С Татьяной Константиновной ЛАГУРАШВИЛИ, учителем русского языка и литературы нижегородского лицея №40, мы знакомы больше четверти века. Именно она была моим наставником, когда я, выпускница филфака, пришла работать в лучшую физматшколу нашего города. Нет, никакого официального наставничества тогда не было, просто Татьяна Константиновна видела, как трудно даются мне первые шаги на учительском поприще, и не могла оставаться равнодушной. Подсказывала мягко, всегда очень доброжелательно и тактично. После общения с ней усталость и разочарование проходили без следа, появлялись новые силы, хотелось работать с большей отдачей и вообще стать лучше. Точно так же Татьяна Константиновна помогала и помогает всем новичкам – бескорыстно, по-матерински. И не только новичкам. Как никто, Татьяна Константиновна умеет ободрить, поддержать любого, даже более опытного коллегу, если видит, что ему по каким-то причинам плохо. Она из тех женщин, которым дано согревать одной улыбкой. Редкий дар, я нечасто его встречала.
Татьяна Константиновна работает в лицее №40 (до 1990 года физматшкола) 42‑й год. За это время у нее было 6 выпусков, если считать только классное руководство. Она брала детей после начальной школы и доводила до выпуска. Каждый выпуск был любимым, неповторимым и единственным, со всеми своими учениками (я свидетель) Татьяна Константиновна расставалась с болью в сердце, всех провожала, как родных детей, и со всеми поддерживает связь последующие годы. Среди ее выпускников множество ученых, инженеров, врачей, бизнесменов, политиков, людей, известных во многих сферах. Есть среди них те, кто реализовался за рубежом. Сейчас в Нижнем несколько школ повышенного статуса, а лет 20 назад почти вся интеллектуальная элита выходила из 40‑й. Все, кому повезло хотя бы непродолжительное время учиться у Татьяны Константиновны, вспоминают ее уроки с благодарностью и говорят об учителе с самой искренней симпатией. Не однажды я становилась свидетелем того, как уже взрослые солидные люди, встречая ее на улице, признавались ей в безграничном уважении и давней любви. «Ваши уроки изменили меня, благодаря вам я стал тем, кто я есть» – такие признания Татьяне Константиновне приходилось слышать не раз, причем даже от тех, кто на уроках в свое время скромно сидел и ничем не выделялся. На мой взгляд, такие признания для учителя дороже орденов и самых высоких званий.Главное, так сказать, сущностное свойство педагогического дара – помогать детям раскрыть лучшие качества, реализовать нравственный потенциал (интеллектуальный тоже хорошо бы, но все же он на втором месте). Этим даром Татьяна Константиновна наделена в высшей степени. Она унаследовала его от мамы. Федосья Лукьяновна Проймина была не учителем, а инженером (мечтала о педагогическом, но поступила в политех, потому что рано лишилась родителей и могла надеяться только на себя), но педагогом была, что называется, от Бога, воспитала трех замечательных дочерей, пятерых прекрасных внуков, первых двух правнучек… Любовь к литературе и языку у Татьяны Константиновны от отца. Константин Данилович Проймин родился в Сибири, молодым был призван на фронт, после войны окончил Ленинградский университет, работал на телевидении сначала в Краснодарском крае, затем в Горьком, писал книги. В Нижнем Новгороде его знали и уважали очень многие. Татьяна Константиновна гордилась отцом, но никогда не пользовалась его авторитетом и связями. Скромность и порядочность она тоже унаследовала от родителей.Ей везло на учителей. Встречались такие и в школе, и в университете. В начале учительского пути учителем и наставником стал Вениамин Яковлевич Векслер, создатель и директор первой горьковской физматшколы. Мудрый человек и замечательный руководитель, он все держал в поле зрения, обо всех заботился. Когда в 1976 году в последний летний день в школу пришла выпускница Краснодарского университета, только что вслед за семьей переехавшая в Горький, свободных часов не было. Работа в школьной библиотеке – это все, что он мог предложить на тот момент. Но молодой женщине, имеющей диплом с отличием, выразительный взгляд и интеллигентную артистическую внешность, хотелось вести уроки. Видя это, директор (Вениамин Яковлевич преподавал углубленную математику в старших классах) буквально за день решил непростую управленческую задачу: часы нашлись, правда, немного, но для начала и это было неплохо. Помимо заведования библиотекой Татьяна Константиновна стала вести уроки в 10‑м (тогда это был выпускной) и 8‑м классах. Впереди у детей были экзамены, поэтому Векслер пожаловал на урок к молодой учительнице почти через неделю. Остался доволен: «Вижу, дело пойдет». Татьяна Константиновна была старательной и ответственной (комплекс отличницы проявился рано и остался на всю жизнь), готовилась тщательно к каждому уроку, искала материал, которого не было в учебниках. Ей хотелось, чтобы каждый день ученики делали открытия. А еще до тонкостей продумывала внешний вид. Это тоже было важно: в физматшколе и тогда, и до сих пор две трети учащихся – мальчики.Конечно, ученики с первых же дней оценили молодую учительницу – добрую, красивую, интересную. Она была замужем, растила маленького сына, но старшеклассники все как один невольно подтягивались в ее присутствии, никому из них не хотелось выглядеть неказисто в глазах Танечки (так ласково ее называли ученики между собой). Наоборот, каждый старался обратить на себя ее внимание, вызвать интерес к своей персоне. Сделать это мог каждый. Стоило лишь небанально написать сочинение, прочитать книгу сверх программы, найти в энциклопедии и озвучить на уроке неизвестные факты биографии писателя, выразительно прочитать стихотворение, победить в олимпиаде, не важно, физической, математической или химической, словом, способов было много, и ими охотно пользовались.То, что Татьяна Константиновна своим присутствием облагораживает ершистых и непокорных парней, талантливых в физике и математике, но в остальном не слишком отесанных, первым заметил именно директор. Поэтому, когда на второй год увидел, что молодой учительнице гораздо проще работать в старших классах, не колеблясь, поменял нагрузку прямо в середине года: 4‑й класс, в котором у нее были проблемы с дисциплиной (Татьяна Константиновна очень переживала и не раз плакала из-за них), отдал опытной учительнице в возрасте, а ей достались часы в двух 10‑х. Директор вновь принял единственно верное решение, и все сразу встало на свои места. Все получили именно то, чего им недоставало: малыши – строгую бабушку, а старшеклассники – воплощенный идеал, юноши – объект для обожания, а девушки – пример для подражания. И никаких проблем в дальнейшем не возникло.Женственность и красота в сочетании с молодостью – вот что в физматшколе должно быть обязательно. Помимо первоклассных специалистов, мужчин и женщин, отлично знающих предмет, строго, но в то же время по-матерински и отцовски относящихся к ученикам, должны быть прекрасные дамы, способные превращать юношей в благородных рыцарей и вдохновлять на подвиги. В 40‑й в то время было несколько таких прекрасных дам, Татьяна Константиновна стала самой молодой. Для многих – самой привлекательной.Конечно, сама она этого не замечала, нет и не было в ней ни капли самовлюбленности, тем более самолюбования, напротив, к себе она относится критично. С первых лет в школе она стремилась сделать уроки более интересными и содержательными, много читала, никогда не переставала учиться новому. Часто ходила на уроки к старшим коллегам, перенимала опыт. На второй год ей дали классное руководство. Новая роль сразу же пришлась по душе. Дети приняли Татьяну Константиновну и полюбили ее. Любят и до сих пор, приглашают на все встречи, приходят в гости, рассказывают об успехах. Первым выпускникам Татьяны Константиновны уже по 50 с лишним лет. Но и сегодня они с улыбкой вспоминают, как им завидовали ученики параллельных классов, потому что ни у кого из них не было такой интересной и насыщенной внеклассной жизни. Помнят бывшие ученики, как горевали по Танечке, когда она ушла в декрет. И как были счастливы, когда у любимой классной руководительницы родилась дочка, как все вместе дружно скандировали поздравления, стоя с воздушными шариками под окнами роддома (умилялся весь роддом, потому что ни одну роженицу так громко не поздравляли). Татьяна Константиновна тогда вернулась в школу быстро, через пять месяцев – Федосья Лукьяновна была уже на пенсии и заботу о внучке взяла частично на себя. Сколько же было радости в школе, когда Танечка вышла на работу! Облегченно вздохнули все – и ученики, и коллеги. К хорошему люди быстро привыкают. Больше длительных перерывов в работе у Татьяны Константиновны не было. Но даже если она отсутствует пару дней, это всеми замечается.Я не сказала еще об одном, но очень важном таланте своей героини. Она позитивно влияет не только на учеников, но и на их родителей. Я мало видела учителей, которым удавалось превратить родителей в своих союзников, единомышленников. Не все изначально были близки Татьяне Константиновне по духу, тем не менее со временем многие стали ее друзьями. Как она добивается взаимопонимания с родителями? Кажется, что это удается ей очень легко, органично, без всякого напряжения. Секреты ее просты, но не все способны ими воспользоваться. Первое и главное – она относится к ученикам, как к собственным детям. Она точно так же дрожит над каждым, за каждого переживает. От ее внимательного взгляда на уроке и на перемене не ускользает ни одна мелочь. Поэтому нередко Татьяна Константиновна раньше родителей начинает бить тревогу, за что родители всегда бывают благодарны. Она не жалуется, не вызывает на разговор, а искренне и заинтересованно делится переживаниями, ее задача – не снять с себя ответственность, а вместе с родителями найти решение проблемы. И почти всегда это удается. Родители не могут не доверять учителю, которого судьба ребенка волнует не меньше, а иногда даже больше, чем маму и папу. Такое встречается, и нередко, ведь карьерные и материальные цели для многих вышли на первый план. Взрослеющие дети и родители, к сожалению, не всегда могут найти общий язык. Татьяна Константиновна видит это и старается укрепить ослабевшие связи отцов и детей, становясь в какой-то степени посредником. На все внеклассные мероприятия она всегда приглашала родителей, но не как зрителей, а как самых активных участников. Какие походы и поездки они вместе организовывали, какие незабываемые проводили поэтические вечера! Разве такое может пройти бесследно для души подростка? При свечах стихи классиков и современных авторов читали вслух и дети, и взрослые, а до этого долго готовились к священнодействию, выбирая лучшее (все выбирали сами, что именно прочесть на публике, именно в этом был весь смысл). На такие вечера приходили учителя и ученики из других классов, многим хотелось просто послушать, прикоснуться к настоящей поэзии, пережить моменты единения. Многие родители украдкой вытирали слезы, видя, как проникновенно их чадо может читать стихи. После таких вечеров многие мамы и папы пересматривали свое отношение к ребенку, относились внимательнее к чувствам дочерей и сыновей. Так Татьяна Константиновна помогала каждому увидеть в детях лучшее, то, что дома, в обыденной жизни, может не проявляться в силу возраста. Разве не будут после этого родители доверять учителю? И доверяют, и ценят, и любят, и испытывают чувство благодарности.А еще одна заповедь, которой Татьяна Константиновна следует всю жизнь и которую передает молодым коллегам: «Никогда не говорите родителям плохо об их детях, даже если ребенок заслуживает порицания и осуждения. Он, скорее всего, не виноват. Чтобы ребенок исправился, родители должны любить его еще сильнее, еще больше о нем заботиться, а учитель должен им в этом помочь».Опора только на хорошее, не это ли первое правило дидактики? Учителям, которые усвоили его и успешно применяют, удается прожить в профессии долго и счастливо. Они умудряются не устать, не выгореть, не разочароваться в себе и детях. Татьяна Константиновна относится именно к этой, увы, не слишком многочисленной категории, поэтому в свои 65 она ослепительно выглядит и по-прежнему восхищает коллег, детей и родителей, как и 40 лет назад, она полна энергии, ей интересны люди и книги, она всегда в курсе литературных новинок, ее часто можно встретить в театрах и на абонементных концертах в филармонии. Татьяна Константиновна каждый год с удовольствием ездит по разным странам (дети выросли благополучными и самостоятельными, поэтому все заработанное она может тратить на поездки) и охотно общается с внучками (их уже три, одна другой лучше). Хочется пожелать ей только одного – чтобы ее бесценный дар женственности передался внучкам и будущим правнучкам.Нижний Новгород
Комментарии