search
main
0

О великом восточном соседе и грядущих человекоиспытаниях

В течение всего учебного года наша газета пристально следила за организацией эксперимента по единому государственному экзамену. Организация эта, прямо скажем, не всегда была на высоте – иногда казалось, что выпускников ждет не эксперимент, а его инсценировка: длительное время под вопросом были формы, содержание, технология ЕГЭ. Но благодаря волевым качествам министра образования Владимира Филиппова “скелет” нововведения – одна строчка в плане действий правительства – оброс-таки “плотью и кровью”. “Плоть” – экзаменационные тесты, инструкции, правила и рекомендации. “Кровь” – выпускники российских школ из пяти регионов (см. таблицу). Первоначально планировалось, что в число “экспериментальных площадок” войдет Мордовия, но в ходе подготовки к ЕГЭ республиканский министр Василий Кадакин решил, видимо, не мчаться, задрав штаны “за комсомолом”, то бишь за Якутией и Чувашией. Мордовия будет входить в эксперимент “плавно”… Опасения объяснимы – не случайно же в Марий Эл, где есть опыт сдачи единого республиканского экзамена (1995-1997 гг.), решили ограничиться одним предметом – привычной математикой.

Готовность регионов к эксперименту обсуждалась на министерском совете по ЕГЭ. Это была последняя “сверка часов” – на следующем заседании речь пойдет о первых итогах проведенной работы. Заседание совета по форме и повестке было сугубо “технологическим”, а по сути – во многом “идеологическим”.
Заседание совета открылось славицей в пользу Египта и особенно Китая. Почему-то именно великий восточный сосед для министра образования Владимира Филиппова – “земля обетованная” в плане пропаганды ЕГЭ, хотя трудно сегодня представить две более разные страны, чем Китай и Россия. У них – Конфуций, у нас – Христос. У них – иероглифы, у нас – буквы. У нас – стена кремлевская, у них – Великая китайская… История, национальный характер, ценности, обычаи, ритуалы, искусство, литература, ландшафт и даже внешний вид жителей – все рождено жизнью народов и все – свое. Логично предположить, что и формы образования у нас должны отличаться некоей самобытностью, ведь “егэфикация” далеко не так бесспорна, как, допустим, электрификация. Однако министра поддержал Ефим Коган, руководитель ГУО Самарской области. Он не стал философствовать:
– В этом эксперименте мы не проверяем сам принцип ЕГЭ – Китай показал, насколько это хорошо. Мы будем проверять технологию.
В ходе заседания неоднократно всплывал вопрос о так называемом общественном мнении. Население в подавляющем большинстве, несмотря на проводимую разъяснительную работу, далеко не в восторге от нововведения. Но на робкое предложение представителей РАО отследить уже в этом году, какие студенты будут лучше учиться – обычные или “экспериментальные”, было отвечено следующим образом:
– Наша задача ввести в масштабах страны, организовать, а уж потом будем изучать, что выйдет.
Очень кратким и определенным было выступление директора Центра тестирования Владимира Хлебникова. Известно, что характер работы сказывается на личности человека. О нравственно-чувственной обедненности тестовых технологий сейчас много пишут и говорят психологи в России и на Западе. Видимо, первой жертвой этой “лучевой болезни” образования стал сам директор Центра тестирования. Человек очень одаренный, энергичный, деловой, он все больше погружается в образовательную “бухгалтерию”, и все реже из его уст услышишь слова “ребенок”, “ученик”. Вместо них на заседании совета звучит: “человекотесты”, “человекоиспытания”… Да и не учителя у нас теперь, а “эксперты с рейтингом доверия”. Пугающий, честно говоря, новояз! Зато, как сказал Владимир Хлебников, “тесты упакованы и разосланы по субъектам Федерации”, – с организацией в ЦТ все в порядке. А если бы из экзаменационных заданий выбросить открытые, то есть требующие минимального письменного размышления, то ЕГЭ вообще бы пошел как по маслу! “Да”, “нет” – вот и все богатство “человекоиспытания”. На заседании совета не было Михаила Залиханова, зампреда Комитета Госдумы по образованию и науке от фракции ОВР. Интересно, что бы ответили “эксперты с рейтингом доверия” на такое его заявление:
– Устный экзамен нужен! Когда-то для меня самого, сельского выпускника, приехавшего из дальнего аула поступать в университет, устный экзамен стал решающим. Теперь я, заведующий кафедрой геофизики Кабардино-Балкарского университета, с благодарностью вспоминаю преподавателя, который на устном экзамене оценил мои способности.
Неужели для России было бы лучше, если бы Залиханов, провалив в свое время ЕГЭ, не занимался бы сейчас образованием, а торговал окорочками на рынке?! Но все это, как говорится, лирика…
На совете размышляли и о ближайшем будущем ЕГЭ. Уже в сентябре в министерстве должны точно знать, какие регионы будут участвовать в эксперименте в 2001/2002 учебном году, иначе возникнут проблемы с приобретением необходимой техники. Конкурс по техническому обеспечению ЕГЭ будет-таки проведен. Нужно будет подготовить новые, более совершенные КИМы… Так что Москва, переняв ЕГЭ, обеспечила себя работой на много лет вперед. И не надо ломать голову, куда потратить деньги из Федеральной программы развития образования – только одной Самарской для проведения экзамена нужно 15 миллионов. Высказывались предложения: провести в грядущем учебном году тотальный ЕГЭ по математике. Или, что уж совсем фантастично, проводить не обычное, а компьютерное тестирование. Но даже в США таким образом тестируют лишь 15% учащихся, а остальные используют “допотопные” бланки.
Пожалуй, самыми реалистичными и, если так можно сказать, “человеческими”, были выступления представителей регионов, где будет проходить ЕГЭ, – управленцев из Якутии, Марий Эл, Чувашии. На местах, ближе к школам жизнь взяла свое, а “человекотесты” еще не с такой определенностью укоренились среди образовательной общественности. Компьютерная поступь прогресса скорее всего не собьет с вальсового шага нынешних выпускников – прощальный школьный вечер, когда будут вручать аттестаты и свидетельства, разочарует немногих. На первый раз шкалу оценок соответствующим образом “скорректируют”. Ну а будущее? Многие ли из нас, озирая состояние сегодняшнего образования, скажут, что оно светло и прекрасно?!
Лидия СЫЧЕВА

Планируемое количество участников единого государственного экзамена в 2001 году

Когда верстался номер

4 июня выпускники в Якутии и Чувашии сдавали ЕГЭ по русскому языку. О том, какого вкуса был “первый блин”, читайте в следующих номерах “УГ”. Тонкости экзаменационной технологии, нежданные трудности и нечаянные радости ЕГЭ – в материалах наших корреспондентов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте