search
main
0

О возвышенном…

…сказано столько много, что пришло время поговорить и о низменном. Например, о страхе и лени Человек боится. Его могут припугнуть чем угодно. Педагога пугают мрачными перспективами нахождения “на плохом счету” у администрации, трудностями при повышении разряда. Ему могут недодать пяток-другой часов, когда это нужно, или, наоборот, “насовать” выше крыши, поставив условия (чем не шантаж?): “Не хотите – возьмем другого!”. Учитель знает, что, если испортить отношения с сильными мира сего, мира школы, работа превратится в повинность, а расписание запестрит “окнами”. Страх заставляет молчать на педсоветах, где голосуют порой за заведомую чепуху, на собраниях (не рассердить бы каких-нибудь родителей, способных помочь школе, или повлиять на ее работу), на уроках – легко оскорбить ранимые детские души, способные впоследствии устроить вам “райскую жизнь”. Все перечисленные страхи завязаны на одну общую мысль: как бы не оступиться на выбранном жизненном пути, на единственной дороге.
Вспомните, что порождает ревность. Страх того, что кто-то будет пользоваться вашим объектом обожания, страх потерять этот объект и никогда больше не найти ничего лучшего. Наверное, поэтому не ревнивы те, кто твердо уверен: что бы ни случилось, это не смертельно, если сохранился здоровый потенциал энергии и стремление искать и не сдаваться.
Тут мы подошли к столкновению двух отрицательных эмоций: учитель боится навредить себе в своей среде обитания, а администрация эксплуатирует этот страх, хотя внутри сама боится, как бы не упустить из рук кадры, чтобы и порядок в школе был, и не убегал никто. Ко всему этому подключается ревность к другим школам, способным переманить сладкими речами и призрачными перспективами лучшие кадры. Какая может быть свобода, если речь заходит о страхе? В одной соседней школе-новостройке директор решил с самого начала взять все в железный кулак, начав, естественно, с голов – с педагогического коллектива. “Где план самообразования? Почему не вовремя сдали тематическое планирование? Как вы могли опоздать на развод дежурного класса, это же святая святых! Почему не дежурили на школьной дискотеке? Ну и что, что у вас нет своего класса и ехать далеко! Будет приказ, не обижайтесь!” И народ… побежал! Тактический промах руководства был в том, что не было принято во внимание большое количество и разнообразие других школ поблизости. И люди, пожав плечами, перешли туда, где лучше: “Неужели директор уверен, что мы будем цепляться за место работы?” Так вот оно что! Страх исчезает, если человеку нечего терять или, по крайней мере, терять не так много, если работу он найдет в другом месте. А директорские страхи исчезнут, когда учитель начнет судорожно хвататься за свое рабочее место – лишь бы не потерять!
Но вот все успокоилось, ничего не грозит, кругом идиллия, благодать. И место страха занимает лень. Почему-то принято говорить обо всех педагогах, как о самых инициативных и творческих людях общества. Эх, кабы так! Словно есть школы, где педагоги прямо рвутся вперед, словно скаковые лошади, не удержать. Но обычно-то всегда есть люди, которые просто не хотят никуда бежать, заниматься каким-то самосовершенствованием, повышать свой и без того высокий уровень подкованности. И заметьте, нормальный человек их прекрасно понимает! Вспомните, в фильме “Служебный роман” есть момент, когда педантичная руководительница (А.Фрейндлих) превращается в обаятельную живую женщину и говорит: “…Проспала! Первый раз в жизни!.. Как не хочется идти на работу!..” Она проявила нормальные человеческие эмоции, поэтому стала так близка зрителю. Но ведь учителя тоже люди, они тоже подвержены человеческим эмоциям и страстям. Просто почему-то странная мораль заставляет их держаться иначе, особенно не как все, а как… педагог. (Хотя все сплошь и рядом утверждают, будто учитель стремится сблизиться с народом, не у всех это получается, поэтому его и узнают в обществе).
Лень – не самое плохое, что может быть в педагоге. Как утверждает словарь, это “отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью”. Но, как всем известно, лень заставляет человека быть изобретательным. Иной раз наблюдаешь такую картину: трудолюбивый инициативный педагог вкалывает, готовится к открытому уроку, а ленивый ничего не делает до последнего. Зато когда гром грянет вот-вот, нерадивый учитель может выкинуть совершенно нестандартный ход, сотворить что-либо из ряда вон выходящее. И на этом выехать! С ленивым нужно уметь работать.
В одном из монологов Задорнова есть фраза: “Вот кричат: “Землю – народу!” А вы у народа спросите, хочет он на ней работать?!!”
Меня всегда волновал вопрос: вот если вокруг столько прекрасных методик, отличных учебных книг, действует столько всевозможных курсов повышения квалификации, то что же мешает всем нам пользоваться всем этим? Однажды на педсовет пригласили руководителя курсов психологии, который прекрасно и очень убедительно и интересно поведал, как можно использовать их разработки в повседневной учительской практике. Все дивились, цокали языками: “Да-а! Вот это действительно здорово!” Но почему же никто (и я тоже!) не стал посещать эти отличные курсы? Вот в чем вопрос. Слишком просто отнекиваться, ссылаясь на большую нагрузку, семейные проблемы, здоровье. Давайте же смело признаемся в существовании того низменного в нас самих, без чего мы не можем жить и чего я не скрываю.

Доктор ФРАУС

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте