search
main
0

О запретах и свободе. Как защитить детей в киберпространстве?

Накануне Международного дня защиты детей Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» совместно с РИА «Новости» и рядом общественных организаций провел «круглый стол» на тему «Как обеспечить информационную безопасность подрастающего поколения в сети «Интернет»?». Сегодня каждый ребенок знает, что такое Интернет, аська, чаты и онлайновые игры. По данным исследований, свыше 60% детей и подростков ежедневно общаются в чат-конференциях. Некоторые из них, находясь в онлайновом режиме, готовы поделиться частной информацией о себе и своей семье в обмен на товары и услуги. А каждый пятый ежегодно становится мишенью для преступников. Электронные письма, форумы могут убедить, обмануть или даже принудить детей к совершению какого-то преступления как в рамках Интернета, так и вне Сети. Поскольку изначально Интернет развивался без какого-либо контроля, то теперь он представляет собой море информации, причем далеко не всегда безопасной. Как защитить детей от увлекательного виртуального пространства? Почему они предпочитают «социальные сети» живому общению? Что делать в этой ситуации семье и школе? На эти и другие вопросы попытались ответить участники «круглого стола».

Досье «УГ»У Интернета нет собственника, так как он является совокупностью сетей, которые имеют различную географическую принадлежность.Интернет нельзя выключить целиком, поскольку маршрутизаторы сетей не имеют единого внешнего управления.Интернет, прежде всего, средство открытого хранения и распространения информации. По маршруту транспортировки незашифрованная информация может быть перехвачена и прочитана.Интернет может связать каждый компьютер с любым другим, подключенным к Сети, так же, как и телефонная сеть. Если телефон имеет автоответчик, он способен распространять информацию, записанную в него, любому позвонившему. Сайты в Интернете распространяют информацию по такому же принципу: индивидуально, по инициативе читателя.Спам-серверы и «зомби-сети» распространяют информацию по инициативе отправителя и забивают почтовые ящики пользователей электронной почты спамом точно так же, как забивают реальные почтовые ящики распространители рекламных листовок и брошюр.

Главный редактор журнала «Книжное обозрение» Александр ГАВРИЛОВ, открывший дискуссию, отметил, что тема «круглого стола» является предметом горячей общественной дискуссии и активно обсуждается на всех уровнях российского государства и общества.

Председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Евгений КУЗЬМИН подчеркнул, что сегодня информационные потоки возросли, усложнились, стали глобальными и охватили весь мир. К сожалению, с ростом популярности Интернета проявились и негативные аспекты его применения. Так, некоторые люди настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя до 18 часов в сутки за компьютером, который превращается в своеобразный наркотик. Не говоря уже о том, что число детей в Сети растет не по дням, а по часам. И та информация, которая раньше была доступна только взрослым, теперь доступна и несовершеннолетним.

По мнению Кузьмина, для того чтобы защитить детей от пагубного влияния Интернета, не надо им его запрещать, дети всегда найдут способы преодолеть все запреты и барьеры взрослых: «Очень важно, чтобы информация к ребенку все же поступала, дети не должны расти в состоянии абсолютной информационной изоляции».

Исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай КОМЛЕВ подчеркнул, что мы живем в свободном обществе и сегодня дети могут получить доступ к любой информации: «Опасно ли это? Опасно все! И спички, и топор опасны. Главное, не нужно запрещать, не нужно бояться свободы, но нужно быть к ней готовыми и использовать во благо те возможности, которые она дает». По словам Комлева, детей необходимо чем-то увлекать, объяснять им возможности Интернета. Если все будет сводиться только к ограничениям и фильтрам, например, на порно-сайты, то на любой щит всегда найдется новый меч.

Директор Российской государственной детской библиотеки Галина КИСЛОВСКАЯ отметила, что пока проблема безопасности Интернета в детских библиотеках нигде не обсуждалась: «Наоборот, мы боролись за то, чтобы Интернет в библиотеках был. Конечно, безопасность в Сети – это такое многогранное явление, что к нему пора отнестись всерьез. Потому что с возрастанием популярности информационно-коммуникационных технологий проявились и негативные аспекты их применения. Так что деликатный и осторожный контроль необходим».

Вступая в дискуссию, секретарь Общероссийского Профсоюза образования Михаил АВДЕЕНКО добавил, что обществу всегда нужно помнить один непреложный факт – в образовательном процессе взаимодействуют три субъекта: учитель, ученик и родители. Конечно, любую детскую проблему легче всего перекинуть на школу и учителя. Но все же это ответственность общества в целом. «Вместе с тем, – сказал Михаил Авдеенко, – приходится признать, что нынешняя школа и учителя не всегда могут быстро справиться с теми новыми вызовами, которые появляются перед обществом. И это признаем не только мы, профсоюз, но и само учительское сообщество, и Министерство образования и науки, и президент страны. Многие наверняка слышали о национальной образовательной стратегии – инициативе «Наша новая школа». Так вот, в этой стратегии как раз и говорится о том, что новой школе нужен новый учитель. Хорошо, что данная проблема осознается на всех уровнях, значит, ее все-таки будут решать. Нельзя не заметить, что сегодня вовлечением, интеграцией молодого человека в общество все больше занимаются телевидение, Интернет, реклама и другие виртуальные средства коммуникации, но не школа. И винить ее в таком положении дел было бы неправильно. Мир слишком сложен, чтобы его можно было объяснить «с одного листа». Школа по крайней мере препятствует интеграции детей в антиобщественные структуры, занимая практически все свободное время подростков. Сейчас перед учительским сообществом как раз и стоит задача поменять педагогические технологии, поменять систему образования, чтобы она формировала у детей взрослое отношение к пониманию свободы, в том числе и информационной, которую нам дает Интернет. Нужно ответственно подходить к этой свободе. И ключ к пониманию и решению обсуждаемой нами проблемы кроется в головах самих пользователей».

Подводя итоги «круглого стола», участники согласились с тем, что любую проблему нельзя победить запретами. Детей нужно учить информационной грамотности, показывать им интересные проекты и возможности Интернета. Чем раньше ребенок научится искать информацию, а потом распознавать ее, верифицировать, тем быстрее он сможет обеспечить свою безопасность в Интернете. А оценку, что такое хорошо и что такое плохо, должны с детства давать родители и мы с вами как члены гражданского общества. В остальном, чем больше возможностей дает Интернет или другие нововведения, тем лучше. Главное – правильно ими распорядиться.

Москва

Несколько советов для родителей

1. Объясните ребенку, что не стоит давать истинную фамилию, телефон, адрес и другие личные данные незнакомым людям, потому что по ту сторону компьютера сидит человек, которого он не знает, не видит и не догадывается о его намерениях.

2. Компьютер, подключенный к Интернету, должен стоять в доступном для вас месте. Вы должны видеть, чем занимается ребенок в Сети. Это не должна быть слежка, скорее, направление на путь истинный.

3. Ребенка нужно отвлекать от компьютера и Интернета. Ведь, увлекаясь, можно зайти очень далеко и полностью погрузиться в виртуальный мир.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте