Министерство образования Российской Федерации
ПРИКАЗ
25.09.2000 N 2749
Об утверждении примерного положения о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования специалистов, организуемых в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования
В соответствии с п.4 приказа Минобразования России от 03.04.2000 N 961 приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Примерное положение о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования специалистов, организуемых в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление послевузовского и дополнительного профессионального образования (Безлепкина В.В.).
Заместитель министра Б.А.Виноградов
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Минобразования России
от 25.09.2000 N 2749
Примерное положение
о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования специалистов, организуемых в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования
I. Общие положения
1. Образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования наряду с основными образовательными программами могут реализовывать дополнительные профессиональные образовательные программы в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования деловых качеств, подготовки к выполнению новых трудовых функций при наличии соответствующей лицензии.
2. Дополнительные профессиональные образовательные программы в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования осуществляют создаваемые для этих целей структурные подразделения дополнительного профессионального образования специалистов, к которым относятся:
в образовательных учреждениях высшего профессионального образования:
факультеты (центры на правах факультетов*) повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов;
межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов;
курсы повышения квалификации специалистов;
в образовательных учреждениях среднего профессионального образования:
отделения повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов;
курсы повышения квалификации специалистов.
3. Общими задачами структурных подразделений дополнительного профессионального образования являются**:
удовлетворение потребностей специалистов в получении новых знаний о достижениях в соответствующих отраслях науки, техники и культуры, передовом отечественном и зарубежном опыте;
проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных граждан, подготовка их к выполнению новых трудовых функций;
консультационная деятельность.
4. Структурные подразделения осуществляют свою деятельность в соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях высшего, среднего и соответствующего дополнительного профессионального образования, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации, настоящим Примерным положением и уставами образовательных учреждений.
____________
* Далее – центры.
** Далее – структурные подразделения.
5. Структурные подразделения реализуют дополнительные профессиональные образовательные программы, к которым относятся повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности и для получения специалистами дополнительной квалификации.
Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям.
Профессиональная переподготовка для получения специалистами дополнительной квалификации проводится в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания программ переподготовки и уровню требований к специалистам.
6. Структурные подразделения (кроме филиалов) создаются, реорганизуются и ликвидируются приказом ректора вуза (руководителя учреждения среднего профессионального образования) на основании решения ученого совета (совета).
7. Структурные подразделения организуются в образовательных учреждениях, располагающих для этих целей соответствующей материально-технической базой, современным оборудованием и высококвалифицированными научно-педагогическими (педагогическими) кадрами.
Образовательные учреждения, имеющие в своем составе структурные подразделения, обеспечивают необходимые условия для их деятельности, выделяют и закрепляют штаты, аудиторный и лабораторный фонд и места для проживания слушателей в общежитии.
II. Управление структурными подразделениями
8. Управление структурными подразделениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами образовательных учреждений, в которых они организованы.
9. Общее руководство деятельностью структурных подразделений осуществляют руководители образовательных учреждений, которые:
утверждают структуру, штаты и смету расходов структурных подразделений;
обеспечивают закрепление аудиторий, учебных кабинетов и лабораторий, лимитов на издание и тиражирование учебной, научной и методической литературы;
предоставляют слушателям возможность пользоваться библиотекой, читальными залами, вычислительными центрами, спортивно-оздоровительными базами и медицинскими учреждениями.
10. Непосредственное руководство деятельностью факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов осуществляют деканы факультетов, избираемые в порядке, предусмотренном уставом вуза.
11. Руководство деятельностью межотраслевых региональных центров повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, центров, курсов осуществляет директор, назначаемый руководителем образовательного учреждения, в котором организовано структурное подразделение.
12. Руководство деятельностью отделений повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов осуществляет руководитель, назначаемый директором образовательного учреждения среднего профессионального образования.
13. Для обсуждения основных вопросов организации учебной, научно-методической, информационной и издательской деятельности в структурных подразделениях могут быть созданы соответствующие советы, порядок и условия деятельности которых осуществляются в соответствии с уставами образовательных учреждений.
14. Взаимоотношения с заказчиком определяются договорами на повышение квалификации или профессиональную переподготовку специалистов, заключаемыми с образовательными учреждениями, в составе которых организованы структурные подразделения.
III. Слушатели и работники структурных подразделений
15. Слушателями структурных подразделений являются лица, зачисленные на обучение соответствующим приказом руководителя образовательного учреждения.
16. Слушателю на время обучения выдается справка, свидетельствующая о сроках его пребывания на учебе в данном образовательном учреждении.
17. Права и обязанности слушателей, их материальное обеспечение определяются Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 610, уставом, правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения, договором и настоящим Примерным положением.
18. Слушатели структурных подразделений имеют право:
участвовать в формировании содержания образовательных программ и выбирать по согласованию с соответствующими учебными подразделениями дисциплины для факультативной и индивидуальной форм обучения;
пользоваться в порядке, установленном уставом образовательного учреждения, имеющейся на факультетах, кафедрах и других структурных подразделениях образовательного учреждения нормативной, инструктивной, учебной и методической документацией по вопросам профессиональной деятельности, а также библиотеками, информационным фондом и услугами других подразделений;
принимать участие в конференциях и семинарах, представлять к публикации в изданиях образовательного учреждения свои рефераты, аттестационные работы и другие материалы;
обжаловать приказы и распоряжения администрации образовательного учреждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
19. За слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории Российской Федерации нормам.
Оплата проезда слушателей к месту учебы и обратно, а также выплата суточных за время их нахождения в пути осуществляются за счет средств федеральных органов исполнительной власти, предприятий (объединений), учреждений и организаций по месту основной работы слушателей.
На время обучения слушатели обеспечиваются общежитием с оплатой расходов за счет направляющей стороны.
20. Оценка уровня знаний слушателей структурного подразделения образовательного учреждения проводится по результатам текущего контроля знаний и итоговой аттестации. Проведение итоговой аттестации слушателей осуществляется специально создаваемыми комиссиями, составы которых утверждаются руководителем образовательного учреждения.
Освоение образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации завершается обязательной итоговой аттестацией.
Для проведения итоговой аттестации по программам профессиональной переподготовки создается государственная аттестационная комиссия, председатель которой утверждается учредителем образовательного учреждения.
21. Слушателям, успешно завершившим обучение, выдаются документы государственного образца.
22. При невыполнении требований учебного плана, а также при грубом нарушении правил внутреннего распорядка слушатель отчисляется с выдачей соответствующей справки о пребывании на учебе.
23. Права, обязанности, порядок приема на работу и увольнения преподавателей и сотрудников структурных подразделений, трудовые отношения определяются законодательством Российской Федерации.
24. Учебная нагрузка преподавателей структурных подразделений устанавливается в зависимости от их квалификации и занимаемой должности и не может превышать 800 часов за учебный год.
25. Наряду со штатными преподавателями образовательных учреждений учебный процесс в структурных подразделениях могут осуществлять ведущие ученые, специалисты и работники предприятий (объединений), организаций и учреждений, представители федеральных органов исполнительной власти на условиях штатного совместительства или почасовой оплаты труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
IV. Учебная, научная, научно-методическая (методическая) деятельность структурных подразделений
26. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов осуществляются с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. Сроки и формы обучения устанавливаются структурным подразделением в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора в пределах объемов, установленных Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 610, с учетом внесенных в него изменений и дополнений (постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 N 213).
27. Дополнительные профессиональные образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов разрабатываются, утверждаются и реализуются структурным подразделением самостоятельно на основе установленных требований к содержанию программ обучения по согласованию с заказчиком.
28. Учебный процесс структурными подразделениями может осуществляться в течение всего календарного года.
29. Устанавливаются следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, семинары по обмену опытом, выездные занятия, стажировка, самостоятельная работа, консультации, аттестационные работы.
Для всех видов аудиторных занятий устанавливается академический час продолжительностью 40-50 минут.
30. При проведении обучения учебные группы формируются с учетом уровня образования, занимаемой должности и стажа практической работы слушателей.
31. Структурные подразделения выполняют научную, научно-методическую (методическую) работу, могут организовывать в установленном порядке издательскую деятельность по выпуску учебных планов и программ, учебных пособий, конспектов лекций и другой научно-методической литературы для слушателей.
V. Финансирование структурных подразделений
32. Финансирование структурных подразделений осуществляется за счет:
средств, поступающих за обучение по прямым договорам с заказчиками;
бюджетных ассигнований;
средств, полученных за выполнение консультационной деятельности, от реализации учебных, методических, научных и других разработок;
других источников, предусмотренных законодательством.
VI. Контроль за деятельностью структурных подразделений и отчетность
33. Контроль за деятельностью структурных подразделений осуществляют образовательные учреждения, в которых они организованы, в соответствии с уставами.
34. Структурные подразделения отчитываются перед руководством образовательных учреждений об итогах своей деятельности и в установленном порядке представляют ежегодную статистическую отчетность по форме государственного статистического наблюдения N 1-пк “Сведения о повышении квалификации и профессиональной переподготовки специалистов”.
* * *
Настоящее Примерное положение может быть использовано для разработки соответствующих положений о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования специалистов, которые утверждаются руководителем образовательного учреждения.
Комментарии