Минобразованием России в результате обмена информацией как с органами управления образованием субъектов Российской Федерации, так и с руководителями государственных и муниципальных образовательных учреждений системы общего и профессионального образования установлено:
неэффективное использование рабочего времени педагога-психолога при существующих нормативных документах, регламентирующих его деятельность;
отсутствие возможности постоянного и систематического повышения своей профессиональной компетенции, что приводит к снижению эффективности деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях различных типов и видов;
при существующей организации деятельности педагога-психолога происходит быстрая профессиональная дисквалификация его как специалиста, вследствие чего в отдельных регионах Российской Федерации отмечается заметная текучесть психологических кадров.
Исходя из вышеизложенного, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, как у всех категорий педагогических работников образовательных учреждений (Закон Российской Федерации “Об образовании”, статья 55, пункт 5) из них:
индивидуальная, групповая работа с обучающимися, воспитанниками, консультативная работа с учителями, воспитателями и родителями обучающихся, воспитанников составляет 24 часа в неделю.
подготовка к индивидуальной и групповой работе, обработка, анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных данных и заполнение отчетной документации (см.приложение), затраты времени на повышение профессиональной компетенции педагога-психолога составляют 12 часов в неделю, что не требует обязательного присутствия педагога-психолога в образовательном учреждении.
Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации при осуществлении инспекционных проверок рекомендуется использовать установленное распределение рабочего времени педагога-психолога как критерий оценки эффективности его деятельности.
Заместитель министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
Инструктивное письмо # 3 от 01.03.99 г.
Приложение
к инструктивному письму
от 01.03.99 # 3
Формы учета деятельности
и отчетность педагогов-психологов
Педагоги-психологи, работающие в образовательных учреждениях различного типа и вида, образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям (центре) ведут учет проводимой работы по следующим формам*:
1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения (Форма # 1);
2. Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма # 2);
3. Журнал консультаций психолога (Форма # 3);
4. Журнал учета групповых форм работы (Форма # 4);
5. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (Формы ## 5, 5А, 5Б, 5В);
6. Программа работы педагога-психолога с группой (Формы ## 6, 6А);
7. Коррекционная работа (Форма # 7);
8. Программа коррекционно-развивающих занятий (Форма # 8);
9. Требования к авторским программам (Форма # 9);
10. Аналитический отчет о работе педагога-психолога (Форма # 10);
11. Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной методической службы (Форма # 11).
По итогам года педагоги-психологи представляют аналитический отчет о своей работе (Форма # 10) руководителю образовательного учреждения и руководителю муниципальной психологической службы.
Данный отчет включается в отчетную документацию образовательного учреждения. Руководитель психологической службы муниципального уровня представляет по итогам года аналитический отчет (Форма # 11) руководителю муниципального органа управления образованием и руководителю психологической службы региона.
Форма # 1 (обязательна)
Требования к плану работы педагога-психолога
учреждения образования
1. При составлении плана необходимо учитывать:
цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения;
приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации “Об образовании”, “Конвенцией о правах ребенка”, нормативными документами Минобразования России, приказами и распоряжениями субъектов Российской Федерации;
нормы расхода времени на каждый вид деятельности (см. материалы коллегии Министерства образования Российской Федерации от 29 марта 1995 г. “О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в России”).
2. План работы должен включать следующие графы:
Пункт 2 может содержать как название разового мероприятия (собрание, консультации, беседа, урок…), так и название программы деятельности по определенному направлению (напр.: проведение диагностического обследования или сопровождения класса коррекции и т.п.). Во втором случае должны быть подпункты пункта 2, каждый из которых имеет свой срок и результат.
Пункт 6 должен быть изложен в форме конкретных результатов, допускающей контроль за исполнением.
В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяется между несколькими исполнителями, должно быть указано содержание ответственности (напр.: оформление помещения, подбор участников, проведение тренинга и т.д.).
3. План работы составляется на периоды, принятые как отчетные в данном образовательном учреждении. Например, на неделю, месяц, квартал и т.д. или на учебную четверть.
