search
main
0

Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения

Минобразованием России в результате обмена информацией как с органами управления образованием субъектов Российской Федерации, так и с руководителями государственных и муниципальных образовательных учреждений системы общего и профессионального образования установлено:

неэффективное использование рабочего времени педагога-психолога при существующих нормативных документах, регламентирующих его деятельность;

отсутствие возможности постоянного и систематического повышения своей профессиональной компетенции, что приводит к снижению эффективности деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях различных типов и видов;

при существующей организации деятельности педагога-психолога происходит быстрая профессиональная дисквалификация его как специалиста, вследствие чего в отдельных регионах Российской Федерации отмечается заметная текучесть психологических кадров.

Исходя из вышеизложенного, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, как у всех категорий педагогических работников образовательных учреждений (Закон Российской Федерации “Об образовании”, статья 55, пункт 5) из них:

индивидуальная, групповая работа с обучающимися, воспитанниками, консультативная работа с учителями, воспитателями и родителями обучающихся, воспитанников составляет 24 часа в неделю.

подготовка к индивидуальной и групповой работе, обработка, анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных данных и заполнение отчетной документации (см.приложение), затраты времени на повышение профессиональной компетенции педагога-психолога составляют 12 часов в неделю, что не требует обязательного присутствия педагога-психолога в образовательном учреждении.

Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации при осуществлении инспекционных проверок рекомендуется использовать установленное распределение рабочего времени педагога-психолога как критерий оценки эффективности его деятельности.

Заместитель министра

Е.Е.ЧЕПУРНЫХ

Инструктивное письмо # 3 от 01.03.99 г.

Приложение

к инструктивному письму

от 01.03.99 # 3

Формы учета деятельности

и отчетность педагогов-психологов

Педагоги-психологи, работающие в образовательных учреждениях различного типа и вида, образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям (центре) ведут учет проводимой работы по следующим формам*:

1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения (Форма # 1);

2. Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма # 2);

3. Журнал консультаций психолога (Форма # 3);

4. Журнал учета групповых форм работы (Форма # 4);

5. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (Формы ## 5, 5А, 5Б, 5В);

6. Программа работы педагога-психолога с группой (Формы ## 6, 6А);

7. Коррекционная работа (Форма # 7);

8. Программа коррекционно-развивающих занятий (Форма # 8);

9. Требования к авторским программам (Форма # 9);

10. Аналитический отчет о работе педагога-психолога (Форма # 10);

11. Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной методической службы (Форма # 11).

По итогам года педагоги-психологи представляют аналитический отчет о своей работе (Форма # 10) руководителю образовательного учреждения и руководителю муниципальной психологической службы.

Данный отчет включается в отчетную документацию образовательного учреждения. Руководитель психологической службы муниципального уровня представляет по итогам года аналитический отчет (Форма # 11) руководителю муниципального органа управления образованием и руководителю психологической службы региона.

Форма # 1 (обязательна)

Требования к плану работы педагога-психолога

учреждения образования

1. При составлении плана необходимо учитывать:

цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения;

приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации “Об образовании”, “Конвенцией о правах ребенка”, нормативными документами Минобразования России, приказами и распоряжениями субъектов Российской Федерации;

нормы расхода времени на каждый вид деятельности (см. материалы коллегии Министерства образования Российской Федерации от 29 марта 1995 г. “О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в России”).

2. План работы должен включать следующие графы:

Пункт 2 может содержать как название разового мероприятия (собрание, консультации, беседа, урок…), так и название программы деятельности по определенному направлению (напр.: проведение диагностического обследования или сопровождения класса коррекции и т.п.). Во втором случае должны быть подпункты пункта 2, каждый из которых имеет свой срок и результат.

Пункт 6 должен быть изложен в форме конкретных результатов, допускающей контроль за исполнением.

В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяется между несколькими исполнителями, должно быть указано содержание ответственности (напр.: оформление помещения, подбор участников, проведение тренинга и т.д.).

3. План работы составляется на периоды, принятые как отчетные в данном образовательном учреждении. Например, на неделю, месяц, квартал и т.д. или на учебную четверть.

Перспективный план работы, включающий цели и направления работы психолога в данном учреждении, должен составляться на год.

Форма # 2 (обязательна)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам проведенного психодиагностического исследования (структура и основы содержания)

1. Причина исследования (в изложении обратившегося).

2. Разработка плана исследования, построение гипотезы, обоснование выбора методик психодиагностического исследования (разработчик: Ф.И.О., должность, место работы, рабочий телефон).

3. Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы).

4. Сроки проведения исследования.

5. Применение методики описать по следующей схеме:

6. Название оценочных шкал, принятых как значимые в данном исследовании (например: вербальный интеллект, осведомленность, понятливость, речевое развитие, общая оценка).

7. Результаты исследования:

а) количественные данные представлены в таблицах на каждый класс (группу) (см.схему учета результатов тестирования);

б) обобщенная интерпретация данных:

аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам;

в) рекомендации по результатам исследования.

Схема учетов результатов тестирования

Дата: Ф.И.О., должность составителя заключения, подпись

Форма # 3 (обязательна)

ЖУРНАЛ

консультаций психолога

Полное наименование учреждения образования.

Графа 3в заполняется полным именем обратившегося или знаком под анонимным обращением.

Графа 7 вводится, если в учреждении работает несколько психологов и журнал психологических консультаций общий для всех психологов.

Отметка времени начала и окончания консультаций позволяет вести учет расхода времени на консультации в месяц, год, и, следовательно, учитывать это при планировании работы на следующий год.

Форма # 4 (обязательна)

ЖУРНАЛ

учета групповых форм работы

К групповым формам работы психолога в учреждении образования можно отнести:

тренинг с детьми или взрослыми (педагогами, родителями)

коррекционные или развивающие занятия с детьми по определенной программе

семинары, лекции, методические занятия с педагогами.

Если последнее учитывается в специальном журнале учреждения образования, необходимо вносить туда сведения о них по установленному в журнале образцу.

Форма # 5 (обязательна)

КАРТА

психолого-медико-социальной помощи ребенку

Карта #___________ Обследование проводит ________________

Дата ________________

Фамилия_____________________ Имя_________________________

Дата рождения

Учреждение образования (д/с, школа и т.д.)

Класс (группа)

Адрес

Телефон

Фамилия, имя, отчество родителей

Кем направлен

Причина обращения

Анамнестические сведения

Семья

Условия проживания

Биологические факторы

леворукость

Особенности раннего развития

Воспитание до учреждения образования

Наблюдение специалистов

Жалобы в настоящий момент

Проблемы, связанные с учреждением образования

Заключение

Рекомендации

Форма # 5А

Форма # 5Б

Психологическое заключение

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Форма # 5В

На основании психолого-медико-социального заключения рекомендовано:

Посещение коррекционных занятий.

Специалист

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

За прошедший период произошли следующие изменения:

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Рекомендации педагогу:

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

С рекомендациями ознакомлен

Педагог

Рекомендации родителям:

С рекомендациями ознакомлены

мать

отец

Форма # 6

ПРОГРАММА

работы педагога-психолога с группой _________________

(какой)

1. Составлена психологом Ф.И.О.

2. Описание класса (группы):

психологическая характеристика детей;

общая характеристика работы педагога в этом классе (группе).

3. Цели программы

(прописать конкретные цели и задачи работы с детьми, если отдельно выделяется работа с педагогами и родителями, то прописать и эти задачи).

4. Этапы реализации программы по месяцам.

5. Планируемые результаты психологической работы в классе (группе) в виде, допускающем их экспертную проверку.

Дата составления:___________ Подпись психолога:_______________

Форма # 6А

РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

в классе (группе)________ в _______ учебном году

1. В классе (группе) были проведены следующие диагностические исследования.

2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе).

3. Перечень занятий с педагогами (если планировались).

4. Название форм индивидуальной работы с детьми.

Перечень полученных результатов работы с классом (группой) в виде, допускающем их понимание, и использование теми, кто еще работает или будет работать с этим классом.

Рекомендации к дальнейшей работе с этим классом (группой).

Анализ опыта реализации данной программы и рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию.

Дата:______________________ Подпись психолога:_______________

Форма # 7

(обязательна для учреждений специального образования)

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

_____________1999 г.

Фамилия______________________ Имя

Учреждение образования

Класс (группа)

Мнение специалиста

(индивидуальная коррекция)

Динамика коррекционного обучения

За прошедший период с__________по___________произошли следующие изменения _______________________________________

_________________________________________________________________________________

РЕКОМЕНДОВАНО:______________________________________

____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Форма # 8

(обязательна для учреждений специального образования)

ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий

I. Пояснительная записка:

1. Актуальность, цель программы (в виде, позволяющем определить ее значимость для работы с данным контингентом (в учреждении образования)

2. Задачи (в виде, определяющем пути достижения цели участниками занятий)

3. Адресат (с кем будут проводиться занятия (участники: дети, взрослые, учителя и т.д.)

4. Содержание (в виде, раскрывающем содержание разделов)

II. Тематический план занятий по следующей схеме:

III. Список литературы (указывается литература, которую могут использовать участники группы)

Ведущий_____________________ Ф.И.О., должность______________

Форма # 9

(обязательна для образовательных учреждений, реализующих авторские, инновационные программы)

ТРЕБОВАНИЯ

к авторским программам

Критерии оценки авторских программ:

1. Научно-практическая новизна.

2. Научная обоснованность.

3. Актуальность и перспективность.

4. Практическая направленность.

5. Наличие межпредметных и внутрипредметных связей.

6. Представленность результатов апробации.

Перечень представляемых документов:

I. Программа:

1. Пояснительная записка, предусматривающая раскрытие актуальности, целей и задач курса, длительность курса, его продолжительность, возрастные категории обучающихся, ожидаемые результаты.

2. Содержание программы по разделам с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них.

3. Практическая часть, занимаемое ею место в курсе.

4. Список литературы, которую могут использовать обучающиеся, обучаемые и которую использовал автор.

II. Примерный тематический план.

Направления защиты программы:

1. Обоснование выбора курса.

2. Цели и задачи курса.

3. Содержание курса.

4. Ожидаемые результаты.

5. Место данного курса в учебном плане (доля часов, связь с другими курсами).

Форма # 10 (рекомендована)

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

1. Цель, объект, предмет исследования.

Построение гипотезы.

Выбор психодиагностических методик.

Разработчик, диагност.

2. Представление результатов исследования.

3. Анализ полученных данных.

4. Выводы и рекомендации.

Форма # 11 (рекомендована)

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ (МЕТОДИСТА) МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

1. Анализ состояния психологической службы (структура, кадровый состав, обеспечение потребности в кадрах и т.д.).

2. Обобщенный анализ результатов социопсихологического мониторинга, проводимого в соответствии с планом профилактической работы учреждений образования, по запросам администрации, педагогов (прилагается статистически обработанный материал по всем проведенным обследованиям в учреждениях образования в форме таблиц, графиков, гистограмм; дискета).

3. Обобщенный анализ консультативного приема, осуществляемого педагогами-психологами муниципальной психологической службы.

4. Анализ результатов мониторинга ведения курса “Основы жизненного самоопределения” в рамках регионального компонента, “Здоровый образ жизни”, “Основы самопознания”, “Половое просвещение” и других курсов, направленных на развитие личностной и эмоционально-волевой сферы.

5. Анализ коррекционно-развивающей работы, проводимой педагогами-психологами муниципальной психологической службы (прилагаются обобщенные результаты обследований детей до и после проведения коррекционно-развивающей работы в виде таблиц, графиков, гистограмм; дискета).

6. Выявленные проблемы: условия и первопричины их возникновения, задачи и методы их решения.

7. План работы на следующий учебный год.

8. Перспективы развития службы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте