search
main
0

Об этностойбищах и детях Арктики. Развитие образования на местах кочевий

В Ямало-Ненецком автономном округе действует 9 законов, направленных непосредственно на защиту интересов коренных малочисленных народов, в которых регламентируются правовые основы их жизнедеятельности. Помимо этого отдельные нормы содержатся в более чем 30 законах автономного округа. Вместе с тем, несмотря на развитие законодательства, определяющего деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в области образования детей коренных малочисленных народов Севера, единая система согласованных и взаимодополняющих нормативных правовых актов в настоящее время еще не сформирована. В ныне действующем Федеральном законе «Об образовании» понятие «кочевое обучение» отсутствует, не определен правовой статус малокомплектной школы, кочевой школы, а без создания правовой основы невозможно обеспечить создание кочевых образовательных учреждений.В настоящее время в Ямало-Ненецком автономном округе ведется работа по созданию модели системы кочевого образования коренных малочисленных народов Севера, которая призвана обеспечить доступность дошкольного, основного общего и дополнительного образования без отрыва от родителей, ведущих традиционный кочевой образ жизни.

Стартом к развитию кочевого образования в регионе стал выездной семинар (14 марта 2011 года, д. Лаборовая, Приуральский район), на котором были рассмотрены перспективы развития кочевых школ в Ямало-Ненецком автономном округе. По итогам семинара в соответствии с перечнем поручений губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 апреля 2011 года №11 внесены изменения в законодательную базу округа, разработаны вариативные модели непрерывного образования детей из числа коренных малочисленных народов Севера.Что удалось сделать за прошедший год в системе образования автономного округа в ходе реализации модели непрерывного образования детей из числа коренных малочисленных народов Севера?Внесены изменения в региональную законодательную базу:1. Закон ЯНАО от 31.01.2000 №6-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» в ред. закона №12-ЗАО от 04.04.2012. 2. Закон ЯНАО от 24.11.2008 №91-ЗАО «Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, финансируемых за счет средств окружного бюджета» в ред.  закона №12-ЗАО от 04.04.2012. 3. Закон ЯНАО от 04.04.2012 №13-ЗАО «О нормативах и объемах финансирования расходов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях».Что дает принятие этих законов для детей из числа коренных малочисленных народов Севера?    Право родителей (законных представителей) выбирать образовательное учреждение, а также форму организации образовательного процесса.     Индивидуальное обучение детей из числа коренных малочисленных народов Севера, режим обучения, ориентированный на национальный календарь.     Коэффициент за разъездной характер работы, позволяющий стимулировать труд педагогов, осуществляющих свою деятельность в условиях кочевания.    Субсидирование расходов муниципалитетов по обеспечению образовательного процесса (закупка техники, минимального набора инвентарного оборудования для кочевого педагога).     Сохранение малокомплектной сельской школы как градообразующего предприятия для малого села (всего 8 сел в 5 районах автономного округа).Новелла закона «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» позволит реализовать в полном объеме конституционные права граждан на образование, установленные статьей 43 Конституции Российской Федерации. Установлены особенности организации образовательного процесса для детей из числа коренных малочисленных народов Севера и иных лиц, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни. Впервые на Ямале образовательная услуга будет носить действительно доступный характер для детей из числа коренных малочисленных народов Севера и иных лиц, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни, проживающих в труднодоступных районах округа.Законопроект устанавливает право родителей (законных представителей) выбирать образовательное учреждение, а также форму организации образовательного процесса (обучение в общеобразовательном учреждении, общеобразовательной школе-интернате, по месту жительства и другие).Кроме того, закреплено понятие «малокомплектная сельская школа», а также особенности функционирования малокомплектного сельского общеобразовательного учреждения.В целях стимулирования развития альтернативных форм обучения и ведения образовательного процесса для детей из числа коренных малочисленных народов Севера и иных лиц, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни, планируется на условиях софинансирования субсидировать расходы муниципальных районов и городских округов по обеспечению образовательного процесса (закупка техники, минимального набора инвентарного оборудования для кочевого педагога).Кроме того, данным проектом предполагается установить педагогическим работникам коэффициент за разъездной характер работы (К9). Данный коэффициент вводится статьей 2 законопроекта, которая вносит изменения в закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.11.2008 №91-ЗАО «Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, финансируемых за счет средств окружного бюджета». Стоимостное выражение данного коэффициента составит порядка 10-15 тыс. рублей ежемесячно для кочевых педагогов. Данный коэффициент позволит стимулировать труд педагогов, осуществляющих свою деятельность в условиях кочевания.Установление повышающего коэффициента за разъездной характер работы является дополнительным материальным стимулом в условиях суровых климатических условий Крайнего Севера для учителей, осуществляющих свою педагогическую деятельность по месту жительства обучающихся, и позволит обеспечить в различных муниципальных образованиях равные подходы к оплате их труда.Нами создана модель непрерывного образования для детей из числа коренных малочисленных народов Севера.Если говорить об особенностях организации обучения в рамках новой модели, то необходимо отметить следующее. В кочевом детском саду и кочевой начальной школе воспитание приближено к семейному и продолжается круглый год – период обучения в детском саду сменяется периодом каслания, на смену периоду обучения в школе приходит время практики на сезонном кочевье. Такой учебный график устраняет перегрузки, соответствует национальному календарю. Привычное питание, режим дня не разрушают природу ребенка, но способствуют закреплению полученных знаний, постепенно подготавливая к обучению на основной ступени в  школе-интернате.Подготовку кадров для кочевой школы осуществляет Ямальский многопрофильный колледж. Были внесены изменения в учебный план подготовки специалистов для кочевых школ. Включены дисциплины с этнокультурным компонентом: «Этнология», «Родной язык и литература», «Оказание первой медицинской помощи в экстремальных условиях», «Основы этнотуризма».В 2011-2012 учебном году в Ямальском многопрофильном колледже обучаются 8 студентов, которые получат диплом  учителя  начальных классов с дополнительной специализацией. Предоставляется возможность получения дополнительного образования: «учитель этнического труда», «педагог дошкольного образования». 25 студентов  получат дополнительную подготовку – «кочевой воспитатель».Изменены подходы к подготовке педагогов в Ямальском многопрофильном колледже: большую часть учебного времени студенты находятся в условиях кочевья в школе, получая необходимый объем теоретических знаний в период очных и выездных сессий. То есть сложилась такая система обучения, когда студенты обучаются без отрыва от работы в школе. Экзамены у студентов принимают преподаватели, разработавшие требования к реализации учебных программ.Учебно-методическое сопровождение осуществляет региональный Институт развития образования. Подготовлены сборник методических рекомендаций по оформлению учебно-планирующей документации  специальности «преподавание в начальных классах в условиях кочевого образования», учебная программа дисциплины «Родной (ненецкий) язык и литература» для специальностей «дошкольное образование» и «преподавание в начальных классах».Подготовлен к изданию учебный курс «Этнология Ямала». Разработаны учебные программы учебных дисциплин «Краеведение», «Методика изучения краеведения», «Этнология края», «Культура народов Ямала», «Этнопедагогика» и «Этнопсихология».В настоящее время сотрудниками регионального Института развития образования осуществляется перевод на ненецкий язык УМК «Предшкола» нового поколения (19 наименований).В 2011 году региональным Институтом развития образования проведено 3 курсовых мероприятия для 96 учителей родных языков, педагогов школ-интернатов – потенциальных сотрудников кочевых школ.В 2011 году открыты или продолжили свою работу экспериментальные площадки в Салехарде, Приуральском, Пуровском, Ямальском, Тазовском районах на базе детских садов, школ, учреждений профессионального образования, в которых ведется разработка вариативных моделей организации образовательного процесса для детей из числа коренных малочисленных народов Севера.На базе Лаборовской начальной школы продолжила работу региональная инновационная площадка по обучению детей из числа коренных малочисленных народов Севера без отрыва от места проживания (32 ребенка, 7 педагогов).