– Лидия Николаевна, расскажите, пожалуйста, о позитивных изменениях, которые произошли в сфере образования автономного округа за последние годы.
– Несомненно, большим шагом вперед является создание нормативно-правовой базы. Так, в 2004 году Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры утверждены проекты законов «О субвенциях, выделяемых бюджетам муниципальных образований на реализацию государственного стандарта общего образования» и «О комплексной программе развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2004-2007 годы». Значительно увеличилась доля расходов на образование в консолидированном бюджете. В 2004 году она составляет около 18% (более 15 миллиардов рублей), что почти на 3 миллиарда больше, чем в предыдущем году. Утвержден план мероприятий правительства округа по развитию материально-технической базы отраслей социальной сферы до 2005 года, где определяющим является строительство объектов образования. Оно осуществляется по двум программам – «Строительство сельских школ» и «Развитие материально-технической базы учреждений образования». В 2003 году введены в строй 5 сельских школ, два детских сада и один интернат, где будут заняты 1020 детей. Построены специальная общеобразовательная школа закрытого типа в Сургуте, детско-юношеский центр в городе Белоярском, детский сад в Березовском районе. В текущем году планируется сдать под ключ еще 9 школ. Уже введены в строй две школы в поселках Шеркалы и Карымкары Октябрьского района.
В малых поселках социальные объекты строятся в виде образовательно-культурно-спортивных комплексов (ОКСК). Это позволяет сориентировать их работу на потребности населения и сэкономить в ходе строительства до 8 миллионов рублей на один объект, а также снизить коммунальные расходы. В этом году такой комплекс вводится в поселке Салым Нефтеюганского района, а к 2007 году планируется принять в эксплуатацию 7 ОКСК.
Совершенствование материально-технической базы влияет и на повышение качества образования. С введением в строй новых объектов более трети школ округа работают только в одну смену – это 60% учеников. Наполняемость классов в среднем 21 школьник, из них в городе – 22, на селе – 13. Укрепляется материально-техническая база национальных школ. Для них в прошлом году было приобретено спортивное и медицинское оборудование на сумму 2 миллиона рублей.
В 2003-2004 учебном году школы округа приняли участие во всех федеральных программах, направленных на улучшение материально-технической базы, на которые было выделено свыше 110 миллионов рублей. В рамках реализации программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы» осуществлена компьютеризация городских и сельских школ, учреждений НПО, детских домов и школ-интернатов, произведена установка приемных спутниковых комплексов в 86 учреждениях, ведутся поставки компьютерного оборудования и медиатек в 358 школ. Сегодня показатель обеспеченности образовательных учреждений округа компьютерной техникой значительно выше среднероссийского – в школах один компьютер приходится на 18 учеников, в вузах один компьютер – на 8 студентов.
В Ханты-Мансийском автономном округе не забывают и об учителе. Правительство округа уделяет должное внимание кадровой политике и социальной защите работников образования. Школы практически укомплектованы учителями, причем в большинстве случаев за счет выпускников педагогических вузов и колледжей округа. Ежегодно около 500 молодых специалистов готовы пополнить ряды учителей и работников детских садов.
– Во многих российских регионах чувствуется нехватка учебной литературы. А как с этим обстоит дело у вас?
– Обеспечение школ учебниками – одна из важнейших задач Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа. Анализ показал, что в 2004-2005 учебном году обеспеченность литературой составила в среднем 95%. Начиная с 2002 года Департамент образования и науки автономного округа обеспечивает школьные библиотеки справочной и энциклопедической литературой. В прошлом году школы получили собрание сочинений Пушкина, в этом году – трехтомную энциклопедию «Образование в Западной Сибири», наглядное пособие «Государственная символика России». В специальные учреждения и детские дома поставлена «Школьная энциклопедия «Руссика». Первого сентября этого года каждый первоклассник получил в подарок от губернатора игру «Я живу в Югре», которую можно использовать не только во внеклассной работе, но и активно применять на уроках природоведения и географии.
– Известно, что в Ханты-Мансийском автономном округе хорошо развита система дошкольного образования. Вызвал ли рост рождаемости необходимость создания дополнительных мест в детских садах?
