В Год педагога и наставника на всех уровнях регулярно говорится о том, как улучшить жизнь учителей и повысить престиж профессии. Например, для педагогов предложили ввести единую систему оплаты труда и новые льготы.
Новая система оплаты труда учителей
В Совете Федерации предложили обратиться к главе государства по вопросу внедрения единой системы оплаты труда педагогов. Планируется изменить алгоритм начисления зарплаты для учителей школ, создав единые для всех регионов страны подходы.
На эксперимент по новому расчету зарплаты ранее решились в Белгородской, Сахалинской, Ярославской и Нижегородской областях, а также в Мордовии. Согласно его условиям, оплата труда состоит из ставки, основанной на квалификационном уровне (размер определило правительство), компенсационных и стимулирующих выплат (размеры и условия установлены кабмином). Кроме того, регионы могут использовать компенсационные и стимулирующие выплаты с учетом профессионального и квалификационного уровня педагогов.
Утвердить новую систему оплаты труда учителей планируют уже в текущем году. Это стало известно от министра просвещения Сергея Кравцова на заседании Совета при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей.
Нововведение апробируется уже в шести регионах страны. По новому расчету оплаты труда педагогов отмечены конкретные результаты. Система выплат будет прозрачной и понятной для учителей, с гарантированной и достойной базовой частью. Ожидается, что это предотвратит утечку молодых кадров из образовательных организаций, причиной которой выступает низкая зарплата.
К сожалению, реакция учителей на информацию о введении единой системы оплаты их труда оставляет желать лучшего. Многие теряют надежду на возможность осуществления планов. «Шел 11 год выполнения майских указов…», «и ежегодного возвращения к этой теме…», так они комментируют предложение в социальной сети. Напомнили о необходимости решения вопроса с оплатой труда и воспитатели, и педагоги допобразования.
Пользователи также отмечают, что они давно уже получают подробные расчетные листки, так что проблем в прозрачностью оплаты труда нет. «Положение о системе оплаты труда со всеми процентами в свободном доступе, что еще надо. Неужели нельзя просто установить привязать оклад к МРОТ, хотя бы на уровне 1,5», – размышляет один из комментаторов.
Кроме того, не впервые учителя напоминают о положительном традиционном опыте тарифной сетки. «Вообще ничего не надо придумывать и экспериментировать! Была нормальная система ЕТС, единая тарифная сетка. Уборщица получала по 1 разряду, а учитель, сразу после ВУЗа получал зарплату по 8 разряду, дальше, в зависимости от стажа и категории мог вырасти до 13 разряда. Первый разряд должен быть приравнён к МРОТ, плюс 25% к фонду оплаты труда на премирование хороших работников и обслуживающего персонала и педагогов. Это была самая справедливая, объективная и понятная система».
Законодательное закрепление статуса учителя
Педагоги многократно обсуждали необходимость законодательных мер защиты. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила о значимости обеспечения учителей не только материальными гарантиями, но и пониманием, что государство и общество относятся к представителям этой профессии с абсолютным уважением. Для этого необходимо законодательно закрепить статус педагога. Кроме того, она предложила задуматься, как изменить образ учителя в СМИ и на киноэкране.
В России, по словам Валентины Матвиенко, необходимо выстроить единую, целостную государственную политику, позволяющую педагогу получить авторитет, уважение и необходимую помощь от государства. Она также предложила ввести премию для тех педагогов, которые подготовили победителей и призеров международных и всероссийских школьных олимпиад.
Льготная ипотека и санаторное лечение для учителей
В ходе заседания также были внесены предложения, которые помогут облегчить жизнь педагогов и повысить престиж профессии. В частности, предлагалось ввести льготную ипотеку для учителей. Известен положительный опыт предоставления жилья участникам программы «Земский учитель». Возможность льготной ипотеки, принятая на государственном уровне, привлечет в сферу образования молодых педагогов.
Кроме того, говорилось о создании госпрограммы льготного санаторно-курортного лечения для учителей. Ее можно совмещать с курсами повышения квалификации. Такая практика уже стала успешной в некоторых регионах. Также важно обеспечить педагогов гарантиями досрочного выхода на пенсию. Важно помнить и о репетиторах, они тоже относятся к системе образования.
Педагоги эту новость восприняли с позитивом. В комментариях в социальной сети они отметили назревшую необходимость введения льготной ипотеки. Хотя часть пользователей опасаются, что идеи могут остаться лишь на уровне разговоров.
Очень бы хотелось верить в то, что жизнь и зарплата учителя изменятся, очень обидно иметь оклад ниже техслужащей в школе
Слова, слова. Красивая картинка. Работаю в школе с 1995 года, заместителем директора по научно-методической работе с 2002 года. Недавно выяснилось в суде, что права на льготную пенсию не имею, несмотря на то, что работаю на полную ставку в учреждении, реализующем образовательные программы. Посчитали, что моя деятельность с образовательным процессом не связана. Видимо инновации в школе государству не нужны. Сейчас вводят квалификацию учителя-методиста. Интересно, как у этой категории будет с льготным стажем?