Отправляясь в Отрадный на V Международную ярмарку социально-педагогических инноваций, я думал: будет ли хоть один проект, приобретя который можно будет сделать что-то полезное для деревенских мальчишек и девчонок? Или у современных инноваций лицо городское? Найдется ли на столь представительном форуме место для проектов из сельских школ? О чем они? Какие? «Инновации – категория относительная», – крутились в голове слова руководителя Отрадненского образовательного округа Владимира Ивановича Гусарова, автора и идеолога ярмарки. – «Для кого-то это обыденность, а для других новое?»
Здесь были представлены 248 работ по 8 направлениям из 6 стран ближнего и дальнего зарубежья, 28 регионов России.
Отрадненская школа №10. Вхожу внутрь и удивляюсь: ни шума-гама, ни ярмарочных скоморохов, даже самих участников не видно! Оказалось, что все приехавшие по залам и классам разошлись. Сидят, внимательно слушают выступления коллег, что-то помечают в блокнотах. Вопросы задают! Ловлю себя на мысли, что очередная педагогическая ярмарка в этом году снова другая. Уже и нет необходимости пытаться перекричать коллег в общем зале со стендами, зазывая обратить внимание на свой продукт, как было пять лет назад. Хочешь вникнуть в суть проекта – выбирай секцию, присаживайся, смотри на экран. Мультимедийные презентации – красиво, наглядно, доходчиво! Хочешь завлечь покупателя – делай это профессионально, с точки зрения IT-технологий (выбирай адекватные фоновые цвета, используй анимации, рисуй логические цепочки). И при этом будь лаконичен, будь готов заинтриговать аудиторию, оставив что-то из собственных ноу-хау за кадром: электронные презентации с большим удовольствием копировались участниками на условиях обмена.
Из презентационных классов – в общий зал. В обычные дни там идут уроки физкультуры, а на время ярмарки в нем разместились красочные экспозиции. По четыре проекта на один стенд – форум с каждым годом становится все шире и шире. Листаю каталог выставки, глазами пытаюсь найти сельчан.
Ольга Ануфриева, учитель начальных классов и сибиреведения из малокомплектной школы села Цыганово, Изрянского района Томской области.
– Как вы узнали о ярмарке?
– Я была участником областной ярмарки педагогических инноваций. Она у нас проходила в Томской области в селе Молчаново. Мой проект был высоко оценен, там порекомендовали мне подать заявку на Международную ярмарку в Отрадном.
– Вы сказали, областной этап в селе Молчаново?!
– Да, это большое село. Мы сначала тоже были удивлены: почему именно в этом селе, а не в городе Томске? Но оказалось, что не зря ехали, там очень хорошая школа, очень много инноваций. Нам понравилось.
– И сколько же участников было в Томском областном туре?
– Более сотни проектов! У нас была очень демократичная ярмарка. Дипломы получили все, но потом составили рейтинг, и из сотни наш проект «Гражданское образование в рамках межпредметных элективных курсов» оказался девятым.
– Элективные курсы в малокомплектной школе?
– Эта тема очень широкая, мой элективный курс направлен на изучение родного края, воспитание патриотических чувств. Я, учитель начальных классов, а сибиреведение веду до 9-го класса.
– Но ведь элективные курсы подразумевают, что их выбирают сами ученики!
– Да. Заканчивается учебный год. Будущие 9-классники делают заказ на следующий, говорят о том, что им интересно, а мы разрабатываем, предлагаем несколько вариантов. Например, курсы «Диалог культур», «Слово о полку сибирском», «Страна за камнем». В малокомплектной школе учителя – «многостаночники». Вести приходится сразу несколько предметов, поэтому на ярмарке было интересно все: от преподавания латинского языка до работы в коррекционной школе. Несмотря на то что школа маленькая – всего 65 учеников – мы заняли 1-е место в области по игре «Зарница» и 1-е место в конкурсе «Наши родители», проводимом «Единой Россией». У нас демократический уклад жизни, президента школы выбирают ребята.
Педагог-организатор Ивановской школы Богатовского района Самарской области Ирина Сергеева представила проект «Деятельность детского объединения «Секреты бабушкиного сундучка» в формировании и развитии духовных, исторических, культурных ценностей».
Внешне кажется все банальным: дай детям в руки нитки, крючки, рисунки, алгоритм действий – и появятся кружевные салфетки, созданные руками воспитанников. Но не все так просто. И коллектив разновозрастный (от 8 до 15 лет), и темперамент, личностные качества у всех разные. В группе есть даже деревенские мальчишки! И надо сказать, получается у них здорово: один игрушки научился вязать, другой картины составляет. Увлечение это не только помогает скоротать зимние вечера, но еще тренирует моторику пальцев, расслабляет нервную систему.
И вся эта деятельность под руководством педагога нацелена на развитие активной личности, способной познать себя и свои возможности на основе норм традиционной культуры. Налицо тут и преемственность поколений: воспитанники объединения посещают бабушек, берут у них рисунки. Записывают рекомендации, потом применяют все это в своих работах. Малозатратно и увлекательно: три дня работы – вот и готова очередная салфетка, а ручная работа сельских школьников пользуется спросом: и на ярмарке, и на акциях, и у односельчан.
Вроде бы ничего особенного в проекте. И в то же время здорово, что востребованной оказалась не только продукция объединения, но и сама методика. А научилась всему Ирина Евгеньевна в свое время в той же школе, где работает сейчас. «Учителя были хорошие, да и бабушки с детства приучили!» – говорит она.
Почти три десятка лет отдал своему детищу – Кинель-Черкасской станции юных техников – ее директор Василий Глушков. Многочисленные направления деятельности этой станции известны далеко за пределами Самарской области. Можно было бы и дальше продолжать развивать авиа- и судомоделирование, картинг и коллективную радиостанцию. Но озаботился директор вместе с коллективом проблемой: сельские школьники перестают уважительно относиться к земле-кормилице, к людям труда. Может ли СЮТ как-то изменить ситуацию? На первый взгляд вряд ли. Но уж больно душа болит у педагогов за будущее села. Вот и появился проект «Живешь на селе – знай технику!».
«Мы придумали, как техническое творчество воспитанников может работать на интересы села», – говорит Василий Федотович. – Моделирование сельскохозяйственной техники, изготовление макетов в бумаге, в картоне, в жести, в дереве, в пластике позволяет в процессе изучить действие механизмов. А новые образцы будем придумывать на компьютерах. Дизайн ландшафтов, обустройство фермы, механизаторских дворов, архитектура села, жилища – все можно раскрутить! Дети любят компьютерные «стрелялки», от них не оторвать. Мы нашли американскую программу, имитирующую взлет и посадку самолета с 300 пассажирами. Виртуальная реальность, но все как наяву. А может быть, есть такие программы с сельскохозяйственным уклоном? Оказывается, они есть, но дорого стоят. Мы их купим, установим, тогда дети не будут бездумно убивать друг друга «стрелялками», а будут заниматься настоящим делом: сядут в настоящий комбайн, с музыкой, и будут ехать на нем. Интерес, как у «стрелялок», но имеет практическое воплощение, воспитательное значение».
Сегодня на базе станции юных техников уже открылся областной учебно-методический центр. Правительство Самарской области выделило на его оснащение первый миллион рублей. Планируется не только оснастить оборудованием, но и создать передвижную лабораторию технического творчества. Тогда педагоги смогут приезжать в самые отдаленные села и знакомить учителей и их воспитанников со своими инновационными разработками, с возможностями станции юных техников. Будут помогать развивать научно-техническое творчество на селе.
Аналогов представленной работы нет не только в России, но и за ее пределами: разработчики дотошно «прошерстили» интернет, обсудили идею с зарубежными партнерами, используя ресурс коллективной радиостанции. Сютовцам удалось выполнить разработки на стыке двух нацпроектов – «Образование» и «Развитие АПК», это придает им особую ценность.
Еще один проект с запоминающимся названием «Развитию АПК – востребованные кадры!» был заявлен от имени Центра поддержки гражданских инициатив «Содействие». Его презентация имела целью не столько организовать момент купли-продажи (проект поддержан грантом правительства Самарской области), сколько привлечь внимание общественности к проблемам подготовки кадров для села. По мнению представителей некоммерческого сектора, среднему профессиональному образованию в лице Кинель-Черкасского СХТ сегодня нужно сделать уклон в сторону практико-ориентированного обучения студентов, наладить связи с работодателями и организовать в хозяйствах места прохождения практик. Тогда и студенты будут приобретать навыки работы на технике, которую закупают хозяйства в рамках нацпроекта, и руководители хозяйств смогут отобрать себе лучших. Создание совета работодателей при техникуме станет механизмом влияния заказчиков услуг на образовательный процесс.
Честно признаюсь, посмотреть за один день все проекты мне не удалось. Думаю, что и другие всего увидеть не смогли. Но, как и прежде, ярмарка дает колоссальный заряд оптимизма, заряжает творческой энергией единомышленников на целый год вперед. В личном багаже остаются проекты, визитки и контакты. В голове появляются новые идеи, в сердце – любовь к делу, которому отдаешь жизнь.
Комментарии