search
main
0

Объединение без потерь. Любовь КЕЗИНА, руководитель Департамента образования Москвы

15 лет назад профессиональные училища были переданы городу с федерального уровня. Мы их сохранили, несмотря на то, что к тому времени уже рухнули производственные базовые предприятия, строившие здания, оснащавшие училища учебно-производственным оборудованием, обеспечивавшие их производственным инструментом и расходными материалами, организовывавшие производственную практику, закреплявшие за группами наставников из числа наиболее опытных и квалифицированных рабочих и доплачивавшие мастерам за работу с пэтэушниками. Предприятия перестали заказывать училищам рабочие кадры, поэтому те стали готовить тех специалистов, на которых был спрос на рынке. В результате за последнее десятилетие количество учреждений, осуществляющих выпуск рабочих кадров, сократилось на 20 процентов, а объемы подготавливаемых рабочих – в два раза.

В целом система профобразования не просто сохранилась, в перечне специальностей, по которым ведется обучение, появились десятки новых наименований, существенно обновлено содержание учебных планов и программ, например, реализована программа «Возрождение ремесленных производств» – в 35 учебных заведениях дети имеют возможность получать специальности по 28 направлениям ремесленной деятельности. Начаты и успешно проходят эксперименты по интеграции программ начального и среднего профессионального образования в десяти учебных заведениях, созданы центры непрерывного профобразования по различным специальностям в десяти учебных заведениях, центры непрерывного профессионального образования по подготовке кадров для мясоперерабатывающей промышленности, многоуровневый центр профобразования на базе концерна «Бабаевский» и другие, есть положительный опыт взаимодействия с крупными предприятиями промышленности, многие учреждения работают на договорных отношениях и проводят производственную практику на таких предприятиях, как АМО «ЗИЛ», «Мослифт», «Метрострой», «Салют», «Московский подшипник», «Станкоагрегат», НИИ «Космического приборостроения», и других.

Но нас беспокоит то, что в столичной системе профобразования много проблем, требующих незамедлительного решения. Одна из основных заключается в том, что структура подготавливаемых специалистов далеко не в полной мере соответствует потребностям городского хозяйства. По данным Московской службы занятости, в первом полугодии 2004 года заявленный спрос на работников составил около 170 тысяч человек, более 72% вакансий – рабочие. Качественный анализ спроса на работников показывает, что более двух третей вакансий предлагают предприятия реального сектора экономики. Они нуждаются в строителях, станочниках, сварщиках, электромонтажниках и других рабочих специальностях. Положение усугубляется тем, что абсолютное большинство учреждений начального и значительная часть учебных заведений среднего профобразования располагают крайне изношенным и устаревшим учебным производственным оборудованием. Средний процент износа основных фондов достиг 85 процентов, станочный парк не обновлялся с начала 90-х годов. За 15 лет не было построено ни одного современного профессионального училища, более 59 процентов зданий профобразования нуждаются в капитальном ремонте. Передав училища, предприятия оставили в своей собственности здания, в которых они размещались и которые, как правило, были в советское время для них же и построены. Лишь в 2004 году после длительной борьбы с Мингосимуществом удалось добиться, чтобы здания обрели статус городского имущества, что позволит на законных основаниях осуществлять ремонт, приобретать современное оборудование, решать многие другие вопросы. В собственность города оформлены 71 из 198 зданий, в стадии передачи – 95, пока не приняты решения о передаче 27 зданий. В таких условиях система не в состоянии обеспечить не только количественное, но и качественное решение задачи подготовки квалифицированных рабочих, отвечающих требованиям современного высокотехнологического производства. К сожалению, система профтехобразования сегодня не привлекательна ни для родителей, ни для детей. Когда же к 2008 году у нас сократится количество выпускников девятых классов на 47 тысяч, то еще меньше будет желающих пойти на учебу в ПТУ. Поэтому нам нужно создавать такие привлекательные образовательные учреждения, где ребята смогут получить и среднее образование, и начальное профобразование, и среднее профобразование, на выходе из которого по качеству подготовки выпускник будет удовлетворять всем требованиям работодателя.

Как показала практика последних лет, рынок во многом гораздо более жестко, чем плановая экономика, требует взвешенной и продуманной стратегии в подготовке кадров для промышленности и сферы услуг. Он требует точного прогнозирования ближайших, перспективных потребностей экономики в кадрах различной квалификации, с учетом демографических, миграционных и других важных факторов, определяющих динамику трудовых ресурсов.

Острой остается проблема кадрового обеспечения, средний возраст специалистов управленческого звена, мастеров производственного обучения, преподавателей специальных и общественных дисциплин 50 – 55 лет. Произошел отток из отраслей высококвалифицированных инженерно-педагогических работников. Перспектива педагогической деятельности стала малопривлекательной для молодежи в условиях, когда средняя заработная плата молодого специалиста, мастера производственного обучения составляет около трех тысяч рублей. Вопрос омолаживания педагогических кадров стоит чрезвычайно остро, потому что в Москве практически нет ни одного вуза, который бы готовил прежде всего мастеров производственного обучения. Этим занимались раньше базовые предприятия, которые нынче сбросили с себя эту заботу. Мастера производственного обучения сегодня часто не имеют даже среднего специального образования, поэтому мы пришли к выводу, что на базе двух продвинутых профессиональных учреждений – колледжей – откроем свой индустриально-педагогический вуз, который будет готовить мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин.

Положение дел в системе профессионального образования диктует необходимость радикального пересмотра содержательных и организационных оснований всей ее деятельности.

Что мы предлагаем? Целевую программу, которая предусматривает проведение структурно-содержательной модернизации сети профобразования для опережающего удовлетворения потребностей рынка в квалифицированных кадрах, максимальную мобилизацию внутренних ресурсов сферы образования, оптимизацию содержания, организационных форм и технологий, экономических и управленческих механизмов, использование разнообразных форм стимулирования обновления профобразования. Кроме того, мы надеемся, что реализация программы вызовет активное привлечение внешних ресурсов и финансовых, материально-технических, организационных, информационных, кадровых, интеллектуальных ресурсов, развертывание систем широкого социального партнерства в сфере профессионального образования. Основным результатом выполнения целевой программы должно стать увеличение как минимум в два раза объемов подготовки рабочих кадров, владеющих современными технологиями. Но первое, что необходимо сделать, это внедрить систему государственно-общественного управления, обеспечив условия для реального и эффективного социального партнерства в деле подготовки рабочих кадров. Для этого мы предполагаем создать городской государственно-общественный координационный совет по подготовке квалифицированных рабочих кадров во главе с одним из заместителей мэра, а также отраслевые советы по машиностроению и металлообработке, архитектуре и строительству, торговле и сфере услуг, малому бизнесу и предпринимательству во главе с заместителями мэра или министрами правительства Москвы. Мы полагаем, что в каждом административном округе должен также работать окружной государственно-общественный совет, аналогичный городскому, заместителем председателя окружного совета должен стать начальник окружного управления образования.

Для того чтобы существенно повысить качество профессионального образования, мы предлагаем реорганизовать абсолютное большинство государственных учреждений путем интеграции, слияния и создания укрупненных образовательных комплексов, которые будут реализовывать программу общего, начального и среднего профессионального образования – так называемые колледжи. Таких комплексов будет около 61. Большая часть из них будет создана по территориально-отраслевому принципу, 11 – по программно-отраслевому. Последние отличаются от первых тем, что предлагается слияние учебных заведений, расположенных в различных округах. При этом ни одно здание, ни одно учебное место не будет утрачено, они станут составной частью вновь образуемых колледжей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте