагогов. Как и в любой деловой игре, было разработано положение. Подростки составляли вопросы для бюллетеней, которые потом просматривали взрослые, в том числе и методисты Нижегородского института развития образования, и которые затем вновь «черкали» дети, поэтому теперь уже сложно сказать, чей вариант остался в итоге. В результате на каждый возраст участника референдума появился свой бюллетень – они различаются по цвету: зеленые (начальная школа), желтые (средняя школа), оранжевые (старшеклассники). Такого же цвета сертификаты и бумажные складные бейсболки получали на память проголосовавшие участники школьного референдума. Надо отметить, что бюллетени выдавались школьникам накануне дня голосования, поэтому заполняли их дома и в большинстве случаев не без участия родителей. Таким образом, пожелания по вопросам развития Нижнего Новгорода, касающиеся детского досуга, исходили и от самих детей, и от взрослых.
Кроме того, после передачи информации об итогах референдума и наиболее интересных анкет большая часть бюллетеней еще какое-то время оставалась в школе, чтобы администрация смогла просмотреть пожелания учеников и сформулировать более полные заявки на их выполнение. По словам заместителя директора городского Дворца творчества юных имени В.П.Чкалова Натальи Евдокимовой, школам было тяжеловато в организационном плане, потому что для них это пока новая, еще не отработанная технология. Однако дети осознали значимость происходящего – даже в тех школах, где совет старшеклассников работал несколько хаотично, в данном случае приободрились. И в дальнейшем референдум может быть использован как одна из эффективных и активных форм ученического управления при определении деятельности учебного заведения.
Предполагалось, что участие в референдуме примут как минимум половина нижегородских школьников (около 50 тысяч человек). Итоги превзошли ожидания: более 72 процентов.
Хочется влиять на жизнь города
Фактически референдум – это своеобразная путевка во взрослую жизнь. Правда, пессимисты говорили, что для тех же малышей из начальной школы предстоящий референдум не более чем игра, смысл которой не всякому дано осознать, что в итоге и оказалось. Однако никто уже не спорит с известным утверждением, что через игру легче и интереснее обучаться и познавать мир. «Просто интересно приобщиться ко взрослой жизни, – ответила девятиклассница школы №49 Саша Демина после того, как опустила бюллетень. – Первый раз мне пришлось сегодня проголосовать самой по-настоящему».
Иное дело – старшеклассники, для которых референдум может стать своего рода ритуалом взросления и перехода на качественно иной, взрослый уровень. Кстати, многие из них итоги референдума и формирование молодежного парламента вплотную связывают с возможностью начать политическую карьеру еще в юности, показать свои лидерские качества, «засветившись» на достаточно высоком уровне.
Пока благая задача референдума – помочь подросткам осознать себя гражданами города, принимающими решения, от которых напрямую зависит будущее Нижнего Новгорода. Сейчас готовится итоговый документ, который в виде своеобразных школьных наказов поступит избранному мэру и новому составу городской Думы. Предложения ребят ценны тем, что могут быть учтены непосредственно в пятилетней программе развития Нижнего Новгорода, принятие которой депутаты запланировали на ноябрь. Даже в зеленых бюллетенях от тех же малышей, к которым отнеслись скептически, есть конкретные пожелания, например, по благоустройству парка «Дубки» или по озеленению города. А ученики второй ступени считают, что в ближайшие годы должно быть построено больше стадионов и спортивных площадок, и мечтают, чтобы в родных школах появились бассейны и компьютерные классы.
Для улучшения жизни детей в нашем городе прежде всего необходимо прибавить зарплату родителям – так считают большинство учеников пятых-девятых классов. Среди старшеклассников на вопрос «Кому из граждан города должна помогать городская власть в первую очередь?» самыми популярными ответами были: «детям и молодежи» и «малообеспеченным семьям». Больше всего их беспокоит наркомания. Не было разногласий и в ответе на вопрос «Что может дать тебе город для того, чтобы ты стал успешным?» – самым называемым по всем районам оказался пункт «Образование».
Идее создания молодежного парламента нижегородские школьники в основном сказали «Да». И сейчас проходят выборы его членов в школах, а затем в районах. По предварительным данным, свое первое заседание молодежный парламент сможет провести уже в конце года, и, возможно, принять участие в разработке и утверждении городского бюджета (точнее, в его части, касающейся молодежи) на будущий год. Ведь смогли же ученики повлиять на ситуацию со спортивными площадками на территории школ! Можно, конечно, усмотреть обычное совпадение в желаниях детей и обещаниях представителей власти, тем не менее мэрией уже в этом году запланировано обустройство спортплощадок при 24 образовательных учреждениях. Прислушались и к мнению ребят в том, что нужна специализированная площадка для катания на роликовых коньках и скейтах. В городе таковой нет, и мэр поддержал это предложение. Необходимо создавать и молодежные клубы. «Конечно, референдум – достаточно сложная работа, но думаю, каждому школьнику приятно понимать, что на что-то можешь влиять. И власти будет полезно узнать мнение молодых жителей, которым, собственно, и предстоит выходить во взрослую жизнь, – говорит ученик лицея №36 Юрий Коростелев. – Молодежный парламент – объединение неравнодушных, и мы будем влиять на многие аспекты жизни».
А в одном из бюллетеней кто-то из участников референдума перечислил по пунктам свои предложения и большими красными буквами дописал: «Кто это выполнит, за того через пять лет проголосую. Сейчас мне 13 лет».
Нижний Новгород
Комментарии