Перспективный план работы, включающий цели и направления работы психолога в данном учреждении, должен составляться на год.
Форма # 2 (обязательна)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам проведенного психодиагностического исследования (структура и основы содержания)
1. Причина исследования (в изложении обратившегося).
2. Разработка плана исследования, построение гипотезы, обоснование выбора методик психодиагностического исследования (разработчик: Ф.И.О., должность, место работы, рабочий телефон).
3. Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы).
4. Сроки проведения исследования.
5. Применение методики описать по следующей схеме:
6. Название оценочных шкал, принятых как значимые в данном исследовании (например: вербальный интеллект, осведомленность, понятливость, речевое развитие, общая оценка).
7. Результаты исследования:
а) количественные данные представлены в таблицах на каждый класс (группу) (см.схему учета результатов тестирования);
б) обобщенная интерпретация данных:
аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам;
в) рекомендации по результатам исследования.
Схема учетов результатов тестирования
Дата: Ф.И.О., должность составителя заключения, подпись
Форма # 3 (обязательна)
ЖУРНАЛ
консультаций психолога
Полное наименование учреждения образования.
Графа 3в заполняется полным именем обратившегося или знаком под анонимным обращением.
Графа 7 вводится, если в учреждении работает несколько психологов и журнал психологических консультаций общий для всех психологов.
Отметка времени начала и окончания консультаций позволяет вести учет расхода времени на консультации в месяц, год, и, следовательно, учитывать это при планировании работы на следующий год.
Форма # 4 (обязательна)
ЖУРНАЛ
учета групповых форм работы
К групповым формам работы психолога в учреждении образования можно отнести:
тренинг с детьми или взрослыми (педагогами, родителями)
коррекционные или развивающие занятия с детьми по определенной программе
семинары, лекции, методические занятия с педагогами.
Если последнее учитывается в специальном журнале учреждения образования, необходимо вносить туда сведения о них по установленному в журнале образцу.
Форма # 5 (обязательна)
КАРТА
психолого-медико-социальной помощи ребенку
Карта #___________ Обследование проводит ________________
Дата ________________
Фамилия_____________________ Имя_________________________
Дата рождения
Учреждение образования (д/с, школа и т.д.)
Класс (группа)
Адрес
Телефон
Фамилия, имя, отчество родителей
Кем направлен
Причина обращения
Анамнестические сведения
Семья
Условия проживания
Биологические факторы
леворукость
Особенности раннего развития
Воспитание до учреждения образования
Наблюдение специалистов
Жалобы в настоящий момент
Проблемы, связанные с учреждением образования
Заключение
Рекомендации
Форма # 5А
Форма # 5Б
Психологическое заключение
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Форма # 5В
На основании психолого-медико-социального заключения рекомендовано:
Посещение коррекционных занятий.
Специалист
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
За прошедший период произошли следующие изменения:
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Рекомендации педагогу:
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
С рекомендациями ознакомлен
Педагог
Рекомендации родителям:
С рекомендациями ознакомлены
мать
отец
Форма # 6
ПРОГРАММА
работы педагога-психолога с группой _________________
(какой)
1. Составлена психологом Ф.И.О.
2. Описание класса (группы):
психологическая характеристика детей;
общая характеристика работы педагога в этом классе (группе).
3. Цели программы
(прописать конкретные цели и задачи работы с детьми, если отдельно выделяется работа с педагогами и родителями, то прописать и эти задачи).
4. Этапы реализации программы по месяцам.
5. Планируемые результаты психологической работы в классе (группе) в виде, допускающем их экспертную проверку.
Дата составления:___________ Подпись психолога:_______________
Форма # 6А
РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
в классе (группе)________ в _______ учебном году
1. В классе (группе) были проведены следующие диагностические исследования.
2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе).
3. Перечень занятий с педагогами (если планировались).
4. Название форм индивидуальной работы с детьми.
Перечень полученных результатов работы с классом (группой) в виде, допускающем их понимание, и использование теми, кто еще работает или будет работать с этим классом.
Рекомендации к дальнейшей работе с этим классом (группой).
Анализ опыта реализации данной программы и рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию.
Дата:______________________ Подпись психолога:_______________
Форма # 7
(обязательна для учреждений специального образования)
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
_____________1999 г.
Фамилия______________________ Имя
Учреждение образования
Класс (группа)
Мнение специалиста
(индивидуальная коррекция)
Динамика коррекционного обучения
За прошедший период с__________по___________произошли следующие изменения _______________________________________
_________________________________________________________________________________
РЕКОМЕНДОВАНО:______________________________________
____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Форма # 8
(обязательна для учреждений специального образования)
ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий
I. Пояснительная записка:
1. Актуальность, цель программы (в виде, позволяющем определить ее значимость для работы с данным контингентом (в учреждении образования)
2. Задачи (в виде, определяющем пути достижения цели участниками занятий)
3. Адресат (с кем будут проводиться занятия (участники: дети, взрослые, учителя и т.д.)
4. Содержание (в виде, раскрывающем содержание разделов)
II. Тематический план занятий по следующей схеме:
III. Список литературы (указывается литература, которую могут использовать участники группы)
Ведущий_____________________ Ф.И.О., должность______________
Форма # 9
(обязательна для образовательных учреждений, реализующих авторские, инновационные программы)
ТРЕБОВАНИЯ
к авторским программам
Критерии оценки авторских программ:
1. Научно-практическая новизна.
2. Научная обоснованность.
3. Актуальность и перспективность.
4. Практическая направленность.
5. Наличие межпредметных и внутрипредметных связей.
6. Представленность результатов апробации.
Перечень представляемых документов:
I. Программа:
1. Пояснительная записка, предусматривающая раскрытие актуальности, целей и задач курса, длительность курса, его продолжительность, возрастные категории обучающихся, ожидаемые результаты.
2. Содержание программы по разделам с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них.
3. Практическая часть, занимаемое ею место в курсе.
4. Список литературы, которую могут использовать обучающиеся, обучаемые и которую использовал автор.
II. Примерный тематический план.
Направления защиты программы:
1. Обоснование выбора курса.
2. Цели и задачи курса.
3. Содержание курса.
4. Ожидаемые результаты.
5. Место данного курса в учебном плане (доля часов, связь с другими курсами).
Форма # 10 (рекомендована)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
1. Цель, объект, предмет исследования.
Построение гипотезы.
Выбор психодиагностических методик.
Разработчик, диагност.
2. Представление результатов исследования.
3. Анализ полученных данных.
4. Выводы и рекомендации.
Форма # 11 (рекомендована)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ (МЕТОДИСТА) МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Анализ состояния психологической службы (структура, кадровый состав, обеспечение потребности в кадрах и т.д.).
2. Обобщенный анализ результатов социопсихологического мониторинга, проводимого в соответствии с планом профилактической работы учреждений образования, по запросам администрации, педагогов (прилагается статистически обработанный материал по всем проведенным обследованиям в учреждениях образования в форме таблиц, графиков, гистограмм; дискета).
3. Обобщенный анализ консультативного приема, осуществляемого педагогами-психологами муниципальной психологической службы.
4. Анализ результатов мониторинга ведения курса “Основы жизненного самоопределения” в рамках регионального компонента, “Здоровый образ жизни”, “Основы самопознания”, “Половое просвещение” и других курсов, направленных на развитие личностной и эмоционально-волевой сферы.
5. Анализ коррекционно-развивающей работы, проводимой педагогами-психологами муниципальной психологической службы (прилагаются обобщенные результаты обследований детей до и после проведения коррекционно-развивающей работы в виде таблиц, графиков, гистограмм; дискета).
6. Выявленные проблемы: условия и первопричины их возникновения, задачи и методы их решения.
7. План работы на следующий учебный год.
8. Перспективы развития службы.
Комментарии