Закончилась, пожалуй, самая трудная часть Нового года – те самые десять дней, которые потрясли всю страну. После такого продолжительного отдыха особенно приятны наступившие школьные будни.
Иду в школу не спеша. Работаю во вторую смену, так что могу себе позволить не лететь, не мчаться, не нестись, боясь опоздать.
Сзади раздаются детские голоса, меня догоняют мои второклашки. Бегут, ранцы по спинам бряцают, ботинки по лужам шлепают, брызги во все стороны летят. Догоняют. Идем в школу вместе. Соскучились друг по другу, накопили новостей…
Они еще такие малыши – мои второклассники. Проходим на уроке русского языка безударные гласные, подбираем родственные слова к слову «глядел» (взгляд, глянул, приглядывался). Богдан подбирает свое слово «слепой». Вот такой ряд выстраивается в его лингвистическом сознании. На уроке чтения, предвосхищая произведение, которое будем читать, обсуждаем его название «Заплатка». Дети верно определяют значение этого слова, как ткань для ремонта порванной одежды. Тянет руку и Богдан, вижу, что у него свое мнение: «Заплатка» – это то, что маме платят на работе».
Что ж, Богданчик, возможно, ты прав, не всякое денежное вознаграждение за труд можно назвать зарплатой. Точнее, чем «заплатка», и придумать нельзя – это то, чем можно залатать дыру в семейном бюджете, но не поддерживать жизнь на должном уровне.
Заканчивается день уроком труда, когда руки заняты, а голова вроде бы свободна. Создаются предпосылки для свободного общения детей. Я люблю такие минуты: стараюсь «сделаться незаметной», чтобы дети обращались друг к другу, а не ко мне. Сегодня они продолжили обсуждение темы «Есть ли Дед Мороз на свете» (все-таки каждый из них получил под елкой подарки).
Элла рассказывает: «Я положила письмо для Деда на подоконник, а оно стало мокрым: значит, он его брал, читал». Но встречаются и скептики, которые утверждают, что подарки – это проделки взрослых. Спор разгорается. Практически все высказались, но согласия не достигнуто. Дети «вспоминают» обо мне: Наталья Владимировна, так есть ли Дед Мороз?» «Знаете, – отвечаю, – тем, кто верит в существование этого доброго волшебника, он сам приносит подарки. А кто не верит в Деда Мороза, тому новогодние сувениры вынуждены дарить родители».
Может, я не права? Может, надо сказать чистую правду? Но знаю ли я ее? Ведь и мы, взрослые, сами нет-нет да и задумаемся, «занадеемся», а вдруг?
Заканчивается еще один школьный день. Можно ли назвать его «будни», если прошло столько событий, совершилось столько открытий?
Наталья ШАЛАМОВА, с. Маслова Пристань, Белгородская область
Комментарии