search
main
0

Объединение – на пользу детям

Образовательные комплексы или просто большие школы уже вошли в практику работы столичной системы образования. Уже никто не удивляется тому, что в их состав входят школы и детские сады, но нынче появляются такие объединенные школы, в которые приходят и коррекционные образовательные учреждения, например, гимназия №1529.

Л​юбое учреждение – это живой организм, который не терпит как грубого вмешательства, так и глубокого успокоения и почивания на лаврах. Школе, как и обществу в целом, все изменения идут лишь во благо. Мы согласны с мнением директора Московского центра качества образования Алексея Рытова, что  создание образовательных комплексов обеспечит возможность большому количеству детей получать качественное образование.  Сегодня каждому образовательному учреждению нужно определить траекторию развития, эту проблему решала и гимназия №1529, хотя, кажется, можно было бы просто почивать на лаврах (22-е и 29-е место в рейтингах успешности Департамента образования). Гимназия расположена в Хамовниках, ограниченных Арбатом, Москвой-рекой, Садовым и бульварными кольцами, здесь  шел поиск партнеров, разделяющих идею создания культурно-образовательного центра обучения и воспитания детей от 1,5 до 18 лет.  Такие партнеры нашлись, в образовательный комплекс вместе с гимназией №1529 решили вступить  школа №59 имени Н.В.Гоголя,  детский сад №936, СКОШИ №37 и СКОШ №67. Мы решили, что  комплекс позволит удовлетворить образовательные запросы социума микрорайона за счет эффективного использования образовательных ресурсов, получить дополнительные возможности выбора образовательных услуг и повышения качества образования, рационально вести работу по преемственности ступеней образования, создать условия для реализации ФГОС, расширить спектр внеурочной деятельности, оптимально использовать учебные площади зданий и кадровый потенциал, а с точки зрения экономики – обеспечить механизмы развития, оптимизировать расходование бюджетных средств, предусмотреть повышение заработной платы сотрудников. Для педагогов такое объединение создавало большие возможности всестороннего развития и творческой самореализации.Сегодня  много разговоров о том, что в будущем не будет гимназического и лицейского образования, но это не так, ничто не мешает нам развивать эти программы, и когда мы  выдвигали идею комплекса, то предполагали, что будем  исходить из их классического понимания: гимназическое –  гуманитарное образование, лицейское – технологическое. Таким образом, мы выстраиваем два основных направления: гимназическое на базе гимназии №1529, а  лицейское на базе школы №59, которые  имеют давние традиции развития этих образовательных траекторий.Конечно же, все начинается с детского сада, с дошкольного образования, которое определяется как самостоятельный уровень российской системы образования и также будет работать на очень конкретную цель –  достижение высокого уровня образования. Какова же роль детского сада в образовательном комплексе?  Решая задачу  включения ДОУ в структуру  комплекса, мы прежде всего    интегрируем ресурсы, выстраиваем взаимовыгодное сотрудничество,  создаем благоприятные условия для развития, воспитания и образования. Детский сад сможет использовать материальную базу школы, использовать кадровые возможности школ и в то же время делиться методиками и технологиями воспитательной работы, развивающего обучения. А самое главное – намного легче будет проходить процесс адаптации детей в школьную образовательную среду, потому что уже на самых ранних этапах развития ребенка можно формировать общеучебные компетенции.Мы предполагаем, что начальная школа на первых этапах работы комплекса будет располагаться в двух основных зданиях ОК:  гимназии №1529 и  школы №59. Конечно, рациональнее с точки зрения ресурсов, с точки зрения рационального использования имеющихся площадей  было бы иметь начальную школу в отдельном здании, это позволило бы  создать образовательную среду, полностью соответствующую возрасту детей, их психическому и психологическому развитию,  открыть классы подготовки к обучению в школе (сейчас эти занятия  целесообразно проводить на базе детского сада). Надеемся, что со временем эта проблема будет решена. Обучение в начальной школе мы будем проводить в развивающей среде, предполагаем  ввести раннее изучение английского языка (начиная с 1-го класса – в игровой форме, со 2-го класса – на основе регулярных занятий), широко использовать информационные и театральные технологии, использовать компьютер как средство формирования первичных образовательных компетенций. Мы ставим сложную задачу  – создать начальную школу на уровне выше базового (прогимназический аналог). А главная цель этой работы – сформировать высокий уровень качества образования учеников начальной школы, соответствующий современным требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и высокому уровню качества образования.Средняя школа также претерпит некоторые изменения. Она  будет располагаться в двух зданиях образовательного комплекса (в здании гимназии №1529 и школы №59). Обучение в 5-7-х классах  мы выстроим на основе федеральных государственных образовательных программ и ФГОС с обязательным углубленным изучением английского языка, с обязательным изучением второго иностранного языка (немецкого или французского) на базовом уровне. С 8-го класса мы реализуем предпрофильное обучение по программам гимназического образования на базе гимназии №1529 и по программам лицейского образования на базе школы №59. Гуманитарное образование предполагает углубленное изучение социально-гуманитарных дисциплин, двух иностранных языков, лицейское образование – углубленное изучение физико-математических и естественно-научных дисциплин. Предпрофильная подготовка  будет реализована через систему элективных курсов, которые дают возможность каждому ребенку попробовать себя в разных областях знаний, выбрать профиль обучения. К тому же каждый ребенок сможет в соответствии с выбранным профилем обучаться в одном или в другом здании, во время обучения в 8-9-х классах возможна «миграция» детей внутри образовательного комплекса.По итогам обучения после сдачи ГИА каждый ребенок определится с выбором траектории развития и обучения, таким образом сформируется старшая профильная школа, работающая по индивидуальным учебным планам:- гимназической направленности: социально-гуманитарный, лингвистический, историко-филологический, социально-экономический классы;- лицейской направленности: физико-математический, химико-биологический, индустриально-технологический, информационно-технологический классы.Таким образом, очевидны плюсы создания образовательного комплекса:    повышение качества образования за счет концентрации и перераспределения ресурсов;    создание комплексной образовательной среды, направленной на индивидуально-личностное развитие воспитанника и обучающегося;    повышение качества дошкольного образования;    усиление развивающих аспектов содержания образовательных программ;    обеспечение доступности образовательных услуг;    расширение спектра профилей на старшей ступени;    раннее выявление склонностей и способностей и формирование готовности к осознанному выбору профессии.В наш комплекс входят и два уникальных образовательных учреждения – средняя коррекционная общеобразовательная школа-интернат №37 и средняя коррекционная общеобразовательная школа №67. Включение этих ОУ в комплекс имеет очень важное социальное значение, ведь это, с одной стороны, создание единого воспитательного пространства, а с другой – возможность попробовать свои силы в системе профильного обучения. Таким образом, мы вводим в образовательный комплекс социальную инклюзию, которая базируется на  таких принципах:    все люди нуждаются друг в друге, в поддержке и дружбе ровесников;    каждый человек способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;    ценность человека не зависит от его способностей и достижений;    подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;    достижение прогресса для каждого обучающегося в том, что он может делать;     разнообразие усиливает все стороны жизни человека.Конечно же, создание ОК базируется на объединении ресурсов всех образовательных учреждений и ресурсов территории района, на реализации целой системы проектов развития.Проект «Лестница успеха» ориентирован на программы основного образования. Его цель – создание многопрофильной школы в ОК. В результате реализации проекта на базе двух образовательных учреждений будут созданы новые профили: инженерные (индустриально-технологический и  информационно-технологический) и историко-филологический. Для включения в этот проект коррекционных ОУ предусмотрено оборудование рабочих мест для детей с ОВЗ в обоих зданиях. Это позволит учитывать потребности этих детей в обучении на старшей ступени в профильных классах.Проект «Пространство возможностей» связан с развитием системы дополнительного образования, ориентирован на предоставление широкого спектра дополнительных образовательных услуг всем учащимся ОК. При реализации этого проекта мы планируем использовать все возможности зданий ОК (спортивный зал (гимназия №1529), танцевальный зал (школа №59), бассейн (детский сад).Проект «Город мастеров» направлен на реализацию программ профессионального образования путем создания специальных курсов, ориентирующих на получение профессии, в том числе и для детей с ОВЗ: курсы медицинских работников (руководитель ЛФК, массажист). Для этого мы планируем привлечь возможности вузов, с которыми традиционно работают ОУ, входящие в состав комплекса.Проект «Гармония» ориентирован на создание единой психолого-педагогической службы и социального сопровождения УВП всего ОК.Есть еще один проект, который  кажется нам интересным, – это реставрация здания школы №59 имени Н.В. Гоголя, старейшего образовательного учреждения Москвы, известного, в частности,  по культовому художественному фильму «Розыгрыш», и  создание на базе школы №59 филиала столичного Музея   образования.В результате всей организационной работы возникнет некая совершенно иная образовательная модель, которой, вероятно, нет и никогда не было в мировой практике, объединяющая образовательный процесс от ДОУ до старшей школы, которая  сегодня  более всего отвечает потребностям огромного и постоянно растущего мегаполиса. Марина СОЛОВЬЕВА, директор гимназии №1529 имени А.С.Грибоедова;Виктория  ФИЛЬКИНА, директор  школы №59 имени Н.В.Гоголя;Анна  ФЕДЯНИНА,  директор   СКОШИ №37;Наталья  БЕЛЯКОВА,    директор СКОШ №67;Людмила  МАНСАРЛИЙСКАЯ,  заведующая ДОУ №936Мнения по поводуАлександр Фрайман,  выпускник 29-й спецшколы, родитель ученика 9-го класса гимназии №1529:- Объединение на одной платформе детей разных возможностей – очень важная задача с точки зрения социализации молодого поколения.Егор Чегринец,  доцент НИУ «Высшая школа экономики», аудитор Счетной палаты РФ, родитель ученицы 1-го класса:- Нашим детям предстоит в полной мере использовать те возможности, которые открываются  с созданием образовательного комплекса. Мне нравится, что мой ребенок сможет выбирать между лицейским и гимназическим образованием в рамках одного образовательного учреждения, что этот выбор будет осознанным.Олег Атьков,  вице-президент РЖД по здравоохранению и работе с  общественными организациями, доктор медицинских наук, летчик-космонавт, Герой Советского Союза, почетный дедушка гимназии №1529:- Очень важно, что  приоритеты создания ОК – личность ребенка и интересы учеников. Объединение в одном учреждении очень разных детей, создание комфортных условий и для учеников, и для педагогов – задача очень амбициозная. Важно не питать иллюзий, а смотреть на все происходящее реалистично, и тогда любой проект, даже очень амбициозный, станет реальностью. И еще надо понимать, что огромная ответственность по созданию и развитию образовательного комплекса ложится и на родителей, и на весь объединенный педагогический коллектив.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте