B конце учебного года учащиеся выпускных классов общеобразовательных учреждений России имели возможность пройти государственное централизованное тестирование. Рекордное число школьников – 231 тысяча человек, получили сертификаты тестирования, в которых был указан их результат – тестовый балл. Максимально возможное число баллов по каждому предмету было установлено равным двадцати. Мало ребят, к сожалению, показали столь высокие результаты. Например, только 1,2% участников тестирования по математике набрали по 20 баллов. По другим предметам показатели еще ниже – всего лишь доли процентов учащихся смогли набрать наивысший балл.
По статусу централизованного тестирования его результаты, оформленные в виде сертификатов, могут быть учтены по желанию учащихся в общеобразовательных учреждениях (по решению педагогических советов) в качестве оценок итоговой аттестации и в приемных комиссиях вузов в качестве оценок вступительных испытаний. Однако если каждый вуз, гордящийся своей автономией, может сам определять условия приема сертификатов тестирования, в том числе определять шкалу перевода тестовых баллов в баллы оценок вступительных испытаний, то общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и пр.), хотя и имеют такие права, не спешат с их реализацией. Многие директора школ затрудняются с переводом результатов тестирования из 20-балльной в более привычную – 5-балльную шкалу. В связи с этим публикуем соответствующие рекомендации по каждому предмету.
В каждой клеточке ниже приводимых таблиц указан интервал тестовых баллов, соответствующих указанной пятибалльной оценке, а также процент учащихся, набравших соответствующий тестовый балл. Эта информация не носит директивного характера. В школах эти рекомендации могут не принять, а разработать свою систему перевода тестовых баллов в оценки итоговой аттестации. Минимально необходимая для этого статистика приведена в таблицах. Однако опыт работы показывает, что подавляющее количество школ согласны с данными рекомендациями и принимают их к исполнению.
Наш Центр тестирования располагает информацией о распределении тестовых баллов по всем предметам практически во всех регионах России. В таблице указаны распределения тестовых баллов, в том числе средний балл по всем рассматриваемым предметам в целом по России. Те же сведения Центр тестирования имеет по каждому региону, району, городу, школе и т.п. Нам известно по каждому предмету, какие разделы усвоены учащимися хуже или лучше, где и насколько лучше или хуже учат, насколько фактически отличается образование в школах, гимназиях, лицеях, где, в чем и как отличаются знания юношей и девушек в любом регионе (районе) России.
Интересный факт: оказалось, что девушки в лицеях знают математику лучше, чем юноши в гимназиях.
В этом году Центр тестирования наряду с предметным тестированием впервые провел психологическое тестирование (по материалам института психологии РАН) и социально-демографическое анкетирование. Его данные помогут увязать результаты предметного тестирования с образованием, профессией, национальностью родителей, жилищными условиями, составом семьи, душевым доходом, интересами учащихся и т.д.
Вся информация по предметному тестированию с учетом социально-демографического анкетирования с разбивкой по регионам и по России в целом хранится на магнитных носителях. В любой момент по заявке региональных органов управления образованием можем предоставить нужную информацию.
Уже сейчас известно, что около 170 вузов России будут принимать в этом году результаты централизованного тестирования в качестве оценок вступительных испытаний. Список вузов продолжает пополняться и в августе будет известен точно. Но предварительный перечень вузов, принимающих сертификаты тестирования, публикуем сегодня.
Владимир ХЛЕБНИКОВ,
директор Центра тестирования выпускников общеобразовательных учреждений РФ
Комментарии