Прошлое надо уважать. «История моей семьи – это история всей страны», – написала ученица восьмого класса. Молодец, Маша, лучше не скажешь! Разве можно не уважать и не любить своих прадедушек, бабушек, родителей? Лично я ценю тех людей, которые не пытались изо всех сил отмежеваться от «плохого» прошлого и быстро перестроиться. «Перевертышами» легко манипулировать, человек без корней, что перекатиполе. Разве не так? Важную тему подняли в своем письме юная жительница из Удмуртии и другие наши авторы сегодняшних писем. Задумаемся о времени и о себе…
Старые фотографии
Совсем недавно умерла моя бабушка. Без нее мне очень плохо. Я ее так любила! От нее я узнала о своих предках, о своих корнях. Мы часто зимними вечерами лежали рядышком, и она рассказывала мне о своем детстве, о моих прадедушках и прабабушках. Теперь я достаю старые фотографии, разглядываю их и вспоминаю наши долгие разговоры с моей второй мамой – Чупиной Евгенией Ивановной.
Вот она сама… Совсем еще молодая. Здесь ей, наверное, лет двадцать. В эти годы она закончила ветеринарный техникум с одними пятерками. Всю жизнь проработала ветеринаром в совхозе «Зотовский» Глазовского района. Очень добросовестно относилась к своим обязанностям, и поэтому труд ее отмечен многими наградами. Детство ее было трудным. В войну в семье, кроме бабушки, оставались еще два брата. Отца взяли на фронт. Мать дни и ночи была на колхозной работе. Часто по разнарядке отправлялась на вырубку леса. И моя бабушка со старшими братьями оставалась дома. Было очень холодно, голодно (зимой приходилось ходить босиком, не было обуви). Не хватало хлеба. А за колоски, собранные с колхозного поля, могли посадить в тюрьму, отправить в лагеря.
В феврале 1942 года пропал без вести мой прадедушка – Третьяков Иван Семенович. Я его вижу на следующей уже пожелтевшей от времени фотографии. Молодой, красивый мужчина в военной форме, на груди медали. А вот это моя прабабушка Зинаида Николаевна. Волосы у нее черные, блестящие, на голове – чистый белый платок. А на этой фотографии она уже старенькая, на лице глубокие морщины, глаза какие-то тусклые, невеселые. Это о таких, как моя прабабушка, Исаковский писал:
Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла…
За погибшего мужа прабабушка не получала пенсию для детей. Пропавших без вести считали «врагами народа». Несмотря на трудности, прабабушка одна смогла вырастить троих детей. Все они стали прекрасными людьми. Мою бабушку Евгению Ивановну уважала вся деревня. Она в молодые годы побывала в разных городах по путевкам, которыми ее награждали за хорошую работу. Братья ее жили в Белоруссии.
А вот еще одна фотография. Здесь мой дедушка Чупин Михаил Яковлевич. Дети войны, так теперь называют таких, как мои дедушка и бабушка. Отец деда тоже пропал без вести.
Мы бережно храним фотографии и медали своих предков, которые я нашла в сундуке прабабушки. Я ни разу не видела этих людей, но уважаю их, горжусь ими. Эту любовь сумела внушить мне моя бабушка Чупина Евгения Ивановна.
История моей семьи – это история всей страны.
Мария МОРОЗОВА, ученица 8-го класса Золотаревской школы, Глазовский район, Удмуртия
Рыбалка на холсте
Знаменитый Музей песни двадцатого века города Вязники приготовил жителям незабываемый подарок. Здесь открылась выставка живописи и фото нашего земляка Слав Сергеевича Пирожкова. Я знал его как фотографа, видел ряд картин на выставках живописи, но не думал, что он может представить такую большую коллекцию, которая еле-еле вместилась в выставочном зале. Каждая картина – это целая эпоха из жизни нашего древнего и современного края. Трудно поверить, что все это сделал один человек.
Как завороженный, смотрел я на фабричные комплексы знаменитых Сеньковых и Демидовых, которые теперь превратились в руины. А когда я увидел величественное здание нашего клуба «Профинтерн», у меня вырвался возглас недоумения. В каком виде находится сейчас наш великий клуб?!
Плыли над городом, расположенным в излучине нашей родной Клязьмы, купола Благовещенского собора и других церквей города и поселка Мстера. Очарованный, я не мог оторвать глаз от изящного Казанского собора. Долго я любовался Ярополчем, так назывался наш древний город.
А сердце спешило дальше: на речку Лух, озеро Кщара, на рыбалку, в ночное, когда я учился скакать на коне.
А вот и наш сегодняшний день. Портрет земляка героя-космонавта В.Н.Кубасова.
Спасибо вам, Слав Сергеевич, и работникам музея за те минуты восторженной радости, которые вы дарите людям. Но самое большое значение этой выставки в том, что среди этих экспонатов учителя проводят уроки мужества, краеведения, патриотизма. Детям прививается любовь к большой и малой Родине.
Геннадий БОГАТКИН, учитель русского языка и литературы, Вязники, Владимирская область
А в среднем – все прекрасно!
То, что я сегодня хочу сказать, это не сиюминутное желание поговорить о чем-то, пусть даже важном, это боль, которая накапливалась месяцами, годами в моем сердце, которая не дает мне спокойно жить и дышать, боль за нас за всех: за детей своих, родных и за тех, кто за 35 лет учительства стал родным мне.
Начну с прозы жизни. Ставка учителя высшей категории – 2010 рублей, а начинающего учителя – 1500 рублей. При прожиточном минимуме по стране – 2341 руб. А так как в стране катастрофическая демографическая ситуация (в 1997 году в нашей школе было 12 выпускных классов, в этом году набрали еле-еле два первых класса, а в 2009 году в нашу школу, рассчитанную на 1500 учащихся, придут двое первоклассников, именно столько малышей родилось в нашем микрорайоне в 2002 году), то многие учителя «сидят на ставке». Если ставка 1500-2000 руб., то, чтобы заработать 4500-6000 руб., надо иметь нагрузку в 2-3-4 ставки. Ни роно не утвердит такую нагрузку, ни сил, ни времени не хватит, чтоб ее выработать. Но всякие фонды и институты приводят нам такие цифры по средней заработной плате, что мне иногда становится стыдно за них.
«Если ваш сосед съел курицу, а вы вообще сегодня ничего не ели, то вдвоем вы съели в среднем по полкурицы», – сказал как-то Марк Твен. Так вот откуда эти цифры! Если сложить мои 2000 руб. с 86112 руб. министра образования, то… О! А если мои 2000 руб. – с 402 миллиардами руб. Абрамовича… Братцы, что же вы мне сразу не сказали, что я тоже в среднем миллиардер? То-то я думаю, что это люди как-то странно смотрят на меня на улице. Думал, из-за латок на моих штанах, а оно, оказывается, из-за моих миллиардов.
При прежней власти министр получал в пять раз больше учителя, при нынешней – в 41 раз (!). Это он стал работать лучше в 41 раз или я хуже настолько? У нас была лучшая в мире школа, при всех плюсах и минусах мы были супердержавой. С ностальгией в прошлое не смотрят лишь те, кто «поймал рыбку в мутной воде» или продолжает «рыбачить», не все еще разворовали, не весь «общак» поделили.
Нищий учитель, врач, военный, детское пособие составляет всего 3 процента от прожиточного минимума ребенка. И на все один ответ – нет денег. Господи, да откуда же им взяться, если состояние 35 самых богатых людей страны равно ее годовому бюджету (110 миллиардов долларов), если за все годы реформ бюджет получил от приватизации 9,7 миллиарда долларов, а один только Абрамович – 13,4 миллиарда долларов за этот же срок.
Что произошло со страной? Как это вообще могло произойти? И кто виноват?
«Давайте признаемся, уважаемые читатели, в том, что виноваты во всем, что произошло со страной, не только гайдары, чубайсы и бурбулисы, но и мы все вместе и каждый в отдельности. Почему никто из нас не возвысил голос против навязанного курса еще в 1992 году? Почему глас народа безмолвствует и сегодня, когда, как говорится, уже хуже быть не может? Почему мы позволили, почему промолчали…» (Е.С. Савченко. Белогорье – сердце мое. Москва. 1999 г.). И хотя это написано пять лет назад, но стало только еще актуальнее сегодня.
Сергей АБАКУМОВ, учитель, концертмейстер высшей категории, п. Дубовое, Белгородская область
Горжусь своей Родиной
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Лучше Пушкина о патриотизме не скажешь. Сегодня мы своего прошлого стыдимся. А почему?
Почему я не должна гордиться тем, что принадлежу к великой русской нации, давшей миру Пушкина, Суворова, Некрасова, Ушакова, Толстого, Жукова… Можно долго перечислять, чем мы вправе и должны гордиться. У нас такая история – дух захватывает!
Почему я помню эти имена? Наверное, в первую очередь потому, что отлично училась, а еще потому, что они связаны с интересными моментами моей школьной биографии: спектакли к юбилеям писателей и поэтов, всевозможные утренники, соревнования, походы, экскурсии… Школа – самое счастливое время жизни, самое наполненное.
Теперь я стараюсь сделать интересной и полезной жизнь своих воспитанников. Пушкинский бал, спектакли к памятным датам, фестивали солдатских песен, уроки мужества – вот далеко не полный перечень того, что могут вспомнить мои ученики. Во всяком случае, я очень на это надеюсь.
Думаю, что во все времена нужно быть благодарным людям, сумевшим зажечь в ребенке стремление к самосовершенствованию, развитию своего интеллекта, духовных сил для служения людям, Отечеству. Да, бывали времена похуже… Ну и что? Ведь русский народ их преодолел. Нужно быть твердым в своих убеждениях, честным перед самим собой, обладать большим запасом знаний. И тогда ныть и плакаться просто не придет в голову. Так как большой нравственный потенциал позволит самоутвердиться в жизни, делать какое-то полезное дело не только ради денег. И слова «раньше думай о Родине, а потом о себе» не вызовут насмешки, а станут девизом жизни.
Людмила ПЕТРОВА, учитель математики Покровочичеринской средней школы, организатор патриотического воспитания, Петровский район, Тамбовская область
Комментарии