search
main
0

О том, что будет завтра, нужно думать сегодня. Проблемы названы. Дело за малым

VI Петербургский образовательный форум, кроме того что собрал более 4 тысяч участников, стал знаковым еще и в том плане, что в его рамках прошло Всероссийское совещание руководителей региональных систем образования. Присутствовали представители из всех уголков страны. Основной доклад сделал министр образования и науки России Дмитрий Ливанов, в котором обозначил приоритетные направления деятельности региональных систем образования в 2015 году.В частности, он заметил, что по-прежнему повышенное внимание будет уделено процессу воспитания молодежи, особенно в преддверии такого значимого праздника, как 70-летие Великой Победы.

Дмитрий Ливанов пригласил подключиться к работе по подготовке к юбилею все регионы России и пообещал, что самые интересные инициативы будут обязательно поддержаны. Понятно, что  в своем выступлении министр не мог обойти тему ЕГЭ и ГИА. Он пояснил, что в этом году при проведении ЕГЭ предстоят три принципиальных изменения: по русскому языку не будет части А с выбором ответов, по математике экзамен впервые разделен на базовый и профильный уровни, по иностранному языку появляется устная часть. К изменениям в ГИА после 9-го класса Дмитрий Ливанов посоветовал готовиться уже сейчас. Планируется, что в 2016 году будет  введена федеральная шкала оценивания образовательных достижений школьников и увеличится количество обязательных экзаменов, которые ребята должны будут сдавать  по окончании  9-го класса. В частности, в 2016 году их должно быть 4, в 2018-м – 5, в 2020-м – 6. Целью изменений министр назвал повышение мотивации учеников к полному освоению  школьной программы. Также с 2016 года предполагается начать апробацию системы федеральных контрольных работ, которые давали бы единую и непредвзятую картину качества образования на промежуточных этапах обучения, а не только в 9-х и 11-х классах. Это позволит детям привыкнуть к ситуации экзамена и избегать лишних стрессов на ГИА и ЕГЭ. А педагогам это поможет  скорректировать процесс обучения.Без сомнения, эти нововведения приведут к тому, что число детей, оставшихся без аттестата по окончании школы,  увеличится. Но это,  по мнению министра, не катастрофично, тем более что есть система профессионального образования и профессионального обучения. Зато неаттестованные смогут получить рабочую профессию и заодно пройти программу средней школы в колледже или в «вечерке».Высшая школа постепенно избавится от тех вузов, которые дают некачественную подготовку. Как заметил глава Минобрнауки, в 2012 году вузов в стране оказалось в пять раз больше,  чем было в СССР. Мониторинги качества, проведенные министерством, показывают, что далеко не все из них дают  качественное образование.  В  ряде случаев это просто конторы по продаже дипломов. Поэтому речь идет о сокращении филиалов негосударственных вузов и самих вузов, где учебный процесс проходит лишь на бумажке. Что касается дошкольного образования, то проблемой здесь можно назвать нехватку мест  в ДОО. На сегодня показатель доступности по стране – 95 процентов. Однако предстоит создать еще более 300  тысяч мест. Дмитрий Ливанов призвал регионы более активно подключать к решению этой проблемы негосударственный сектор. Он также подчеркнул, что увеличение родительской платы за присмотр и уход не должна превышать уровня инфляции, хотя есть регионы, в которых подобные взносы выросли более чем на 10 процентов. Регионам нужно обратить внимание и на проблему доступности школьного образования. Благодаря демографическому росту в школы завтра придут те, кому сегодня не хватает места в детских садах. Если не задуматься об этом сейчас, завтра дети будут учиться в 2-3 смены, что недопустимо. Поэтому при строительстве зданий школ нужно предусматривать увеличение мощностей. В связи с этим, сказал Дмитрий Ливанов,  будут пересматриваться и строительные, и санитарные нормативы. По сути, нужно создать около 4,5 миллиона дополнительных мест в школах. Говоря о зарплате, глава Минобрнауки констатировал, что рост зарплат, хоть и не такой  интенсивный, как прежде, есть. Так, за прошлый год зарплаты педагогических работников выросли примерно на 11 процентов, а  педагогов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, – на 16 процентов. Более 90 процентов регионов в целом выполнили взятые на себя обязательства.По словам министра, все целевые показатели по зарплате педагогов на всех уровнях образования сохраняются, даже с учетом непростой экономической ситуации в стране. Например,  если говорить о высшем образовании, то здесь полностью сохранился объем госзадания, который был запланирован в федеральном бюджете. Это одна из немногих статей, которая не подверглась сокращению, что значит: все обязательства по повышению зарплаты преподавателей вузов будут выполнены.   Как подчеркнул Дмитрий Ливанов, министерство рекомендует  во всех регионах  при неизбежном  пересмотре расходной части бюджета сохранять часть,  связанную с госзаданием. Можно отложить новые стройки, снизить инвестиционную активность, но в том, что касается  зарплаты педагогов, социального самочувствия людей,  которые работают в сфере образования, на компромисс идти нельзя. Зарплаты должны расти в соответствии с теми планами, которые были определены в 2013 году.   В то же время не исключается пересмотр траектории  повышения зарплат некоторых категорий педагогических работников, в частности педагогов дополнительного образования и педагогов СПО. Дело в том, что для некоторых категорий педработников целевые показатели были намечены на 2018 год, и рост зарплат этих категорий работников осуществляется  в соответствии с региональными планами. С учетом того что у части регионов есть экономические трудности и доходы бюджета не соответствуют тем планам, которые задумывались, можно снизить темпы роста по данным  категориям педагогических работников. То есть рост будет, но медленный. Однако зарплаты всех категорий педагогических работников, как уверил Дмитрий Ливанов,  ни в коем случае не будут  снижаться. Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте