Это нужно – не мертвым!
Это надо – живым!
Роберт Рождественский
Нельзя позволить утратить память о Великой Отечественной войне. Никогда! Как удивительно емко сказал об этом поэт Роберт Рождественский! Мы, учителя, чувствуем на себе ответственность за воспитание наших учеников, которых 80 лет отделяют от событий Великой Отечественной войны. Но та война забвению не подлежит!
В январе в онлайн-формате стартовал фестиваль художественного слова «Читать. Знать. Помнить» обучающихся образовательных организаций Москвы в рамках городского образовательного проекта «Мой район в годы войны», куратором которого является Департамент образования и науки города Москвы при участии депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ирины Викторовны Белых, которая так разъяснила воспитательную цель данного проекта:
– Патриот – человек, который предан своей стране. Но начать надо со своей семьи, со своего дома, со своего района, со своего города. Когда понятно, что ты изучаешь и знаешь, тогда тебе понятно, во имя чего это. Не надо ничего насаждать и придумывать – ребенку должно быть интересно.
В положении о проведении конкурса художественного слова отмечается, что «Фестиваль является особой формой социальной реализации обучающихся через выбор, чтение, изучение и сценическое воплощение художественных произведений, что является необходимым условием становления высоконравственной личности, человека с твердой социальной позицией, истинного гражданина России». Столь высокая задача определила ответственность, которая легла на плечи педагогов, ставших организаторами школьного этапа конкурса.
Хочется поделиться впечатлениями от подготовки и проведения школьного этапа фестиваля в школе №1234. Будем справедливы, это была сложная, но очень увлекательная работа. В период вынужденных ограничений проведение конкурса потребовало от организаторов специфического подхода и высокого профессионализма. Зачастую приходилось дистанционно общаться с обучающимися. Учителя-словесники в тесном взаимодействии с родителями помогали обучающимся в выборе материала, однако стоит отдать должное юным любителям художественного слова: многие сами искали и находили произведения, которые не оставили их равнодушными, укрепили их гражданскую позицию. Прожив, прочувствовав эмоции участников тех уже далеких событий, любивших и переживших ужас, страдавших от горя и героически боровшихся с фашизмом ради жизни на земле, юноши и девушки прониклись сопереживанием и сочувствием. Младшие оказались более отзывчивыми к поэтическому слову, старшие открывали для себя подлинные чувства участников Великой Отечественной в реальных письмах. Учителя и родители помогали отрабатывать выразительное чтение, сценическое воплощение и снимать видеоролики. Но главные герои конкурса под названием «Читать. Знать. Помнить» – дети!
Снятые видеоролики следовало разместить на видеохостинге YouTube, полученные ссылки вместе со всеми необходимыми данными об обучающихся и наставниках необходимо было свести в единую таблицу для оформления сертификатов. В образовательном комплексе №1234 было отснято 27 видеороликов участников фестиваля, после чего требовалось выбрать 3 победителей в разных возрастных категориях в номинациях «Поэзия» и «Проза». Видеоролики победителей приняли участие во втором – межрайонном – этапе конкурса в соответствии с регламентом.
В межрайоне №1, объединяющем образовательные организации Центрального административного округа Москвы, организатором жюри II межрайонного этапа фестиваля являлась школа №1234. Особенностью онлайн-фестиваля являлось оценивание видеозаписей с целью выявления победителей среди школ и колледжей межрайона. Немалых усилий стоила дистанционная организация жюри, в состав которого входили учителя из 14 образовательных организаций. Была использована система работы предметной комиссии ЕГЭ, предусматривающая проверку работы двумя независимыми экспертами, в нашем случае членами жюри, которые получили определенный список участников и гугл-таблицу с оценочным листом. При несовпадении результатов оценки и отбора победителей жюри школы-организатора выступало в качестве третьего эксперта. К чести наших уважаемых членов жюри, следует отметить, что расхождения были минимальными.
Жюри МСД №1 оценило 106 работ заявившихся на фестиваль участников, победителей школьного тура из 16 государственных образовательных организаций. 23 февраля были подведены итоги. Победителями в категориях «Поэзия» и «Проза» по категориям:
– младшая (5‑6‑е классы),
– средняя (7‑8‑е классы),
– старшая (9‑11‑е классы),
– ансамбли (семейное чтение) – стали участники из школы №1520 имени Капцовых, Романовской школы, школы №2123 имени М.Эрнандеса, школы №171, школы №1234, школы №1574, школы №2030.
Итоги подведены, рутинная работа закончена, а в сознании продолжают жить проникновенные выступления детей, горящие глаза и задумчивые взгляды, скорбные голоса и трогающие до слез слова. Я была организатором многих конкурсов, но такого воодушевления и неподдельной заинтересованности детей, искренности, с которой выступали участники, ранее не видела.
Признаюсь, выступления оставили огромное впечатление и вызвали чувство гордости за наше молодое поколение, такое современное, но не оторвавшееся от истоков героического прошлого Родины.
Хотя события Великой Отечественной войны минули давно, героизм людей и трагедия тех лет будоражат, пробуждая у юношества задушевные чувства и патриотический порыв, благодарность своим дедам за подаренную им мирную жизнь. Как прекрасно, что есть такие конкурсы, связывающие поколения!
Проведенный фестиваль придает уверенности в том, что усилия руководства Москвы, директоров школ, учителей, семьи приносят свои плоды – способствуют воспитанию достойного поколения.
Наши дети читают! Знают! Помнят! Это надо – живым!
Светлана СМАГИНА, учитель русского языка и литературы школы №1234
Комментарии