search
main
0

Об объявлении конкурса на создание учебников по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений Российской Федерации

Министерство образования Российской Федерации

ПРИКАЗ
от 16.01.2002 N 100

Об объявлении конкурса на создание учебников по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд” от 06.05.1999 N 97-ФЗ, решением заседания Правительства Российской Федерации (протокол заседания от 30.08.2001 N 35 “О содержании учебной литературы для образовательных учреждений по новейшей отечественной истории”) и в целях совершенствования и повышения эффективности исторического образования в образовательных учреждениях и обеспечения учебниками, опирающимися на новейшие достижения современной исторической науки и объективно и достоверно отражающими новейшую отечественную историю, объединения и координации усилий ученых, методистов, преподавателей, учителей в области исторического образования приказываю:

1. Объявить открытый конкурс на создание учебников по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений Российской Федерации по заказу Министерства образования Российской Федерации (далее – конкурс).
2. Утвердить положение о конкурсе на создание учебников по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений Российской Федерации по заказу Министерства образования Российской Федерации (далее – Положение) (приложение N 1).
3. Утвердить состав конкурсной комиссии (приложение N 2).
4. Утвердить в качестве головной организации по проведению конкурса Институт общего образования Минобразования России.
5. Департаменту образовательных программ и стандартов общего образования (А.В. Баранникову) до 20.01.2002 подготовить проект государственного контракта Минобразования России с головной организацией по проведению конкурса.
6. Институту общего образования (В.Ф. Кривошееву) обеспечить организационное, информационное и экспертное сопровождение конкурса в соответствии с Положением и работ, выполняемых организациями – победителями конкурса в соответствии с условиями государственных контрактов, заключенных Минобразованием России с организациями-победителями.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра В.А. Болотова.

Министр
В.ФИЛИППОВ

Приложение N 1
к приказу Министерства образования
Российской Федерации
от 16.01.2002 N 100

ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе на создание учебников по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений Российской Федерации по заказу Министерства образования Российской Федерации

1. Общие положения

1.1. Положение о конкурсе на создание учебников по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений Российской Федерации по заказу Министерства образования Российской Федерации (далее – Положение) разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 06.05.1999 N 97-ФЗ “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”, от 10.04.2000 N 51-Ф3 “Об утверждении Федеральной программы развития образования”, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 594 “О реализации Федерального закона “О поставках продукции для федеральных государственных нужд”, решением заседания Правительства Российской Федерации (протокол заседания от 30.08.2001 N 35 “О содержании учебной литературы для образовательных учреждений по новейшей отечественной истории”).
1.2. Конкурс на создание учебников по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений Российской Федерации по заказу Министерства образования Российской Федерации (далее – конкурс) проводится в целях обеспечения обучающихся выпускного класса основной общеобразовательной школы, обучающихся средней общеобразовательной школы и средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов учебниками, опирающимися на новейшие достижения современной исторической науки и объективно и достоверно отражающими новейшую отечественную историю.
1.3. Положение определяет порядок организации конкурса.
1.4. Научно-методическое, нормативное и информационно-аналитическое обеспечение работ, связанных с организацией конкурса, осуществляется Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования России совместно с головной организацией по проведению конкурса.
Основными задачами Департамента образовательных программ и стандартов общего образования по организации конкурса являются:
– обобщение и анализ результатов конкурса;
– подготовка предложений по вопросам проведения конкурса;
-формирование и поддержка информационной базы данных о конкурсе.
1.5. Условия владения, пользования и распоряжения результатами (продукцией) выполненного заказа Минобразования России (учебники по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений Российской Федерации) оформляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями государственного контракта между заказчиком работ и организацией-победителем.

2. Организация конкурса

2.1. Формирование программы конкурса
2.1.1. Программа конкурса состоит из лотов с указанием планируемого объема финансирования каждого из них (приложение N 1 к Положению).
Лот 1. Учебник по новейшей отечественной истории для 9 класса основной общеобразовательной школы Российской Федерации (ХХ век).
Лот 2. Учебник по новейшей отечественной истории для 11 класса средней общеобразовательной школы Российской Федерации (ХХ век).
Лот 3. Учебник по новейшей отечественной истории для 11 класса средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов Российской Федерации (ХХ век).
2.1.2. Организация конкурса и проведение работ организациями – победителями конкурса в соответствии с заключенными с ними Минобразованием России государственными контрактами осуществляются по статье “прочие расходы (нужды)” средств федерального бюджета на реализацию Федеральной программы развития образования в соответствии с Федеральным законом от 10.04.2000 N 51-Ф3 “Об утверждении Федеральной программы развития образования”.
2.1.3. Ориентировочное определение объемов финансирования конкурса и работ в рамках государственных контрактов, заключенных Минобразованием России с организациями-победителями, осуществляется Дирекцией Федеральной программы развития образования (далее – ФПРО) как ее рабочим органом, ответственным за принятие решений о расходовании средств федерального бюджета на реализацию приоритетных направлений ФПРО.

2.2. Порядок организации конкурса, представления заявок и их рассмотрения
2.2.1. Конкурс проводится на базе Института общего образования Минобразования России (далее – головная организация) на основании приказа Минобразования России. Головная организация обеспечивает необходимое организационное, экспертное и информационное сопровождение конкурса.
2.2.2. Для организации экспертизы заявок, поступающих на конкурс, формируется конкурсная и экспертная комиссии, в состав которых включаются представители структурных подразделений Минобразования России, представители других министерств и ведомств, научной и педагогической общественности. Состав комиссий утверждается министром образования Российской Федерации.
2.2.3. В функции конкурсной комиссии входит:
– определение планового объема средств на финансирование работ по заказу министерства для данного конкурса по представлению Департамента образовательных программ и стандартов общего образования по каждому лоту;
– подготовка предложений о сроках проведения конкурса и сроках выполнения работ по заказу Минобразования России на создание учебников по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений Российской Федерации (далее – работ).
2.2.4. После формирования программы конкурса в средствах массовой информации, в том числе газете “Конкурсные торги”, публикуется извещение о проведении конкурса (далее – извещение). Извещение (приложение N 2) содержит сведения об условиях участия в конкурсе, об организаторе конкурса, о требованиях к участникам конкурса, сроках проведения конкурса и адресах представления заявок. К извещению прилагаются программа конкурса и правила оформления заявок (приложение N1 и N /формы
N 1-3/).
Извещение публикуется не позднее чем за 45 дней до окончания срока приема заявок.
2.2.5. Участниками конкурса представляются на конкурс:
– заявка на участие в конкурсе, оформленная в соответствии с правилами согласно приложению N 3 к Положению, включающему формы N 1-3;
– концепция учебника (до 0,5 п.л.), в которой должны быть отражены цели и задачи учебного курса, теоретико-методологический подход к содержанию учебника и его структуре, дидактические принципы, на основе которых создается методический аппарат учебника;
– план-проспект учебника (тезисное изложение содержания разделов и тем учебника, до 1 п.л.);
– текст пробной главы:
9 класс – “Россия в начале ХХ века. Основные направления модернизации (1900-1916 годы.)”;
11 класс – “Великая Отечественная война”;
11 класс (с углубленным изучением отдельных предметов) “Россия в постсоветский период. 90-е годы. ХХ – начало ХХI века”.

Заявочные материалы представляются:
1. На бумажных носителях в трех экземплярах, выполненных в текстовом редакторе Word для Windows 97 или 2000, шрифт Times, кегль 12, интервал 1,5 (примерно 1800 знаков на странице с пробелами, 30 строк, 60 знаков в строке).
2. На дискете, приложенной к первому экземпляру, в соответствии с требованиями, указанными в п.1.
Каждый экземпляр заявочных документов вкладывается в отдельный конверт, на котором пишется: “На конкурс на создание учебников по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений Российской Федерации по заказам Минобразования России”, проставляется порядковый номер экземпляра документации (первый экземпляр – оригинал, второй и третий – копии), номер лота, полное наименование организации, подавшей заявку, фактический адрес организации, подавшей заявку, фамилии и инициалы членов авторского коллектива с указанием ученых степеней, ученых званий и должностей а также, в случае, если конкурсная заявка пересылается по почте, контактный телефон, по которому будет производиться уведомление заявителя о представлении заявки на конкурс. Конверт запечатывается. В случае, если конверт передается на конкурс лично заявителем или курьером, на обратной стороне в месте склеивания должна стоять круглая печать организации, подавшей заявку. В случае пересылки заявочных документов по почте, их целостность определяется по штампу почты, стоящему в месте склеивания конверта. Заявки, поступившие на конкурс по почте после указанного в извещении о проведении конкурса срока, к конкурсу не допускаются. Поступившие на конкурс заявки заявителям не возвращаются.
Заявки, не соответствующие условиям участия в конкурсе, правилам оформления или поступившие на конкурс после указанного в извещении срока, не рассматриваются.
2.2.6. К концепции учебника, главе рукописи учебника и плану-проспекту будущего учебника, которые являются неотъемлемой частью заявки на участие в конкурсе, предъявляются следующие обязательные для текста рукописи учебников требования.
Учебники по новейшей отечественной истории должны:
– включать обязательный минимум содержания исторического образования по новейшей отечественной истории, утвержденный приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19.05.1998 N 1235 для основной школы и приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 30.06.1999 N 56 для средней (полной) школы.
– опираться на новейшие достижения современной исторической науки;
– представлять историю России в контексте всемирной истории;
– показывать историю России как историю многонационального государства;
– способствовать воспитанию патриотизма, гражданственности, общенационального самосознания, исторического оптимизма, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира, формированию ключевых социальных компетенций;
– служить важным фактором консолидации российского общества, органического восприятия учащимися значения демократических преобразований в обществе;
– исходить из целостного методологического представления авторов об отечественной истории и наличии в обществе альтернативных взглядов на историческое прошлое, отражать плюрализм в трактовках и подаче исторического материала;
– воспитывать молодежь в духе толерантности и уважения к иным взглядам и убеждениям, нетерпимости к любым формам расизма, национальной исключительности и экстремизма;
– предусматривать возможность включения в минимум содержания исторического образования модуля, реализующего региональный компонент;
– учитывать возрастные особенности обучающихся 9 и 11 классов и особенности задач основных общеобразовательных учреждений и общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов;
– быть написаны ярким образным языком, отличаться системностью, последовательностью, ясностью изложения учебного материала, определенностью и четкостью вводимых понятий и терминов, соответствовать санитарным нормам.
Учебник по новейшей отечественной истории для 9 класса основной образовательной школы (объем до 18 п.л.) должен ознакомить обучающихся с основными событиями, явлениями, персоналиями и ключевыми понятиями и основными тенденциями общественно-политической, социально-экономической истории Отечества ХХ века, истории культуры, национальных отношений и внешней политики, повседневного быта россиян.
Учебник по новейшей отечественной истории для 11 класса основной образовательной школы (объем до 15 п.л.) должен актуализировать знания, полученные в основной общеобразовательной школе, и отличаться более высоким уровнем обобщения материала, быть построен по проблемно-тематическому принципу и уделять особое внимание характеристике основных этапов отечественной истории ХХ века, углублять исторические знания на основе знакомства с различными точками зрения и подходами с целью формирования целостного и всестороннего представления об истории России ХХ века.
Учебник по новейшей отечественной истории для 11 класса школы с углубленным изучением отдельных предметов (объем до 18 п.л.) должен обеспечить, с одной стороны, более углубленное изучение фактического материала, с другой – его более глубокое теоретическое осмысление прошлого на основе современной методологии исторического знания, формирование целостной гуманитарной картины мира;
способствовать предпрофессиональной подготовке учащихся, овладению ими навыками исторического познания прошлого и современности и методами исторического исследования.
2.2.7. Организация, участвующая в конкурсе, не может подать более одной заявки по одному лоту. В случае, если при вскрытии конвертов обнаруживаются две заявки от одной организации по одному лоту, обе заявки исключаются из конкурса.
2.2.8. Подписывая заявку, участник конкурса гарантирует, что он:
– согласен с условиями участия в данном конкурсе;
– в случае получения заказа обязуется быть исполнителем работ по заказу Минобразования России на создание учебников по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
– обязуется в публикациях результатов работы по полученному заказу ссылаться на финансовую поддержку в форме заказа Минобразования России.
2.2.9. Титульный лист заявки подписывает руководитель организации, от имени которой авторским коллективом подана заявка на конкурс. Подпись руководителя означает, что администрация организации:
– удостоверяет данные о соискателях, приведенные в заявке;
– при получении заказа обязуется обеспечить выполнение работ по заказу Минобразования России в соответствии с разделом 3 настоящего Положения.
2.2.10. Участники конкурса вправе потребовать от организатора конкурса разъяснения положений конкурсной документации. Организатор конкурса обязан ответить на любые полученные до истечения срока подачи заявок на участие в конкурсе запросы участников конкурса о разъяснениях положений конкурсной документации. Организатор конкурса должен направить участникам конкурса разъяснения положений конкурсной документации в сроки, позволяющие участникам конкурса своевременно подать заявки на участие в конкурсе.
2.2.11. Организатор конкурса вправе вносить изменения в конкурсную документацию, при этом должен направить участникам конкурса уведомление об изменении конкурсной документации в сроки, позволяющие участникам конкурса своевременно подать заявки на участие в конкурсе.
2.2.12. Заявки, поступившие на конкурс, хранятся в запечатанном виде до момента их вскрытия, который состоится не ранее чем через 45 суток с момента публикации в средствах массовой информации извещения.
2.2.13. Вскрытие заявок производится в присутствии членов конкурсной комиссии и организаций, подавших заявки на конкурс (по их желанию).
2.2.14. Организатор конкурса не позднее чем через 20 дней со дня определения победителя конкурса публикует в средствах массовой информации, в том числе в газете “Конкурсные торги”, информацию о результатах конкурса (о наименовании лотов и победителях конкурса).

2.3. Условия участия в конкурсе
2.3.1. В конкурсе могут принимать участие российские организации различных организационно-правовых форм, имеющие кадровый потенциал, обладающие опытом в создании учебников и\или учебных пособий по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений. Возможно привлечение в авторские коллективы ученых, методистов, учителей истории – граждан стран СНГ.
2.3.2. В состав исполнителей работ по созданию учебников по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений Российской Федерации могут быть включены представители других организаций в количестве, не превышающем 80% общей численности авторского коллектива.
Организаторы конкурса (руководитель головной организации и члены Дирекции ФПРО, члены конкурсной комиссии и экспертной комиссии по контролю за ходом работ по созданию учебников по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений Российской Федерации) не могут являться участниками конкурса.

2.4. Экспертиза проектов и принятие решений по итогам конкурса
2.4.1. Экспертиза заявок, поступивших на конкурс, проводится конкурсной комиссией с привлечением независимых экспертов. Участие независимых экспертов обеспечивается головной организацией по проведению конкурса. Независимые эксперты оценивают конкурсные заявки, которые передаются конкурсной комиссией без указания авторов этих заявок под регистрационным номером. Имена независимых экспертов не разглашаются.
2.4.2. Задачи, порядок и критерии экспертизы заявок, правила оформления результатов определяются в положении об экспертизе, подготовленном конкурсной комиссией и утверждаемом приказом Минобразования России.
2.4.3. На основании решения конкурсной комиссии головная организация обеспечивает формирование и представление в Минобразование России итоговых документов по результатам конкурса для утверждения их приказом Минобразования России.
2.4.4. Головная организация по проведению конкурса, в недельный срок по результатам конкурса, информирует каждого из победителей конкурса и направляет руководителям организаций-победителей извещения о выделении заказа на выполнение работ по созданию учебников по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на основании приказа Минобразования России об утверждении результатов конкурса.
2.4.5. Председатель конкурсной комиссии при необходимости обеспечивает участникам конкурса, заявки которых отклонены, возможность ознакомиться с мотивами отклонения, изложенными в экспертных заключениях (без разглашения имен экспертов).
2.4.6. Материалы заявок, поданных на конкурс, хранятся в головной организации по проведению конкурса в течение года с момента окончания срока действия выделенного заказа на создание учебников по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

3. Организация выполнения работ по заказу министерства на создание учебников по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений Российской Федерации

3.1. Между Министерством образования Российской Федерации и организациями – победителями конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации заключается государственный контракт, который является основанием для выполнения работ по заказу Минобразования России.
3.2. Головная организация по проведению конкурса обеспечивает плановый и текущий контроль за проведением работ по выделенным Минобразованием России заказам. При этом для осуществления планового, текущего контроля и организации экспертизы работ, выполняемых исполнителями заказа, головной организацией в соответствии с приказом Минобразования России формируется экспертный совет, в состав которого входят представители Минобразования России, других министерств и ведомств, представители научной и педагогической общественности.
3.3. К существенным условиям государственного контракта с победителями конкурса относятся:
– выполнение работ в течение трех месяцев с даты подписания государственного контракта, но не позднее 30.06.2002;
– представление в экспертную комиссию промежуточных результатов выполняемых работ в соответствии со сроками окончания этапов;
– государственный контракт с победителями конкурса заключается на выполнение первого этапа работ (оговариваемого в государственном контракте) и пролонгируется на каждый последующий этап в случае положительного заключения экспертного совета о результатах работ по предшествующему этапу;
– финансирование работ осуществляется поэтапно с выплатой аванса 20 процентов
3.4. Организация-победитель при выделении Минобразованием России заказа на выполнение работ по созданию учебников по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений Российской Федерации обеспечивает:
– контроль за целевым использованием средств, выделенных на проведение работ по заказу Минобразования России (при этом накладные расходы не должны превышать 5 процентов от объема финансирования работ);
– учет проводимых работ по заказу Минобразования России;
– плановый и бухгалтерский учет расходования средств на проведение работ.
3.5. Финансирование работ по выделенному заказу Минобразования России осуществляется прямым перечислением средств в организации-победители в соответствии с условиями государственного контракта.
Размер финансирования каждого выделенного заказа рассматривается как плановое назначение средств федерального бюджета и не изменяется до конца срока выполнения работ по выделенному заказу Минобразования России, за исключением случаев досрочного прекращения финансирования работ по каждому отдельному заказу, предусмотренных настоящим Положением.
3.6. Победитель конкурса (далее – исполнитель работ) несет ответственность за качество, сроки проведения работ, целевое и рациональное использование выделенных средств.
3.7. Плановый контроль предусматривает:
– экспертизу результатов работ по завершении каждого из этапов;
– заключительную экспертизу результатов выполненных работ по заказу Минобразования России.
Для проведения планового контроля исполнитель работ обязан представить отчетные документы по утвержденным экспертным советом формам.
О сроках, порядке проведения планового контроля и форме представления отчетных документов головная организация конкурса извещает исполнителей работ.
3.8. По окончании срока выполнения работ по заказу Минобразования России головная организация представляет в Департамент образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования России отчетные материалы. Формы для подготовки и представления отчетных материалов утверждаются экспертным советом.
3.9. Департамент образовательных программ и стандартов общего образования формирует сводный итоговый отчет о выполненных работах и представляет его на утверждение в Дирекцию ФПРО.
3.10. Непредставление исполнителем работ необходимых отчетных материалов в установленный срок без уважительных причин является основанием для прекращения финансирования данной работы и лишения исполнителя права участвовать в конкурсах на выполнение работ по заказам Минобразования России в течение двух лет.
3.11. Текущий контроль за ходом выполнения работ по заказу Минобразования России на создание учебников по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений Российской Федерации осуществляется выборочно, на любой стадии работ. Исполнитель работ и администрация организации-исполнителя обязаны представить представителям головной организации необходимые материалы и документы для проведения текущего контроля. Головная организация информирует исполнителя работ о результатах текущего контроля.
3.12. Результаты планового и текущего контроля оформляются документально и служат основой для составления экспертного заключения о результатах выполнения работ по заказу Минобразования России на создание учебников по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
3.13. В случае возникновения обстоятельств, делающих выполнение работ по заказу Минобразования России в организации невозможным или требующих замены исполнителя работ, администрация организации ставит в известность об этом головную организацию конкурса и Департамент образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования России в течение недели со дня возникновения указанных обстоятельств.
3.14. Экспертным советом по представлению головной организации или Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования России принимается решение:
– о досрочном прекращении финансирования работ по заказу Минобразования России на создание учебников по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений Российской Федерации в случаях, предусмотренных пунктами 3.11 и 3.14, и об использовании высвобождающихся при этом средств;
– о замене исполнителя работ по заказу Минобразования России.

Окончание следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте