МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Письмо
от 27.05.2002 N 03-51-71ин/13-03
Органы управления образованием субъектов Российской Федерации
О тематике августовских педагогических совещаний работников образования в 2002 году
Министерство образования Российской Федерации предлагает на августовских педагогических совещаниях работников образования в 2002 году обсудить следующие документы и актуальные проблемы:
1. Федеральные документы:
– проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (будут направлены в органы управления образованием субъектов Российской Федерации в соответствии с планом-графиком в 3-й декаде июля 2002 г.);
– проект концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (письмо Минобразования России от 08.05.2002 N 03-51-60 ин/13-03 направлено в органы управления образованием субъектов Российской Федерации);
– порядок оказания платных образовательных услуг (постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2001 N 2846; приказ Минобразования России “Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования” от 15.03.2002 N 864).
2. Пути развития региональных систем образования:
– программы по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в субъектах Российской Федерации (материалы расширенной коллегии Минобразования России от 27-28 февраля 2002; рекомендации выездных совещаний руководителей органов управления образованием (профессиональным образованием), органов по делам молодежи и руководителей образовательных учреждений субъектов Российской Федерации в федеральных округах);
– программы развития сельской школы;
– состояние региональной системы дошкольного образования и необходимость ее модернизации;
– информатизация региональных систем образования;
– эксперимент по проведению единого государственного экзамена;
– результаты мониторинга эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования и определение пути его развития в новом учебном году;
– межведомственное взаимодействие в решении проблем профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; организация работы по выявлению и учету несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, в целях обеспечения получения ими обязательного основного общего образования.
– проведение всероссийской диспансеризации детей в 2002 году.
3. Опыт работы муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, дошкольных образовательных учреждений по следующим направлениям:
– эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования в общеобразовательных учреждениях;
– создание попечительских советов общеобразовательных учреждений;
– воспитательная работа в образовательных учреждениях, создание в образовательных учреждениях структур самоуправления учащихся, детских и молодежных организаций;
– создание условий для сохранения здоровья обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях;
– использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
– развитие новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей;
– опыт организации повышения квалификации руководителей и специалистов ораганов управления образованием и образовательных учреждений;
– вопросы введения новых предметов в начальной школе;
– система оценивания знаний обучающихся в условиях безотметочного обучения в начальной школе;
– о повышении ответственности родителей за содержание, обучение и воспитание детей.Семейное и внесемейное воспитание детей. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Проблемы и пути решения;
– содержание, деятельность и формы организации службы практической психологии в различных видах общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Министерство образования Российской Федерации рекомендует в рамках августовских педагогических совещаний организовать “круглые столы”, консультативные пункты по нормативно-правовой базе функционирования системы общего образования:
– государственная (итоговая) аттестация выпускников общеобразовательных учреждений;
– нормативно-правовые документы по проведению экспериментальной работы;
– аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений;
– аттестация педагогических работников образовательных учреждений;
– права и обязанности участников образовательного процесса;
– правовые основы создания внебюджетных фондов развития образования;
– правовые основы функционирования попечительских советов общеобразовательных учреждений;
– основы законодательства о защите прав потребителей;
– правовые основы функционирования общеобразовательных учреждений;
– проблемы социальной защиты работников образования;
– обсуждение нового Трудового кодекса Российской Федерации.
Важнейшей задачей органов управления образованием при проведении августовских педагогических совещаний является организация встреч представителей органов исполнительной и законодательной власти соответствующего уровня с педагогическими работниками, взаимодействие с вышестоящими органами управления образованием, с учреждениями повышения квалификации педагогических работников, методическими службами, привлечение к освещению работы педагогических совещаний и конференций средств массовой информации.
Дополнительно Минобразование России направляет тематику обсуждения на предметных секциях и заседаниях методических объединений (приложение).
Первый заместитель министра
В.БОЛОТОВ
Приложение
к письму от 27.05.2002
N 03-51-71ин/13-03
Тематика августовских педагогических совещаний
Общие проблемы развития образования
Актуализация содержания внеурочной работы в общеобразовательных учреждениях различных видов.
