Всероссийская научно-практическая конференция образовательных центров Фонда Андрея Мельниченко ежегодно проводится в начале июля и подводит итог проделанной за учебный год работе. В этом году на Кузбассе собралось около 400 учителей и преподавателей физики, химии, математики, программирования, робототехники и технического творчества из различных регионов страны.
Как оценить талант? Как создать условия для его развития? Какое будущее ждет талантливого ребенка? Какой должна стать образовательная система в условиях новых вызовов – от бесконечных стрессов, вызванных современным образом жизни, до соперничества человека и искусственного интеллекта, которое уже началось? На эти и другие вопросы искали ответы исполнительный директор Фонда Андрея Мельниченко Александр Чередник, заместитель Губернатора Кемеровской области Елена Пахомова, ректор КузГТУ имени Т.Ф. Горбачева Андрей Кречетов, д.б.н., профессор биологического факультета МГУ Вячеслав Дубынин, д.ф.-м.н., заведующий Лабораторией математического моделирования сложных систем Отделения теоретической физики Физического института им. П.Н. Лебедева РАН, профессор кафедры дискретной математики МФТИ Андрей Леонидов и другие эксперты.
Одной из площадок конференции стал Дискуссионный научный клуб Фонда Андрея Мельниченко. Его работа стартовала с выступления Вячеслава Дубынина, доктора биологических наук, профессора биологического факультета МГУ, который прочитал лекцию «Мозг и стресс». В рамках лекции он рассказал присутствующим о видах стресса и причинах его возникновения, о его влиянии на мозг и общее состояние человека.
Очевидно, что работа учителя или преподавателя одна из самых стрессовых. Что же вызывает стресс? К основным источникам стресса можно отнести волевые особенности и способы принятия решений, потребности и эмоции, сенсорные системы и пр. Однако существуют стимулы, врожденно вызывающие стресс. Это боль или внезапный громкий звук, гром и молния, темнота, мимика страха или агрессии, отдельные виды животных и насекомых, запах или вкус и многое другое. Стресс является ответом не только на сенсорные стимулы, но и на неизвестность как угрозу или неудачную деятельность.
Центры страха и агрессии связаны с потребностью в безопасности, которые обеспечивают реакцию мозга и всего организма на реально или потенциально вредные стимулы. Следствием этого является два варианта реагирования: пассивно-оборонительный, который включает бегство, затаивание, страх и тревожность, хронический стресс, и активно-оборонительный, предполагающий нападение, агрессию, ярость и острый стресс.
Хронический стресс вызывает более серьезные последствия и может привести человека к депрессии – нарушению равновесия между центрами положительных и отрицательных эмоций, прежде всего, из-за ослабления положительных эмоций. К его симптомам относят постоянную усталость, апатию, раздражительность без явной причины, ухудшение памяти, потерю удовольствия от общения с коллегами и друзьями, утрату чувства юмора, замкнутость, недовольство собой, тревогу, ощущение «загнанности в клетку», безысходности, бегство от реальных проблем (в социальные сети, компьютерные игры), ухудшение работы ЖКТ, иммунитета, скачки кровяного давления, головные боли, потливость. А наиболее распространенные его причины – постоянная рабочая перегрузка, личные и семейные проблемы, общие проблемы со здоровьем, невозможность закончить начатое дело, трудоголизм, неумение отвлечься, особенности темперамента и личности.
Как же бороться со стрессом? Вячеслав Дубынин предложил следующие варианты: познавать себя, руководствоваться принципами удовлетворения, реальности, ценности, творчества, осознавать происходящее и уметь концентрироваться, избегать «многозадачности», отслеживать эмоции, контролировать отвлекающие факторы, следить за телом и дыханием, «смотреть на себя со стороны», спать, есть и заниматься физическими нагрузками.
В итоге спикер отметил, что стресс – это далеко не всегда плохо. При стрессе возникают и положительные эмоции: азарт, чувство победы, экстрим. Кроме того, важным является преодоление страха, что является источником радости, ведь часть мозга, связанная с ним, должна работать.
Возможности человеческого мозга и компьютерного разума обсудили участники лекции заведующего Лабораторией математического моделирования сложных систем Отделения теоретической физики Физического института им. П.Н. Лебедева РАН, профессора кафедры дискретной математики МФТИ Андрея Леонидова. Он рассказал о настоящем и будущем искусственного интеллекта, фазах его развития, составляющих и сферах применения, а также привел прогнозы экономического эффекта от его использования.
Согласно прогнозу экономического эффекта от использования ИИ, по данным анализа PwC, ожидаются улучшения производительности труда, которые достигнут более 55% всего мирового ВВП за период 2017-2030 гг. Все регионы мировой экономики будут иметь преимущества от использования искусственного интеллекта. Ожидается, что Северная Америка и Китай извлекут при этом самые большие экономические выгоды, что отразится на уровне ВВП – 70% от глобального экономического влияния. Европа и развитая Азия также будут иметь значительные преимущества. Однако, по мнению спикера, развитие искусственного интеллекта является беспрецедентным по масштабу вызовом для человечества, к которому оно трагически не готово.
Не менее захватывающим стало обсуждение опыта преподавания естественных и точных наук. В формате мастер-классов своими профессиональными находками с участниками конференции поделились руководитель методического объединения учителей математики, физики и информатики школы № 1520 им. Капцовых» (г. Москва), лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011 Алексей Доронин, ведущий контент-аналитик компании «Лаборатория Касперского», абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель Года России»-2013 Андрей Сиденко и другие преподаватели, в том числе центров детского научного и инженерно-технического творчества Фонда Андрея Мельниченко.
Тему влияния цифровой среды и новых технологий на современное общество, жизнь и образование продолжил Андрей Сиденко, в основу мастер-класса которого легла тема обучения основам безопасности в сети Интернет в условиях цифровой образовательной системы. Спикером было отмечено, что мобильное устройство родители чаще всего дают ребенку впервые в 3 года. При этом у 54% детей в возрасте 4-6 лет уже есть свой смартфон или планшет, а к 11-14 годам этот показатель достигает отметки в 97%. Так, почти у трети родителей возникали конфликты с детьми в возрасте 11-14 лет из-за онлайн-жизни ребенка.
Что касается вовлеченности в использование устройств, то около трети детей в возрасте 15-18 лет проводят в интернете почти все свободное время. Где они «гуляют»? Согласно статистике облачного сервиса Kaspersky Security Network о посещении различных интернет -ресурсов при включенном «Родительском контроле» на ПК в России, почти 70% времени занимают средства интернет-коммуникации. Второе место – компьютерные игры. Что ищут дети? Самыми популярными запросами являются онлайн-переводчик, Youtube и ВКонтакте.
Как контролируют интернет-серфинг своих чад родители? Больше всего действия в сети контролируют папы и мамы детей в возрасте 4-6 лет. По мере взросления ребенка контроль со стороны родителей ослабевает. Если 73% родителей детей в возрасте 4-6 лет говорят, что контролируют их действия в сети, то для детей в возрасте 7-10 лет положительно на этот вопрос отвечает только половина родителей. По-прежнему 35% родителей не контролируют время, которое ребенок проводит с гаджетами.
В связи с ростом популярности социальных медиа, спикер не мог обойти вниманием вопросы использования детьми социальных сетей. Отмечено, что у 43% детей в младшей школе уже есть страница в социальных сетях. Среди старшеклассников этот показатель возрастает до 95%. Почти половина школьников признались, что знакомятся с новыми людьми именно в социальных сетях. Больше половины школьников получают приглашения дружить от незнакомых людей.
В качестве одной из угроз пребывания современных детей в интернет-пространстве спикер отметил кибербуллинг. По ответам самих детей, доля тех, кто сталкивался с этим явлением, либо слышал о нем, значительно возросла в последнее время – до 33%. Несмотря на то, что кибербуллинг «живет» в цифровом пространстве, он имеет вполне ощутимые последствия для детей в реальной жизни. Только 5% родителей отметили, что никаких видимых последствий кибербуллинга для их детей не было. Среди наиболее распространенных последствий для детей этого явления: сильный стресс, снижение самооценки, ухудшение успеваемости, депрессия, снижение социальной активности, бессонница.
Андрей Сиденко предложил свои решения проблемы кибербуллинга. Во-первых, «быть в теме» и пользоваться социальными сетями, мессенджерами и всем тем, чем пользуются дети. Во-вторых, выходить с ребенком на связь. В-третьих, использовать технические средства и решения для обеспечения детской онлайн-безопасности. Отмечено, что 85% детей, на чьих устройствах установлены программы родительского контроля, никогда не совершали попыток обхода этого программного обеспечения.
О создания необходимых условий для развития ребенка говорил и Алексей Доронин, который в рамках проведенного мастер-класса продемонстрировал участникам конференции «Приправы, специи и пряности…современного урока математики».
По его словам, урок математики можно разделить на две составляющие: форма, куда входят лекции, беседы, практические и самостоятельные работы, различные игры, и содержательная часть, которая подразумевает объяснение материала таким образом, чтобы ученик его понял. Акцент спикер сделал на содержательной части, где он обратил внимание на три раздела:
тригонометрия, в котором был отмечен «Метод улитки» как способ решения тригонометрических уравнений, хорошо работающий на практике;арифметическая и геометрическая прогрессия, в котором были выделены основные вопросы, наиболее часто задаваемых учениками. Почему арифметическая? Почему прогрессия? Почему разность? Существуют ли другие прогрессии? По мнению спикера, скрасить объяснение данной темы можно показав ученикам фильм «Измеряя мир», а именно отрывок из него, в котором герой картины, Карл Гаусс, немецкий математик, физик и механик, находит сумму всех натуральных чисел от 1 до 100 будучи учеником начальной школы. Что касается геометрической прогрессии, то здесь Алексей Доронин дал пример со складыванием газеты 50 раз;векторы в пространстве; здесь спикер предложил не завязывать решение задач на векторном произведении, а использовать скалярное. Самым красивым способом было признано нахождение расстояния между скрещивающимися прямыми.
Таким образом, перчинка современного урока математики, по словам Алексея Доронина, заключается не только в том, как и насколько хорошо ученики осваивают материал, но и в том, что сам преподаватель может вынести для своей практики. Спикер обратил внимание присутствующих на предложениях учеников по решению тех или иных задач, которые впечатляют преподавателя и помогают ему сформировать их решение и объяснение.
Яркие идеи и решения выступавших вызывали активную реакцию аудитории. Количество вопросов, заданных участниками конференции, измерялось десятками, а то и дело звучавшие аплодисменты стали отличным свидетельством оценки озвученных позиций. Формирование профессионального диалога такого уровня оказалось возможным благодаря поддержке правительства Кемеровской области – Кузбасса, Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева, компаний Еврохим, СУЭК и СГК. Такое многостороннее партнерство задало общий настрой конференции – сотрудничество и ответственность за общее дело.
Этот конструктивный подход проявлялся во всем. Обсуждение оказалось очень эмоциональным и содержательным. Обмен идеями, поиск решений сложных вопросов, разработка планов сотрудничества – все вызывало живой отклик и интерес у участников конференции. Равнодушных среди них не было. Это не удивительно, ведь собравшиеся на мероприятии учителя и преподаватели делают одно дело.
Обобщая результаты II Всероссийской научно-практической конференции образовательных центров Фонда Андрея Мельниченко, Александр Чередник задал вектор развития сформировавшейся системы центров детского научного и инженерно-технического творчества: «Обеспечение «социального лифта» для одаренных детей и талантливой молодежи, углубленное изучение естественных наук в регионах присутствия компаний ЕвроХим, СУЭК, СГК, создание дополнительного источника по подготовке высококлассных специалистов для российской экономики».
Комментарии