В течение года на базе площадки Ямальского многопрофильного колледжа восемь студентов проходили подготовку как кочевые учителя, учебная практика проводилась в условиях кочевья на базе Лаборовской школы.Из средств окружной долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы» для развития площадки были приобретены наглядные пособия, школьные принадлежности, закуплено необходимое оборудование на сумму 3 млн руб.В Аксарковской школе-интернате велась работа по обучению 133 воспитанников интерната традиционным промыслам.В целях увеличения охвата дошкольным образованием детей, чьи родители ведут кочевой и полукочевой образ жизни, в Тазовском районе на базе детского сада «Снежинка» с. Находка организованы кочевые группы кратковременного пребывания для 15 детей из числа коренных малочисленных народов Севера на факториях Халмер-Яха и 5-6  Пески. В течение года осуществлялось обеспечение кочевых групп учебно-методической литературой, передвижной библиотечкой, канцелярскими принадлежностями, спортивным инвентарем. В настоящее время муниципалитет рассматривает возможность приобретения и установки модульных зданий на факториях Халмер-Яха и 5-6 Пески, в которых расположатся группы кратковременного пребывания детей.Департаментами образования Пуровского и Ямальского районов проведена подготовительная работа по созданию кочевых групп как структурных подразделений детских садов. Рассмотрены следующие возможности открытия групп в факториях, родовых общинах, в крупных местах компактного проживания  коренных малочисленных народов Севера:- создание в стойбищах групп кратковременного пребывания с режимом работы не менее 3 часов;- открытие семейных дошкольных групп в стойбищах по месту проживания семей, имеющих одного и более детей в возрасте от 2 месяцев до 6 лет. В 2011 году реализован 2-й этап проекта муниципальной экспериментальной площадки «Кадры для аграрно-промышленного комплекса» на  базе школы-интерната с. Самбург Пуровского района (20 педагогов, 300 воспитанников), где преподаются предметы, направленные на сохранение традиционных видов хозяйствования и организацию производственной практики воспитанников интерната на базе предприятий агропромышленного комплекса (совхозы Верхне-Пуровский, Пуровский). Реализуются программы малой механизации Севера, резьбы по дереву и кости, выделки шкур, пошива меховых изделий, изготовления нарт, глиняной игрушки (гончарное дело), национальной кухни и национальной одежды, «Хозяйка чума» и др., а также элективный курс «Воспитатель кочевого детского сада». 2 выпускника 9-го класса 2012 года пройдут целевую подготовку в Ямальском многопрофильном колледже по специальности «преподавание в начальных классах» для последующей работы в кочевых школах Пуровского района.Из средств окружной долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы» на развитие программы «Кадры для АПК» был выделен грант на сумму 3 млн руб.В 2011 году к данному эксперименту подключились школы-интернаты д. Харампур (67 воспитанников) и с. Халясавей (93 воспитанника). А вот Лаборовская начальная школа – школа этнопрофессиональных проб.2011 год. В Лаборовской начальной школе в 2011-2012 учебном году обучаются 32 человека, из них 17 человек – стационарно, 9 – полустационарно (этностойбище), 6 –  в условиях кочевья, 9 педагогов, из них 2 кочевых учителя и 2 учителя-наставника.Промежуточные результаты 2011 года:- организация взаимодействия с Ямальским многопрофильным колледжем – выездные сессии, семинары; – предоставление услуг дошкольного образования   (6 чел.); – организация работы школы в соответствии с национальным календарем в течение всего учебного года (образовательная услуга – вслед  за ребенком); – организация работы кочевых учителей; – организация стажировки педагогов Пуровского района. 2012 год. Перспективы: организация дистанционного обучения студентов и обучающихся посредством установки телематической связи с Лаборовской школой. В январе 2012-го впервые была организована выездная сессия для обучающихся в рамках проекта: были организованы и проведены занятия по изучаемым дисциплинам. В процессе выездной сессии для обучающихся были подготовлены и переданы учебно-методические материалы, практические и контрольные задания, задания для самостоятельной подготовки на печатной основе и на электронных носителях для организации учебного процесса в дистанционном режиме.Ежегодно оказывается поддержка одаренным детям из числа коренных малочисленных народов Севера. Не первый год проводится Межрегиональная олимпиада по краеведению и родным языкам, которая в 2011 году получила статус межрегиональной, кроме того, впервые участниками олимпиады в номинации «Родные языки» кроме школьников 9-11-х классов стали студенты учреждений среднего профессионального образования. Мероприятие организовано на территории двух субъектов в рамках реализации соглашения о сотрудничестве между правительством Ямало-Ненецкого автономного округа и администрацией Ненецкого автономного округа.Участниками заключительного этапа олимпиады стали 37 победителей и призеров муниципального и внутриколледжного этапов олимпиады из двух автономных округов.В конкурсных испытаниях представлены ненецкий, хантыйский, селькупский и коми (ижемский диалект) языки. Конкурсные задания состоят из написания сочинения на родном языке с переводом на русский язык по одной из предлагаемых тем; викторины по родному языку и литературе; конкурса выразительного чтения художественного произведения на родном языке (поэтического или прозаического текста) наизусть.По итогам конкурсных испытаний были выявлены победители олимпиады:- в номинации «Краеведение» – Ядне Нийко из Тазовской школы-интерната;- в номинации «Родные языки» – Сэротэтто Клавдия из Ямальской школы-интерната (ненецкий язык) и Талигина Элина из Овгортской школы-интерната (хантыйский язык).Победители олимпиады становятся кандидатами на присуждение Премии Президента Российской Федерации (1 чел.) и губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа для поддержки талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» (2 чел.).По инициативе депутата Государственной Думы РФ от Ямало-Ненецкого автономного округа Григория Ледкова в настоящее время  создана рабочая группа по разработке, апробации и внедрению в школьную программу национальных видов спорта (прыжки через нарты, метание тынзяна на хорей, бег с палкой и др.),  прежде всего национальной ненецкой борьбы, за счет 3-го часа физической культуры, часов дополнительного образования, введения кружков и секций.Сейчас члены рабочей группы занимаются подготовкой научного обоснования этой идеи, готовят к печати методические разработки с описанием и классификацией национальных видов спорта. В перспективе – введение национальных видов спорта в учебный план всех школ-интернатов автономного округа, проведение окружных и межрегиональных соревнований по национальным видам спорта, участие наших спортсменов в международных соревнованиях.Каковы же перспективы развития кочевого образования на Ямале?Итогом очередного совещания «О развитии образования на местах кочевий в Ямало-Ненецком автономном округе», проведенного 16 апреля 2012 года, стал перечень поручений губернатора автономного округа Дмитрия Кобылкина, при реализации которых уже  в течение текущего года будут реализованы следующие основные мероприятия:- организация плановой подготовки педагогических кадров для обеспечения образования детей коренных малочисленных народов Севера, ведущих с родителями (законными представителями) кочевой образ жизни, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности Ямало-Ненецкого автономного округа;- проведение среди коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни, комплексного исследования по вопросам предоставления дошкольного и общего образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;- создание условий для организации  профильной практики учащихся старших классов, производственной и преддипломной практики студентов средних и высших учебных заведений в условиях предприятий агропромышленного комплекса автономного округа;- совершенствование технологий доступа к учебному контенту в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;- обеспечение преподавания курса «Малая техника Севера» детям коренных малочисленных народов Севера, обучающимся в школах-интернатах Ямало-Ненецкого автономного округа;- оплата получения дополнительного профессионального образования по программам «Управление снегоходом», и «Управление маломерным судном» студентам Ямальского многопрофильного колледжа, обучающимся по специальностям «преподавание в начальных классах» и «дошкольное образование», за счет средств окружного бюджета;- разработка нормативных правовых актов, регулирующих организацию предоставления дошкольного образования детям, ведущим совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни.Правовое регулирование особенностей организации образовательного процесса для детей из числа коренных малочисленных народов Севера позволит исключить правовой пробел в действующем законодательстве и реализовать в полном объеме право граждан на образование в самых отдаленных территориях автономного округа.Валентина НЯРУЙ, Григорий ЛЫМАР

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте