«Люби, терпи, прощай!» – девиз педагогов Поросинской средней школы. Маленькую сельскую школу в Томской области частые гости – и российские, и зарубежные – называют оазисом в пустыне. Ее уникальный опыт духовно-нравственного воспитания мог бы стать базой для российского эксперимента, стартовавшего 1 апреля, – четвероклассники теперь учатся основам религиозных культур и светской этики. Менее чем за год написаны учебники, за 72 часа, по сути – за трое суток, обучены педагоги. Подготовка к поросинскому эксперименту заняла десятилетие… О своем детище рассказывает Владимир ЧИРИКОВ, директор Поросинской средней школы Томского района, заслуженный учитель России, академик Академии творческой педагогики, член совета директоров школ ассоциации «Лучшая школа России», член ассоциации «Лучшая школа Томской области».
Наталья ЯКОВЛЕВА, Томская область
– Понятие духовности нельзя сводить к религиозности. Духовность – это все то, что создается силой духа и направлено к добру, красоте и самому высокому, что есть в человеке и на что он способен. Несущая опора системы нравственно-гуманистических ценностей для нас – Вера, Надежда, Любовь и мать их София – мудрость. Мы воспринимаем их не как религиозные ценности, а как вечные общечеловеческие духовные столпы бытия; отделив зерна от плевел, мы сохраняем такие гражданские ценности, как вера в общественный идеал, вера в государство, патриотические идеалы. Преподавания религии, Закона Божьего в нашей школе нет и не будет, хотя еще с 1992 года мы начали преподавать в Поросино специальные предметы. Они имеют статус спецкурса и обязательными не являются. Но 100 процентов учеников их посещают – им интересно. В 1-7-х классах изучают основы православной культуры, в 8-9-х – духовную нравственную культуру, в 10-11-х – основы нравственности. Сформировалась учебно-методическая база – учебники, рекомендованные Министерством образования и науки РФ и согласованные с Московской патриархией, собственные методические разработки, огромная видео-, аудиотека. Четыре преподавателя прошли специальные курсы повышения квалификации и в Московском педагогическом университете, и в Троице-Сергиевой лавре. И главное – все эти годы ведется огромная разъяснительная работа среди родителей, детей, самих учителей. Могу заверить: ни один человек не против! Просто в нашей школе сложилась уникальная ситуация: 96 процентов учеников крещены в православии, представителей других конфессий нет вообще. Поэтому у нас не стоял вопрос, основы какой религии преподавать. Нам, к счастью, удалось найти золотую середину. Мы не занимаемся агитацией – у нас другая цель. Сейчас такое время, когда у многих людей во главе угла стоит денежная единица. В противовес этому важно заложить в ребенка православные ценности, чтобы в ситуации выбора он всегда руководствовался нравственными ориентирами.
– Ваше новаторство заключалось ведь не только в том, что школа первой в России ввела в свою программу факультативный курс «Основы духовно-нравственной культуры»?
– Кроме этого, мы ввели преподавание экологии с 1-го по 11-й класс. Об этом мы с единомышленниками думали еще в 85-м году. О том, что все начинается с понятия «дом», которое заключает в себе и экологический, и нравственный аспект. Священность домашнего очага, лада, любви, заботы была в культуре нашего общества непререкаемой. Забвение этих ценностей ощущалось как великий грех и вина человека. Время лишило эти ценности священного ореола. Предательство родителями своих детей и детьми родителей стало делом привычным, как смерть на войне. Поросино в этом плане не исключение – здесь тоже были десятки семей, где дети стали не нужны родителям. Папа и мама неделями в запое, ребенок бродит по селу больной, голодный, озлобленный, и, прежде чем исследовать с ним 3 или 4 яруса в ближайшем болоте, надо его еще привести в школу, накормить, отогреть душу, вернуть веру в добро и человека. Порядок в большом природном доме будет, если в каждом человеке будет заложена нравственная основа.
Кажется, сами того не сознавая, мы попали в точку. Сейчас в нашей школе 181 ребенок. Из них 80 – с асоциальным поведением из сел Томского района и пригорода Томска. Им комфортно у нас, и они становятся другими. Медленно, но верно изменяются родители. Школа должна развивать в детях горячую любовь к своей стране, чувство долга по отношению к ней и стремление отдать все свои силы на служение Отчизне, подготовить к труду и жизни. У нас все представляет собой своеобразный симбиоз духовного и экологического воспитания. Например, в честь 400-летнего юбилея Томска наши ребята ездили в Ярославскую область для посадки кедров в Николо-Сольбинском женском монастыре. Кедр – эмблема Сибири и чистоты одновременно. Чего здесь больше – экологического или духовного? Экология преподается прежде всего как учебная дисциплина, в самых разных аспектах: ландшафтная экология, экология человека, глобальная экология. Есть и спецкурсы – экология литературы и экология математики, которые разработала наш педагог Галина Девятиярова.
– Были ли проблемы с программой духовно-нравственного развития?
– Были и осторожные взгляды, и прямое недовольство: зачем в школу приезжают священники? Но основы нравственности преподаются на классных воспитательных часах исключительно по желанию детей и в форме просвещения. Отец Максим, батюшка Зоркальцевской часовни, периодически приезжает на еженедельное ученическое собрание. Школа не превратилась в молитвенный дом. Здесь по-прежнему царит дух просвещения! Я считаю, что проблема духовного становления и духовной защиты личности сейчас стоит очень остро. Православие никого к себе не зазывает. Это традиционная культура нашего общества, ведущая религия. Что плохого, когда ребенку рассказывают о нравственных заповедях, призывают любить своего ближнего? Но самое главное – ученикам в нашей школе не говорят, что хорошо и что плохо. Выйдя из ее стен, человек знает, что есть два пути: один приведет к добру, другой – к злу. Наш ребенок свободен в становлении своем как личности. Он может выбрать любой путь. Но он уже имеет прививку от той псевдодуховности, которая заполонила наше общество.
– Как вы относитесь к эксперименту с введением предмета «Основы религиозных культур и светской этики»?
– Сам эксперимент – идея своевременная. Вооруженный знаниями основ ребенок может противостоять сектам различного толка, которые сегодня представляют серьезную угрозу. Педагоги и ученики измучены бесконечными экспериментами, ЕГЭ, комплексным проектом модернизации образования, которые проводятся в бешеном ритме. В результате мы получаем перекосы в состоянии психики детей, озлобленность, неуравновешенность. Школа должна развиваться через нравственную систему координат, и основы православной культуры помогают нашим детям развиваться многосторонне, способствуют укреплению нравственности. Курс носит патриотический, нравственный, эстетический, культурологический оттенки. Это мощная прививка от безнравственности, которая поглотила школьный мир, своего рода противоядие от бескультурья. Предмет дает ученику ответ на насущный вопрос: как существовать в агрессивном мире? Именно эти знания помогут формирующейся личности в стрессовой ситуации.
Но нельзя начинать эксперимент, не решив организационные вопросы. У нас этот процесс занял без малого 10 лет. Для успешного проведения необходимы и материальная база, и особенно – человеческий ресурс. Очень важна серьезная подготовка кадров. Предварять эксперимент должна целенаправленная работа среди родителей, школьников и даже учителей. У нас никто не был против введения спецкурсов, но наше село уникально в своем роде. А Россия многоконфессиональна. Готовы ли мы давать детям основы ислама, иудаизма, буддизма?.. Нужно помнить, что реализация эксперимента тронет струны психики ребенка. И потому надо быть очень осторожными. Школы не должны брать эту ношу только ради эксперимента. Духовность, нравственность должны быть органической частью жизни коллектива педагогов, учащихся и их родителей.
Комментарии