Значимость исторического знания сложно переоценить для любой сферы жизни – как частной, так и общественной. Без него не обойтись в образовании. Для качественной подготовки учителя важно знание истории педагогики. Об этом рассказали в Российской академии образования.
О необходимости знания истории той сферы, в которой будущий специалист собирается работать, напомнила ведущий аналитик лаборатории антропологии и педагогической компаративистики РАО, доктор педагогических наук, доцент Мария Полякова. О том, как включить историко-педагогический компонент в процесс подготовки будущих учителей, она рассказала на странице РАО в социальной сети.
Эксперт отметила, что история любого народа и мира в целом дает серьезные уроки, показывает то, чего можно было бы избежать, если хорошо знать уроки истории. История может подсказать возможные выходы из различных ситуаций.
На историю педагогики повлияла ситуация, которая сложилась в образовании. По словам Марии Поляковой, уже более 10 лет в стране взят курс на подготовку педагогов практико-ориентированных. Это привело к заметному сокращению теоретического компонента в подготовке специалистов. Из теоретических курсов были изъяты многие важные темы. Это коснулось и курса истории педагогики. Ранее много часов уделялось историко-педагогическому знанию, в настоящее время эти курсы редуцированы до 8–14 часов, а во многих учебных планах просто отсутствуют.
Мария Полякова отметила, что подобная ситуация не может положительно влиять на подготовку будущих учителей: знание истории, в том числе истории той сферы, в которой специалисту предстоит работать, очень важно. Об том говорят многие известные педагоги и деятели образования. Например, академик РАО Б.М. Бим-Бад утверждает: «Все лучшее, что мы ожидаем от будущего, строится на фундаменте наличного знания и опыта, который можно расширять и укреплять, только опираясь на него». По его мнению, знание истории педагогики позволяет выстраивать те отношения с прошлым, которые по-другому будущий педагог никак не может усвоить. То есть историю педагогики нужно знать, но при тех, стандартах, по которым сегодня работают педагоги, довольно тяжело выделить часы для данного компонента.
Сегодня существует определенный опыт работы в этом направлении. Можно без нарушения стандарта пытаться исправить ситуацию. Педагогические дисциплины ведут специалисты с разным базовым образованием: педагоги, историки, лингвисты и другие. Каждому важно использовать знания базового уровня, которые он имеет. Кроме того, в настоящее время с помощью РАО, Института стратегии развития образования подготовлены учебные пособия и хрестоматии, онтологии педагогического знания, которые можно использовать в работе. Также переведены работы зарубежных ученых, специалистов в этой области.
Мария Александровна привела в пример работы основоположника теоретической педагогики Яна Амоса Коменского – у него есть много произведений (все переведены на русский язык), которые можно использовать в разном ключе и по разным предметам. Так, «Великая дидактика» применима в начальном курсе дидактики или теории обучения. «Законы хорошо организованной школы» – это произведение хорошо вписывается в любые управленческие дисциплины, как правило, магистерской программы. Работа дает четкое представление, как была устроена школа в 17 веке, какие существовали правила для учеников и учителей. Подобные произведения уместны в сравнительной педагогике, теории воспитания.
Можно использовать произведения Эразма Роттердамского, немецких реформаторов. Если взять отечественную историю педагогики, полезным окажется «Юности честное зерцало», произведение, подготовленное по указанию Петра Первого.
Богат произведениями воспитательного толка весь 19 век. Такие произведения можно умело использовать в различных педагогических курсах. Данный материал может пригодиться для студентов, которым поручено подготовить проекты, провести исследования по произведениям классиков-педагогов. Можно записывать лекции, эссе. Для студентов, которые обучаются на факультете иностранных языков, полезно делать переводы этих произведений.
Эксперт подчеркнула, что несмотря на сокращения часов на историю педагогики, нужно стремиться компенсировать историческое знание в этой области. Например, классно-урочная система, которую часто критикуют, существует уже более 500 лет практически во всем мире – это говорит о ее эффективности. Для массовой школы она остается удобным вариантом. И если владеть этой исторической информацией, чрезмерная критика данной системы представится неоправданной.
Для формирования будущего педагога важно знать историю педагогики, уметь связывать события прошлого с нынешним временем.
В предыдущей лекции специалисты РАО рассказывали о юбилее Константина Ушинского, который будут отмечать в 2023 году. Ранее об этом сообщало сетевое издание «Учительская газета».
Комментарии