Создание воспитательных систем в образовательных учреждениях.
Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в образовательных учреждениях.
Проблемы развития самоуправления в образовательных учреждениях. Социально-педагогические основы.
Повышение роли школьных библиотек в духовно-нравственном становлении личности обучающихся.
Проблемы интеграции общего и дополнительного образования детей.
Повышение воспитательного потенциала урока – важнейшее условие организации эффективного воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении.
Проблемы взаимодействия и преемственности общего и профессионального образования.
Создание условий для организации работы с детьми и подростками по месту их жительства, воспитательного пространства микрорайона, малых городов, сельской местности на основе взаимодействия с другими социальными институтами воспитания, общественными организациями, ведомствами.
О создании условий в образовательных учреждениях для деятельности детских общественных объединений и организаций.
Практика взаимодействия классного руководителя, классного воспитателя, психолога, педагога-организатора, социального педагога, педагога дополнительного образования по созданию необходимых условий для нравственного воспитания и личностно-ориентированного развития.
О взаимодействии образовательных учреждений с семьей в целях воспитания и развития личности ребенка.
Роль внутреннего контроля учреждения в совершенствовании управления образовательным учреждением.
Автономность образовательных учреждений и реализация контрольных функций за качеством образования руководством образовательных учреждений и органов управления образованием.
Проблемы модернизации начального профессионального образования.
Рекомендации для методических объединений
Дошкольное образование
Реализация системного подхода в формировании физического здоровья и развития ребенка.
Организация и содержание коррекционно-педагогической помощи воспитанникам ДОУ.
Новые формы помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста.
Начальное образование
Виды и формы занятий активно-двигательного характера, сохраняющие здоровье младших школьников.
Индивидуализация и дифференциация обучения как неотъемлемый фактор устранения перегрузки младших школьников.
Особенности адаптационного периода в первом классе начальной школы.
Гражданское воспитание младших школьников на основе содержания различных предметов.
Особенности обучения по комплектам учебников, реализующих целостные модели начального образования: “Гармония”, “Начальная школа XXI века”, “Школа 2000…”-“Школа 2100”, “Комплект учебников по системе Л.В.Занкова”, “Комплект учебников по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова”.
Структура и методика проведения 35-минутного урока.
Основное и среднее (полное)
общее образование
Оценка качества подготовки выпускников основной и средней (полной) школы.
Психолого-педагогический аспект личностно-ориентированного обучения.
Проблемы преемственности в обучении предметам гуманитарного цикла в начальной, основной и средней (полной) общей школе.
Проблемы адаптации обучающихся при переходе на ступень основного образования.
Русский язык
Проблемы содержания программ и учебников по русскому языку в контексте разработки нового содержания общего образования.
Соотношение федерального и национально-регионального компонентов в содержании языкового образования.
Культура речи в современной школе.
Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку.
Проблемы повышения грамотности школьников в современных условиях.
Опыт преподавания риторики и словесности в школе.
Проблемы преподавания русского языка в классах компенсирующего обучения.
Проблемы преподавания русского языка для детей беженцев и вынужденных переселенцев.
Задачи, содержание и формы работы по лингвистическому краеведению в школе.
Новые технологии в преподавании русского языка в национальной школе.
Взаимосвязанное изучение русского и родного языка в национальной школе.
Методика использования обучающих и контролирующих компьютерных программ на уроках русского языка.
Литература
Анализ результатов экспериментального письменного экзамена по литературе в 11-х классах общеобразовательных учреждений (изложение с творческим заданием).
Анализ результатов нового порядка проведения государственной (итоговой) аттестации (сочинения) в 11-х классах общеобразовательных учреждений (с использованием лототрона).
Программно-методическое обеспечение курса литературы. Разнообразие подходов в решении задач литературного образования. Методика организации работы с учебником по литературе.
Современные педагогические технологии на уроках литературы.
Диалог культур и литератур в курсе литературы в национальной школе.
Иностранный язык
Проблемы преподавания иностранных языков в профильной школе.
Развитие умений и навыков письменной речи на иностранном языке.
Проблемы организации самоконтроля в учебном процессе обучения иностранным языкам.
Использование компьютерных технологий на уроках иностранного языка.
История и обществоведение
Историческое образование и информационные технологии.
Проблемно-теоретический подход в изучении истории в старшей школе.
Интегрированный курс “Россия и мир” в старшей школе.
Современные методологические подходы к изучению отечественной и всеобщей истории.
Система правовых знаний в интегрированных курсах обществознания и профильных курсах по праву.
Опыт преподавания интегрированных обществоведческих курсов в старшей школе.
Практика гражданского образования в начальной и основной школе.
Личностно-ориентированное обучение на уроках истории и обществознания.
Этнокультурный компонент исторического образования как средство формирования историко-культурных знаний и опыта обучающихся в многонациональной России.
Педагогическая эффективность дискуссий и дебатов, методика их проведения на уроках истории, обществознания, граждановедения.
Экономика
Практическая направленность в изучении курса экономики: организация практикумов, деловых и компьютерных игр, конкурсов и олимпиад.
Обучение навыкам предпринимательства (на примере деятельности ученических предприятий).
География
Значение краеведческого подхода в обучении географии. Курс географии родного края в общем курсе “Географии России”.
Использование мультимедийных средств и компьютерных программ при обучении и контроле качества знаний по географии.
Современные формы организации систематического контроля за качеством географических знаний. Содержание и методический аппарат специальных контрольных тетрадей по географии.
Профильные курсы географии и их место в учебных планах школы.
Реализация комплексно-страноведческого подхода к преподаванию географии на примере единого курса “География России”.
Итоги экспериментального использования учебников “Общая география”, авт. Т.П.Герасимова и др., и “Коммерческая география”, авт. Е.Л.Плисецкий, в 2001-2002 уч. году.
Искусство
Актуальные вопросы преподавания музыки, изобразительного искусства, МХК в основной школе.
Методика работы по УМК “Музыка. 5-8 классы”, авторы Т.И.Науменко, А.А.Алеев.
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки, изобразительного искусства.
Основы безопасности жизнедеятельности
Взаимодействие образовательных учреждений с территориальными управлениями по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС), государственной инспекцией по безопасности дорожного движения (ГИБДД), военными комиссариатами. Российским оборонно-спортивно-техническим обществом (РОСТО) и др. организациями по созданию условий для преподавания курса ОБЖ.
Особенности формирования здорового образа жизни обучающихся на уроках ОБЖ.
Патриотическое воспитание, военно-профессиональная ориентация на уроках ОБЖ – составная часть подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений к военной службе.
Физическая культура
Повышение роли физической культуры в организации и проведении внеклассной спортивно-массовой и оздоровительной работы.
Особенности формирования у обучающихся здорового образа жизни.
О совершенствовании профилактики заболеваний средствами физической культуры.
Создание инновационных физкультурно-спортивных программ в целях патриотического, духовного и физического воспитания.
Математика
Современное состояние, проблемы и перспективы развития математического образования в общеобразовательных учреждениях России.
Использование учебно-методических комплектов для дифференциации обучения математике.
Применение ИКТ в преподавании математики.
ЕГЭ – современный подход к оценке качества математической подготовки.
Функции государственного стандарта в организации учебного процесса по математике.
Анализ результатов нового порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников средней школы по открытым текстам.
Из опыта преподавания вероятностно-статистического материала в рамках профильной школы.
Информатика
Формы проведения итоговой аттестации (экзамен по билетам, письменная контрольная работа, защита рефератов, выполнение тестовых заданий) выпускников основной и средней (полной) школы по информатике.
Модели обучения информационно-коммуникационным технологиям в начальной школе в рамках эксперимента.
Информатика в основной школе как обязательный предмет, формирующий компетенции учащихся в области ИКТ.
Модели обучения информатике в профильных классах и учебно-методических комплектов для их реализации.
Модели информатизации обучения: формы использования ИКТ в предметах.
Естественные дисциплины
Современное состояние, проблемы и перспективы развития естественно-научного образования в общеобразовательных учреждениях России.
Единство дидактических подходов в учебно-методических комплектах по химии, физике и биологии.
Взаимосвязь федерального, регионального и школьного компонентов содержания при изучении физики, химии и биологии.
Использование учебно-методических комплектов для дифференциации обучения биологии, физике, химии.
Применение информационных технологий в преподавании биологии, физики, химии.
Формирование здорового образа жизни средствами естественно-научных учебных предметов.
Технология
Преподавание по программам предмета “Технология” на основе проектной деятельности (метод проектов) – из опыта работы общеобразовательных учреждений.
Роль межшкольных учебных комбинатов в создании условий для преподавания технологии, организации профессиональной ориентации молодежи, оказании помощи общеобразовательным учреждениям в укреплении учебно-материальной базы.
Библиотеки общеобразовательных учреждений
Развитие информационной системы учебного книгоиздания.
Совершенствование инфраструктуры учебного книгообеспечения в условиях модернизации образования.
Проблемы комплектования общеобразовательных учреждений в условиях оптимизации Перечня учебных изданий, рекомендованных Минобразованием России.
Диагностика обеспечения образовательного процесса учебно-методической литературой.
Взаимодействие библиотек образовательных учреждений и библиотек других ведомств.
Социально-педагогическая поддержка детей и реабилитационная работа
Проблемы постинтернатной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Причины школьной дезадаптации детей-сирот и пути ее преодоления.
Развитие инновационных процессов как средство совершенствования учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Развитие личности воспитанников детского дома в процессе трудового воспитания.
Дополнительные занятия как средство психологической активизации процесса самоопределения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка.
Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Проблемы и пути решения”.
О мерах по организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих воспитательную, психолого-педагогическую и социально-педагогическую работу в образовательных учреждениях.
Об организации информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, оказанию им помощи в воспитании детей.
О создании системы постинтернатной адаптации выпускников образовательных интернатных учреждений, несовершеннолетних, выпущенных из воспитательных колоний.
Специальное образование
Состояние обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях.
Технологии обучения и воспитания детей с ранним детским аутизмом, с глубокими умственными отклонениями.
Соблюдение прав умственно отсталых детей на равный доступ к качественному образованию в учреждениях общего и специального образования.
Состояние системы раннего выявления и ранней специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии.
Переход специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида на 11-12 – летнее обучение с начальной профессиональной подготовкой.
Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Начальное профессиональное
образование
Актуализация содержания начального профессионального образования с участием работодателей в целях достижения современного качества образования.
Укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры учреждений начального профессионального образования, создание условий для повышения качества начального профессионального образования.
Формирование у обучающихся в учреждениях начального профессионального образования гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. (Во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования).
Участие негосударственных и общественных организаций в решении проблем воспитания обучающихся учреждений начального профессионального образования. Создание сети молодежных организаций, направленных на решение проблем учащихся силами самих учащихся.
Реализация программ профессиональной подготовки в учреждениях начального профессионального образования для лиц, не имеющих основного общего образования.
Взаимодействие органов управления образованием субъектов Российской Федерации с органами юстиции по профессиональному обучению осужденных.
О состоянии, перспективах развития профессионального образования в уголовно-исполнительной системе Минюста России и социальная реабилитация лиц, освобождаемых из исправительных учреждений.
Формы и методы воспитательной работы с учащимися в учреждениях начального профессионального образования. Создание структур самоуправления.
Дополнительное образование детей
Дополнительное образование детей: опыт, проблемы, перспективы.
Организация дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении – эффективный путь повышения воспитательного потенциала образовательного учреждения.
Организация учебно-исследовательской деятельности школьников.
Приобщение детей к традиционной народной культуре, художественным промыслам.
Использование возможностей музейной педагогики в воспитании детей.
Организация каникулярного времени обучающихся в целях их воспитания, развития и социализации.
Опыт взаимодействия педагогов, детей и родителей в образовательных учреждениях.
Проблема подготовки и повышения квалификации кадров для дополнительного образования детей.
Поиск современных форм взаимодействия учреждений образования с детскими и молодежными организациями и объединениями.
Комментарии