– Сегодня в нашем регионе дошкольным образованием охвачено 74% детей, что на 20% больше, чем в начале 2003 года, но требуется еще 21 тысяча дополнительных мест. Эта проблема решается путем строительства новых детских садов и за счет реализации постановления правительства Ханты-Мансийского автономного округа «О ежемесячном пособии по уходу за ребенком», что позволит снизить очередность среди детей раннего возраста. Только за четыре месяца этого года число семей, получающих пособие, составило 16 тысяч, что на 2,5 тысячи больше прошлогодних показателей. В 2004 году уже выплачено около 160 миллионов рублей.
В Ханты-Мансийском автономном округе обращают особое внимание педагогов на то, что основной задачей дошкольного образования является сохранение здоровья ребенка. Недопустимо, чтобы детские сады превращались в начальную ступень школы, нельзя, чтобы рост объема знаний шел в ущерб здоровью и физическому развитию ребенка. Приоритетная задача дошкольного образования округа – увеличение числа оздоровительных групп, оказание логопедической, психологической помощи, организация профилактических, закаливающих мероприятий и реализация программ нового поколения, способствующих полноценному развитию детей.
Хочется отметить, что, к сожалению, реальностью сегодняшнего дня стало увеличение числа детей с нарушением интеллекта, задержкой психического развития, нарушениями речи. В связи с этим в округе создается комплекс психолого-педагогической поддержки, который включает в себя психолого-медико-педагогические комиссии, диагностические центры, разработана система индивидуального обучения на дому. В прошлом году Департаментом образования и науки совместно с администрацией городов и районов округа проведена работа, направленная на расширение форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в чужие семьи. Наиболее распространенной и отлаженной формой семейного устройства в нашем регионе является передача детей под опеку (попечительство). Сумма пособия, выплачиваемого на содержание подопечных детей, в среднем увеличилась на 635 рублей и составила более 2800 рублей в месяц.
– Основная черта, характеризующая систему общего образования округа, – это ее стабильность. И здесь наверняка есть какие-то положительные сдвиги.
– Безусловно. За последние годы наши образовательные учреждения расширили объемы предоставляемых услуг, а также объем внедрения новых методик и технологий. На протяжении двух предыдущих лет все школы округа принимали участие в эксперименте по введению единого государственного экзамена. В 2004 году число сдаваемых предметов в форме ЕГЭ возросло с трех до девяти, а количество сданных экзаменов – на 8650. Анализ результатов ЕГЭ показал достаточно высокий средний тестовый балл по предметам география, биология, русский язык. Это говорит о том, что система образования Ханты-Мансийского автономного округа соответствует общероссийскому уровню, а по иностранным языкам даже превышает его показатели.
На повышение качества образования направлена работа с одаренными детьми. Одно из направлений – проведение городских, окружных и всероссийских олимпиад. В прошедшем учебном году в округе проведено 16 предметных олимпиад. Хорошие результаты показала физико-математическая школа – более 70% призовых мест от общего числа участников. Тем не менее этих результатов недостаточно. Год от года снижается количество победителей всероссийских олимпиад, качество подготовки к ним.
Большое значение отводится инновационным процессам, повышающим мастерство учителя, что в свою очередь благотворно влияет на качество образования. В 2004 году начался очередной этап научно-экспериментальной деятельности. Теперь экспериментальная работа строится по пяти направлениям, руководителями которых стали ведущие вузы Ханты-Мансийского автономного округа. Округ входит в эксперимент по введению профильного обучения. Работа ведется, конечно же, не с нуля. В некоторых территориях округа на протяжении нескольких лет действуют классы с углубленным изучением предметов, которые являются прообразом профильного обучения.
В Ханты-Мансийском автономном округе большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Департамент образования и науки совместно с Департаментом здравоохранения реализует программу, которая уже дает неплохие результаты. Так, в 2004 году в проекты по организации летнего отдыха и оздоровления инвестировано более 10 миллионов рублей. Работали пилотные школы, были организованы смены для детей-сирот. В летних оздоровительных лагерях отдохнули 734 ребенка.
Если говорить об эффективности образования, то надо отметить, что на достаточно высоком уровне остается количество золотых (160) и серебряных (431) медалистов. Три года лучшие выпускники Югры принимают участие в театрализованном бале в Кремлевском дворце. В прошлом учебном году 17 школьников стали участниками Всероссийской конференции «Шаг в будущее» и получили дипломы первой и второй степени. Не может не радовать и то, что уровень детей и педагогов из сельской местности позволяет им представлять округ на всероссийских конкурсах. Так, в 2004 году на IV Всероссийской акции «Я – гражданин России» был выставлен социальный проект «Детский городок», разработанный СОШ поселка Сергино Октябрьского района. Участником Всероссийского фестиваля «Мы все на планете родом из детства», прошедшего в этом августе в Анапе, стал ансамбль танца и кукол «Чародеи» поселка Белый Яр Сургутского района, занявший четвертое место среди 54 участвовавших коллективов.
– Что сегодня происходит в системе профессионального образования округа?
– В рамках реализации Концепции модернизации образования оно перестраивается и развивается. В округе сделаны первые шаги по отслеживанию рынка труда через службы трудоустройства и маркетинга образовательных учреждений. Созданы первые кадровые агентства и маркетинговые службы, лидерами в этом начинании стали учреждения СПО. На территории округа проведены крупные прикладные социально-экономические исследования, в результате которых был составлен прогноз потребности в квалифицированных специалистах до 2007 года. Уже сейчас Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа согласовывает открытие только тех профессий и специальностей, которые востребованы в округе. Например, в системе начального профессионального образования востребованы специальности «судоводитель», «оленевод», «стропальщик». В системе СПО – «переработка нефти и газа», «туризм», а в вузах – «безопасность жизнедеятельности», «социально-культурный сервис и туризм», «педиатрия». Кроме того, перед учреждениями профобразования ставятся задачи по заключению договоров о сотрудничестве с промышленными предприятиями и организациями, расширению спектра платных образовательных услуг, а также обучению студентов готовности к работе в малом бизнесе.
Согласно прогнозам специалистов, в ближайшие годы в автономном округе будут развиваться специальности промышленности, строительства и транспорта, а в непроизводственной сфере – образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства. Это означает, что по остальным группам профессий финансирование подготовки из бюджета автономного округа постепенно уменьшится. Начиная с этого года ректорам, директорам ссузов и профессиональных училищ необходимо пересмотреть стратегию развития своих учреждений, жестко сориентировав их на соответствие прогнозу развития экономики Ханты-Мансийского автономного округа.
Профессиональное образование в округе еще молодо, но уже имеет заметные достижения. По итогам 2003 года Югорский университет вошел в число 30 лучших университетов России, Сургутский университет занимает 44-е место. Нижневартовский и Сургутский пединституты заняли соответственно первое и второе места в рейтинге российских педвузов. Это как нельзя лучше свидетельствует о конкурентоспособности вузов Ханты-Мансийского автономного округа в образовательном пространстве страны. Высшее образование стало более доступным. В 2004-2005 учебном году на 563 места увеличилось количество мест в вузы. Доля бюджетных мест составила 51%. Наши студенты достигают высоких результатов, участвуя в международных конкурсах. Особенно хочется отметить ребят из сургутских вузов, которые стали победителями на трех научных конференциях.
– Лидия Николаевна, развиваются ли национальные школы?
– Одним из приоритетов политики регионального правительства является сохранение на территории Югры культуры, традиций, истории и языка коренных народов ханты и манси, формирование этики межнационального общения ее жителей. Поэтому здесь придается большое значение развитию сети школ с изучением родного языка и культуры. В округе работают 44 школы с преобладанием детей из числа коренных малочисленных народов Севера, кроме этого, действуют еще 15 учреждений, где изучаются языки и культура других – не северных – этносов. Среди них – украинский, башкирский, татарский, коми-зырянский языки и культура. Большое внимание в школах уделяется формированию национального самосознания, приобщению школьников к родному языку и культуре. В 2003-2004 годах разработаны адаптивные программы по истории, изобразительному искусству, биологии, которые излагают учебный материал с учетом менталитета детей из национальных поселков. Особенно важным я считаю то, что в этих школах появились психологические службы.
Комментарии