Благотворительный фонд Андрея Мельниченко занимается созданием образовательных проектов в сфере естественных наук с целью развития системы обучения заинтересованных школьников в регионах. На данный момент открытые им центры детского инженерно-технического и научного творчества и технопарки работают в одиннадцати городах страны. Школьники 5‑11‑х классов в рамках дополнительного образования изучают в них естественные науки.
Одним из проектов Андрея Мельниченко стало «Научное кафе». Автор задумал объединить научное и журналистское сообщества для решения вопросов образования и подготовки специалистов. Вторая встреча в рамках проекта состоялась 13 июня.
В первую очередь участники встречи обсудили образование детей, их склонность усваивать те или иные знания. Марьяна Безруких, экс-директор Института возрастной физиологии РАО, разоблачила миф, что мозг делится на творческое и рациональное полушария, а склонность человека к какой-либо деятельности объясняется лучшей работой одного из них: «Сложнейшая деятельность, физика или лирика реализуются целостным мозгом. Никогда ни один вид сложной деятельности не реализуется одним полушарием». По ее словам, инженерный мозг имеет различия с гуманитарным, однако это происходит за счет формирования мозга под влиянием обучения, деятельности, жизни. Склонность же к тому или иному предмету чаще всего проявляется к 12 годам.
Говорили также о педагогическом образовании и роли учителя сегодня. По замечаниям участников стало ясно, насколько сильно ощущается нехватка учителей и качественного педобразования. Отметили, что сильно понизился статус педагога в обществе. По этой теме высказался Андрей Наумов, член-корреспондент РАН, руководитель Троицкого технопарка ФИАН: «Школа должна перестать быть камерой хранения! Нужно повышать общественный статус педагога, для того чтобы учителями становились не по остаточному принципу. Люди в педагогический вуз не идут, потому что это немодно, кажется неперспективным, хотя при этом занимаются репетиторством». Он отметил, что студенты естественных факультетов часто воспринимают преподавание как неумение найти себя в научной деятельности: «Наблюдается тенденция, что тот, кто не состоялся как физик, идет работать учителем физики. А должно быть наоборот! Кто состоялся как лучший физик, тот должен быть учителем физики, он должен преподавать».
Более подробно о выборе профессии после университета выразился Александр Широв, директор Института народного прогнозирования РАН: «Я утверждаю и просто знаю из личного опыта, что на физтехе у очень подготовленного человека понятия о рынке труда вообще нет. И вот это проблема. Студенту необходимо понимать, какое место в обществе он может занять по окончании учебы. Из-за незнания выпускниками рынка труда возникает нехватка специалистов в непопулярных секторах экономики и неравномерное распределение в подготовке кадров». По мнению Александра Широва, эта проблема решается предоставлением студентам информации о спросе на их профессию на ближайшие 5‑10 лет. «Необходимо, чтобы человек, покидая школу, понимал свою профессиональную ориентацию, – считает директор. – Это то, чем отчасти занимались в советское время: выпускник знал, как устроен рынок труда».
О роли учителя в российской системе образования высказался Александр Чередник, исполнительный директор Фонда Андрея Мельниченко: «Нам надо законодательно защитить учителя. Не будет страны, если серьезным образом не вложиться в образование, в том числе в материальное положение учителя. Нужна программа по повышению роли учителя и престижа учительской профессии». Также он отметил, что в современную эпоху первостепенной задачей образовательных учреждений должно быть воспитание патриотичного гражданина: «Цель школы – подготовить, вырастить человека, который хорошо понимает, что Россия – его дом, о нем надо заботиться, защищать, улучшать».
На форуме выступили и дети. Воспитанники образовательных центров Фонда Андрея Мельниченко продемонстрировали участникам «Научного кафе» свои проекты в научной среде. Десятиклассник из Кемерова Егор Семенов, занимающийся в центре «УникУм», представил проект в области глубокой переработки твердых бытовых отходов, с которым он выступал в финале Всероссийского конкурса «Школьная лига лекторов». Проект также был отмечен министром просвещения Сергеем Кравцовым, который предложил Егору стать советником на общественных началах по вопросам образования.
Восьмиклассник Григорий Плаксин, победитель Case-IN (Международный инженерный чемпионат), представил макет геотермальной электростанции, в которой были сохранены все части настоящей. Десятиклассник Вячеслав Чертан, победивший на пятом Детском научном конкурсе Фонда Андрея Мельниченко, выступил с системой интерактивного обучения проектированию нейросетей.
Вторая встреча в «Научном кафе» дала возможность оценить состояние образования в РФ на сегодняшний день, определить перспективы развития, найти возможные решения проблем в отечественном преподавании.
Ника ТКАЧЕНКО
Комментарии