search
main
0

О театре, чудесах и доброте. Сказки Илзе Лиепа

​Принято считать, что классическая музыка, опера, балет – это виды искусства не для всех. Только истинные профи могут оценить их разнообразность и философию. Но в воскресенье в концертном зале имени Рахманинова «Филармония-2» Илзе Лиепа и Константин Хабенский разбили все стереотипы. Первое, что бросилось в глаза, – это огромное количество детей. И не случайно, ведь 27 марта признано Днем театра, и юные зрители вместе со своими родителями пришли на театральные сказки «О театре, чудесах и доброте».

Этот замечательный проект был задуман известной балериной, актрисой и руководителем фонда «Культура – детям» Илзе Лиепа и выдержал уже четыре сезона в «Филармонии-2». Надо сказать, выдержал с большим успехом. Самых искушенных почитателей музыки и балета удивили и приятно порадовали сказки, написанные самой Илзе Лиепа, о театральном закулисье. В них есть все, что позволит ребенку правильно понять любовь, волшебство, дружбу и доброту, поскольку два выдающихся актера – Илзе Лиепа и Константин Хабенский, активно занимающиеся благотворительностью, – с большим трепетом и вниманием отнеслись к встрече с юным зрителем.Огромная работа – от пластики актеров до освещения и видеопроекций, созданных детьми, – легла на плечи звездных руководителей. Илзе впервые выступила в качестве режиссера и продюсера, а благотворительный фонд «Культура – детям» под ее неусыпным руководством взял на себя создание костюмов для спектакля. Юные актеры, воспитанники казанской Студии творческого развития Константина Хабенского и ученицы Русской национальной балетной школы Илзе Лиепа, воплотили сказки о театре в жизнь, разукрасили их визуальное восприятие у маленьких зрителей своей актерской игрой и мастерством. И конечно, все не было бы так зрелищно, если бы не музыка в исполнении известного симфонического оркестра радио «Орфей» под руководством Сергея Кондрашова. Особым сюрпризом для гостей стало выступление премьеров театра «Кремлевский балет»: заслуженной артистки РФ Александры Тимофеевой и заслуженного артиста РФ Михаила Мартынюка.Еще одной особенностью, хотя, зная деятельность Илзе, удивляться особо не приходится, стали гости воскресного спектакля: воспитанники детских приютов «Отрада» и «Ковчег», дети фонда Ксении Алферовой «Я – есть!», ученики Долгопрудненской школы для особо одаренных детей, послушницы Свято-Троицкого Стефано-Махрищского и Николо-Сольбинского ставропигиальных женских монастырей. Несложно догадаться, что атмосфера в зале царила теплая, гости ждали чуда, которое должно было происходить на огромной сцене на протяжении двух часов. Совершенно невозможно было не поддаться их нетерпеливым ожиданиям.Первая сказка «О том, как ложи поспорили» погрузила зрителей в вымышленный мир дома Мельпомены – театра. А вы знали, что ложи в абсолютно любом театре умеют разговаривать? Да, именно разговаривать, болтать, спорить. Но услышать их можно только по ночам. Вот и в первой сказке ложи заговорили, а точнее сказать, заспорили. Разумеется, о том, какие же места самые лучшие. Сказки сказками, а терминология используется самая что ни на есть взрослая: ложи бенуара, кресла партера, царская ложа. Даже самый маленький зритель должен знать театральное устройство. И это совсем несложно, когда такие же юные актеры размещаются на сцене на разноцветных кубах и изображают спорящие ложи. Очень показательно и ярко. Мораль в сказке такая же серьезная, как пословица «не все то золото, что блестит». На сцене появляются два студента, которые занимают места на самом верхнем, третьем, балконе и, несмотря на высоту и связанное с ней неудобство, чувствуют себя самыми счастливыми на свете. «Посмотри, как красиво!» – восклицает один из них. Спор лож прекращается, и возобновлять его у них больше не было желания.Пока оркестр завершал впечатление от увиденной истории, юная актриса, главная участница следующей сказки, уже приготовилась к выходу. Ей предстояло рассказать о своей бабушке, которая обладает тайной. История так и называется – «Бабушкина сказка». В том, что у нее есть своя тайна, нет никаких сомнений. Все бабушки пекут пирожки, а у Анюты, главной героини, слушает музыку. У других детей бабушки мастерски вяжут на спицах, а у Анюты бабушка рисует. Все объясняется тем, что Анютина бабушка не может жить без искусства. Сюжет так закручен, что сначала и не догадаешься, о чем пойдет дальше речь. Юная исполнительница роли Анюты в розовой пачке пленяла всех своим детским обаянием. Кроме всего прочего, сам текст сказки написан не без юмора. Например, Анюта ждет, когда ей исполнится «фэсть», загибает пальчики, чтобы поскорее прошли дни, потому что тогда она станет взрослой и бабушка возьмет ее с собой на работу, раскроет свою тайну. Кроме сюжетной линии «бабушка – Анюта», в сказке появляется еще одна, основная. Это история про занавес и кулису. Бабушка рассказывает внучке невероятную историю про театральный занавес, вышитый золотыми нитями. Однажды он увидел кулису, полюбил ее и захотел стать ее другом, чтобы рассказывать ей истории. Но как это обычно случается, юная красавица по своей ветрености не желала замечать нового знакомого. Занавес начал чахнуть, тускнеть – заболел, одним словом. По лицам детей было видно, насколько сильно они сочувствуют герою, как жалеют его. «Бедный занавес!» – не удержалась девочка на соседнем кресле. Сказки Илзе доходили до сердец даже самых маленьких зрителей.Очень тяжело на первый взгляд изобразить таких героев, как занавес и кулиса. Но ребята казанской Студии творческого развития справлялись с задачей. Благодаря актерскому мастерству и слаженным движениям перед нами оживала история. И хоть сказка несла в себе минорные нотки, завершение ее порадовало всех. Занавес побывал на реставрации, вернулся в театр и нашел утешение в музыке. На красавицу-кулису он больше не смотрел.Следующую историю Константин Хабенский начал очень «вкусно». И это не случайно, ведь сказка называется «Булочки» – о театральном буфете и его новых лакомствах. Ребята-актеры буквально выкатились на сцену под задорные звуки оркестра. После легкой грусти от предыдущей истории занавеса смешная, практически анекдотичная сказка о булочках сыграла контрастом в сознании гостей. «Балерины не едят булок!» – так заявляют «девушки-эльфы» буфетчице Зине. А вот оперные артисты, напротив, очень охочи до вкусных, свежих, горячих, покрытых розовой глазурью булочек. Они берут их себе по две штуки, а еще кофе с молоком и сахаром. Так и вышло на сцене: с одной стороны, хрупкие печальные балеринки, с другой – смеющиеся шумные оперные артисты. А между ними желанные угощения. В итоге «девушки-эльфы» сдаются, набирают себе булочек, улыбаются. А зрителей пригласили попробовать тех же самых булочек в буфете концертного зала им. Рахманинова. На этой аппетитной ноте завершилась первая часть спектакля.Вторая часть представляла собой лишь одну сказку, но с чрезвычайно серьезной темой. Название – «Горячее сердце». Сложно определить с первого взгляда, что предстоит нам увидеть. Как правило, ассоциации выдают смелого средневекового рыцаря, который обладает отвагой, доблестью, горячим сердцем. Или, ближе к нашему времени и мультфильму «Храбрая сердцем», представляется девушка, которая пошла ради своей семьи или своего возлюбленного на отчаянный шаг и одержала победу. Возможно, учитывая театральную тематику, речь пойдет о спектакле и его герое. Но никто из присутствовавших, можно не сомневаться, даже подумать не мог, что горячее сердце – это о прожекторе.Да, речь идет об осветительных приборах в театре. Илзе рассказывает о невероятной любви прожектора из левой ложи и прожектора из правой ложи. У хореографов получилось невероятное – создать из детских фигур подобие осветительной коробки, внутри которой сидел актер, олицетворяющий сердце конструкции. Потрясающая аллегория вымышленного мира, учитывая, что в сказке свет влюбляется в свет! Как уже увидели зрители, в сказках Илзе Лиепа неодушевленные предметы умеют разговаривать, думать, спорить. Например, в последней осветительные приборы по ночам живут своей собственной жизнью: настраиваются, спят, а может, сочиняют стихи. Так думали мастера Галина и Сергей, люди, которые большую часть времени проводили в работе со своими осветительными машинами. Каждый из них трепетно и аккуратно относился к своим механическим друзьям, дал им имена. Так, к своему прожектору Галина обращалась не иначе как Ваше Величество, а Сергей называл свой прожектор Принцесса. Удивительно то, что, когда лучи встретились, освещая на сцене двух актеров, они полюбили друг друга. Их любовь была сыграна начинающими актерами так трогательно, что зал вновь замер в ожидании необыкновенного. Лучи прожекторов символизируют свет знаний, доброты, чистоты, поэтому сказку Илзе можно назвать символической. Неживым предметам снился одинаковый сон, где они превращались в людей. А чтобы передать чувства механизмов, на сцене концертного зала появились народные артисты РФ Александра Тимофеева и Михаил Мартынюк. Известные своим мастерством в мире танца и за его пределами, они исполнили фрагмент из балета «Дон Кихот». Гости, взрослые и малыши, могли прикоснуться к искусству балета, танца грации и изящества. По-настоящему профессиональное выступление заставило по-другому посмотреть на весь спектакль в целом. Действительно, сложная композиционная составляющая в финале проекта являлась ярким акцентом во всем произведении. Дети следили за невероятными кружениями балерины, удивлялись силе Михаила, который то и дело подбрасывал в воздух Александру, заставляя ее парить над публикой. Во всех концах зала слышалось восторженное «вау!». Видно, что дети, даже самые маленькие, чувствуют настоящее мастерство и искусство. История закончилась воссоединением возлюбленных в одной ложе под руководством мастера Сергея.Просмотр сказок оставил очень светлое впечатление в душе. Этот проект является напоминанием всем о том, что в мире должна царить любовь, править доброта. Вряд ли кто-то мог уйти со спектакля равнодушным к его главной идее. Приятно видеть, что есть люди, которые несут свои позитивные мысли и образы в массы, стараются приобщить детей к культуре. Без сомнения, проект «Театральные сказки» окажет огромное влияние на всех, кто его посмотрел, а также делает огромную честь его создателям: блестящей Илзе Лиепа и несравненному Константину Хабенскому.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте