search
main
0

Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2002 году и задачах эксперимента на 2003 год Решение коллегии от 8 октября 2002 года

Заслушав и обсудив сообщение заместителя руководителя Департамента общего образования В.Н.Шаулина, коллегия отмечает, что во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 N119 “Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена” и от 05 апреля 2002 N222 “Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена” и в соответствии с решением коллегии Минобразования России от 12 октября 2001 N15/1 в 2002 году продолжен эксперимент по введению единого государственного экзамена (далее – эксперимент).
Число субъектов Российской Федерации – участников эксперимента увеличилось с 5 до 16, количество сдававших выпускные и вступительные экзамены в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) возросло с 30 до 300 тыс. чел., общеобразовательных учреждений – с 2845 до 8427, высших учебных заведений и филиалов – с 16 до 117. Впервые в эксперименте участвовали средние специальные учебные заведения в 11 субъектах Российской Федерации (79 ссузов). С 12 федеральными министерствами и ведомствами было согласовано участие подведомственных им образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования (далее – вузы и ссузы).
В целях организации и обеспечения эксперимента в 2001/2002 учебном году:
обновлены и подготовлены нормативные документы и инструктивные материалы, регламентирующие процедуру и содержание ЕГЭ, работу государственных экзаменационных комиссий и конфликтных комиссий субъекта Федерации, организацию приема в вузы и ссузы, участвующие в эксперименте. Данные документы и материалы опубликованы в “Сборнике нормативных документов” (объемом более 200 страниц);
разработаны контрольные измерительные материалы по 9 общеобразовательным предметам;
усовершенствована технология проведения ЕГЭ;
продолжена работа по ведению и созданию федеральных и региональных баз данных, создана и апробирована федеральная база свидетельств о результатах ЕГЭ;
проведена подготовка специалистов, обеспечивающих проведение ЕГЭ (организаторов, операторов, членов предметных комиссий по проверке открытых заданий и др.);
проведена работа по организации эксперимента с 16 субъектами Российской Федерации (схемы эксперимента, региональные программы организации и проведения ЕГЭ, региональные нормативные, инструктивные, методические документы и материалы, базы выпускников, контроль проведения ЕГЭ и др.);
определены и реализованы схемы материально-технического и финансового обеспечения субъектов Российской Федерации – участников эксперимента за счет средств Федеральной программы развития образования; проведены 7 конкурсов и заключены 33 государственных контракта по различным направлениям работ;
организована и осуществлена поставка оборудования в 16 субъектов Российской Федерации, проведены каналы связи;
проведена работа со 117 вузами и 79 ссузами по участию в эксперименте (по определению направлений и специальностей для зачисления по результатам ЕГЭ, по разработке правил приема, по организации зачисления, по работе с федеральными базами свидетельств о результатах ЕГЭ и др.);
проведены 9 семинаров-совещаний, заседаний Совета по организации подготовки и проведения ЕГЭ и коллегия министерства;
ведутся работы по научно-методическому обеспечению эксперимента через подпрограмму “Научное, научно-методическое и информационное обеспечение модернизации системы образования”;
организована работа по информированию заинтересованных организаций, образовательных учреждений – участников эксперимента и средств массовой информации о подготовке и ходе проведения эксперимента через сайт информационного сопровождения ЕГЭ www.ege.ru, сборники нормативных, научно-методических и информационных материалов.
В качестве основных результатов экспериментальной работы в 2001/2002 учебном году следует отметить следующее:
получены более объективные данные о подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений, которые могут использоваться для управления качеством образования в субъектах Российской Федерации – участниках эксперимента;
абитуриенты получили расширенные возможности для выбора учебного заведения за счет участия в конкурсе в нескольких вузах и ссузах; часть абитуриентов на основании свидетельств о результатах ЕГЭ участвовала в конкурсе в вузы и ссузы, расположенные за пределами регионов, участвующих в эксперименте;
подтверждена принципиальная возможность проведения ЕГЭ в условиях значительного увеличения масштабов;
проверены новые способы обеспечения информационной безопасности экзаменационных материалов посредством использования штрих-кодов на бланках ЕГЭ и специальных упаковочных пакетов;
апробированы подходы к созданию баз данных выпускников общеобразовательных учреждений, свидетельств о результатах ЕГЭ, доступных определенному кругу пользователей;
начато взаимодействие со службами Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации по передаче информации и с Министерством внутренних дел Российской Федерации – по пресечению доступа к секретной информации;
отработан ряд вопросов создания системы подготовки и апробации контрольных измерительных материалов;
начата работа по созданию системы подготовки кадров для проведения ЕГЭ;
обеспечена постоянная работа сайта www.ege.ru в целях информационного сопровождения эксперимента, оперативного взаимодействия с участниками ЕГЭ и заинтересованными лицами, в том числе для обеспечения обратной связи и контроля за ходом проведения эксперимента;
показана возможность совмещения государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаний в вузы и ссузы, а также практического использования выбранной организационно-технологической схемы проведения ЕГЭ.
При этом необходимо отметить, что эксперимент резко усилил внимание общественности к образованию и положению дел в образовательных учреждениях; среди выпускников, сдававших ЕГЭ, количество медалистов осталось примерно на прежнем уровне, однако увеличилось количество неудовлетворительных отметок по сравнению с традиционной формой проведения государственной (итоговой) аттестации; по данным опросов, участники ЕГЭ считают, что экзамены в новой форме предпочтительнее традиционных.
По результатам анализа хода эксперимента также определены направления совершенствования содержания и процедур проведения единого государственного экзамена:
развитие и уточнение нормативной базы, регулирующей проведение ЕГЭ на федеральном и региональных уровнях (в части, касающейся работы государственных экзаменационных комиссий, взаимодействия органов управления образованием и образовательных учреждений профессионального образования, рассмотрения апелляций на федеральном и региональном уровнях, порядка зачисления в вузы и ссузы, участия в эксперименте учреждений начального профессионального образования);
совершенствование контрольных измерительных материалов (содержание и структура, увеличение объема подготовки – числа общеобразовательных предметов и вариантов, привлечение через конкурсы большего числа специалистов, в том числе из регионов и вузов, для подготовки контрольных измерительных материалов);
совершенствование организационно-технологических процедур проведения ЕГЭ, в частности уменьшение времени на доставку и обработку результатов на региональном и федеральном уровнях, повышение уровня информационной безопасности, уменьшение влияния человеческого фактора;
отработка различных вариантов организации информационных потоков на этапах подготовки и проведения ЕГЭ;
расширение сферы участия представителей вузов и ссузов на всех этапах организации подготовки и проведения эксперимента.
Итоги эксперимента активно обсуждались в регионах и в настоящее время 49 субъектов Российской Федерации представили согласованные на уровне органов исполнительной власти, советов ректоров вузов и советов директоров ссузов решения об участии в эксперименте в 2002/2003 учебном году, в их числе все 16 субъектов Российской Федерации – участников эксперимента в 2001/2002 учебном году. В 49 субъектах Российской Федерации расположено более 350 вузов и 1400 ссузов.
В соответствии с вышеизложенным к о л л е г и я р е ш и л а:
1. Принять к сведению информацию Департамента общего образования о ходе выполнения постановлений Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 N119 “Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена” и от 05.04.2002 N222 “Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена”.
2. Отметить большую работу, проведенную органами управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальными органами управления образованием, высшими учебными заведениями, средними специальными учебными заведениями и общеобразовательными учреждениями, участвовавшими в эксперименте в 2001/2002 учебном году.
3. Утвердить перечень субъектов Российской Федерации – участников эксперимента в 2002/2003 учебном году (приложение).
4. Департаменту общего образования (А.В. Баранникову):
4.1. Подготовить доклад Правительству Российской Федерации об итогах второго года эксперимента по введению ЕГЭ в срок до 15.11.2002.
4.2. Подготовить план-график организации подготовки и проведения эксперимента по введению ЕГЭ в 2002/2003 учебном году в срок до 01.11.2002.
4.3. Подготовить государственные контракты на выполнение работ, связанных с подготовкой и проведением эксперимента в рамках направления “Федеральные экспериментальные площадки для введения единого государственного экзамена” Федеральной программы развития образования, с органами управления образованием субъектов Российской Федерации – участников эксперимента в 2002/2003 учебном году в срок до 20.01.2003.
4.4. Совместно с Дирекцией Федеральной программы развития образования (ФПРО) провести конкурсы для определения организаций, обеспечивающих работы по основным направлениям проведения эксперимента.
4.5. Совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации, советами ректоров предусмотреть в 2003 году апробацию разных технологий проведения ЕГЭ, в том числе начать подготовку к проведению ЕГЭ в г. Москве и г. Санкт-Петербурге.
4.6.Организовать согласованную работу по формированию региональных баз данных выпускников общеобразовательных учреждений и федеральных баз свидетельств о результатах ЕГЭ.
4.7.Обеспечить работы по совершенствованию контрольных измерительных материалов для ЕГЭ, в том числе с учетом задач и результатов эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
4.8. Подготовить обращения в министерства и ведомства по расширению участия в эксперименте по введению ЕГЭ подведомственных им учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования.
4.9. Совместно с Управлением правового обеспечения (Е.Д. Волоховой) подготовить положение о системе общественного контроля за проведением ЕГЭ в срок до 01.03.2003.
5. Департаменту общего образования (А.В.Баранникову), Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования (В.И.Кружалину), Управлению среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимову) разработать необходимые изменения и дополнения в нормативные документы, регламентирующие проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников, порядок приема в вузы и ссузы, в том числе введение экзамена по русскому языку в перечень предметов, по которым проводится государственная (итоговая) аттестация выпускников, в срок до 31.12.2002.
6. Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования (В.И.Кружалину) разработать перечни вступительных испытаний в высшие учебные заведения по группам направлений и специальностей и подготовить предложения министру В.М. Филиппову в срок до 01.12.2002.
7. Управлению высшего профессионального образования (Ю.А.Новикову) совместно с Департаментом общего образования (А.В.Баранниковым) провести работу по обеспечению участия в эксперименте подведомственных Минобразованию России высших учебных заведений и филиалов, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации – участников эксперимента, имея в виду, что указанные вузы должны предоставлять для приема абитуриентов по результатам ЕГЭ не менее 50% от общего числа направлений и специальностей, и подготовить приказ Минобразования России в срок до 01.12.2002.
8. Управлению среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимову) совместно с Департаментом общего образования (А.В.Баранниковым) провести работу по обеспечению участия в эксперименте подведомственных Минобразованию России средних специальных учебных заведений, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации – участников эксперимента, и подготовить приказ Минобразования России в срок до 01.12.2002.
9. Управлению начального профессионального образования (Е.Я.Бутко) совместно с Департаментом общего образования (А.В.Баранниковым) подготовить предложения относительно форм участия в эксперименте подведомственных Минобразованию России образовательных учреждений начального профессионального образования, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации – участников эксперимента в 2002/2003 учебном году, в срок до 01.12.2002.
10. Управлению высшего профессионального образования (Ю.А.Новикову), Управлению среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимову), Управлению начального профессионального образования (Е.Я.Бутко) обеспечить контроль за участием подведомственных образовательных учреждений профессионального образования в эксперименте и по результатам представить информацию в Департамент общего образования (А.В. Баранникову) в срок до 01.09.2003.
11. Управлению правового обеспечения (Е.Д. Волоховой) подготовить предложения по внесению изменений в действующее законодательство, которые требуется внести при введении ЕГЭ, в срок до 01.05.2003.
12. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации – участников эксперимента совместно с советами ректоров вузов и советами директоров ссузов подготовить программу организации и проведения эксперимента в 2002/2003 учебном году в срок до 15.11.2002.
13. Ректорам вузов и директорам ссузов, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации – участников эксперимента, представить соответственно в Управление высшего профессионального образования (Ю.А. Новикову) и в Управление среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимову) перечень направлений и специальностей, по которым в 2003 году будут осуществляться прием и зачисление по результатам вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ (не менее 50% для вузов), в срок до 15.11.2002.
14. Рекомендовать ректорам вузов и директорам ссузов, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, не участвующих в эксперименте, принимать свидетельства о результатах ЕГЭ при проведении приема и зачисления, а также информировать Минобразование России о принятом решении до 01.04.2003.
15. Поручить Совету по организации подготовки и проведения эксперимента по введению ЕГЭ рассмотреть план-график подготовки и проведения эксперимента в 2002/2003 учебном году до 01.12.2002.
16. Департаменту общего образования (А.В.Баранникову) подготовить в двухнедельный срок приказ по реализации решения коллегии.

Председатель коллегии
В.М.Филиппов

Приложение к решению коллегии
Перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте по проведению единого государственного экзамена в 2002/2003 учебном году

1. Республика Адыгея
2. Республика Алтай
3. Республика Башкортостан
4. Кабардино-Балкарская Республика
5. Республика Калмыкия
6. Республика Карелия
7. Республика Марий Эл
8. Республика Мордовия
9. Республика Саха (Якутия)
10. Удмуртская республика
11. Республика Хакасия
12. Чувашская республика – Чувашия
13. Алтайский край
14. Краснодарский край
15. Красноярский край
16. Хабаровский край
17. Архангельская область
18. Астраханская область
19. Волгоградская область
20. Воронежская область
21. Калининградская область
22. Калужская область
23. Камчатская область
24. Кировская область
25. Костромская область
26. Курганская область
27. Липецкая область
28. Магаданская область
29. Мурманская область
30. Новгородская область
31. Новосибирская область
32. Омская область
33. Оренбургская область
34. Пензенская область
35. Пермская область
36. Псковская область
37. Ростовская область
38. Самарская область
39. Сахалинская область
40. Смоленская область
41. Томская область
42. Тюменская область
43. Челябинская область
44. Читинская область
45. Ярославская область
46. Агинский Бурятский автономный округ
47. Еврейская автономная область
48. Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ
49. Ханты-Мансийский автономный округ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте