Как представитель любой профессии, педагог может испытывать эмоциональное выгорание. Поскольку его работа связана с детьми, с постоянным общением, выгорание может происходить довольно быстро и приводить к профессиональной деформации. О видах такой деформации и способах ее преодоления рассказала доктор психологических наук.
Доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, профессор Эльвира Сыманюк рассказала о том, какие виды профессиональной деформации различают и как можно ее преодолевать. Об этом сообщается на странице Российской академии образования в социальной сети. Более 20 лет Эльвира Эвальдовна занимается исследованием профессионального развития личности и профессиональной деформации педагога.
Прежде всего в условиях социально-экономических изменений, изменений в содержании деятельности труда, увеличения требований к личности педагога мы сталкиваемся с тем, что нарастает все большее количество факторов, вызывающих дезадаптацию у педагогов. На этом фоне можно отследить такие негативные профессиональные явления, как ухудшение самочувствия, снижение настроения, удовлетворенности работой – это сказывается на качестве работы.
Важно понимать, что профессиональное развитие – это непрерывный целостный процесс, который имеет как конструктивный, так и деструктивный характер. Негативным профессиональным явлением выступает профдеформация. Она возникает под влиянием содержания труда, стажа, во многом обусловлена сложностями в общении. Это искажение уровня профессионально важных качеств личности, которые влияют на выполнение работы.
Виды профессиональной деформации
Выполнение работы педагога приводит к такому виду деформации, как авторитарность. Это выражается в повышении голоса в классах, авторитарных методах воздействия. Другим видом деформации является педагогическая индифферентность. Она характеризуется эмоциональной сухостью, синдромом эмоционального выгорания. Педагог перестает демонстрировать эмпатию к ученикам.
Еще один вид деформации – педагогическая агрессия. Несложно привлечь к себе внимание школьников определенными методами – например, постучав кулаком по столу. Однако это переход на невербальную агрессию. Современный педагог должен стремиться избегать таких методов психологического воздействия.
Распространенным видом деформации выступает также педагогический догматизм. Ежедневное повторение одного и того же материала учителем приводит к тому, что формируется не только догматизм – приверженность однотипным способам деятельности, но и к тому, что материал начинает повторяться от одного урока к другому – независимо от индивидуальных особенностей класса, учащихся.
Не менее распространенным видом деформации является социальное лицемерие, которое вызвано необходимостью оправдывать высокие ожидания учеников к личности педагога. К его качествам предъявляются сегодня особые требования: он должен быть коммуникативным, организованным, толерантным. Зачастую педагог начинает соответствовать ожиданиям лишь внешне. На деле он, действительно, должен советовать предъявляемым требованиям – но на уровне внутренних качеств, а не внешних приемов поведения.
Выделяют также такой вид деформации, как поведенческий трансфер – формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих учащимся. Поговорка «С кем поведешься, от того и наберешься» довольно точно характеризует эту перемену. Нередко она помогает повысить качество работы, но иногда принимает гипертрофированные формы. Тогда речь идет о деформации.
Другим ее видом выступает также демонстративность (желание нравиться, стремление всегда быть на виду). Любой педагог должен быть ярким оратором, владеть педагогическим приемами, которые обеспечивают привлечение внимания. Но когда это становится основной целью, речь идет о профдеформации.
Многие виды профессиональной деформации вырастают именно из профессионально важных качеств. Их гипертрофия и искажение является деформацией. Учителю приходится все время балансировать между развитием профессионально важных качеств и тем, как сделать так, чтобы они не уходили в сферу негативных явлений.
Способы профилактики профессиональной деформации
Любая профилактика базируется на саморазвитии личности. В этом педагогу должны помогать руководители образовательных организаций, педагоги-психологи.
Первым способом профилактики выступает непрерывное образование. Прохождение курсов и повышение квалификации помогают преодолевать профдеформации. Непрерывное образование должно иметь опережающий развивающий характер. В системах профессионального и дополнительного образования представлено большое количество возможностей для использования обучающего резерва в качестве способа профилактики выгорания.
Другим направлением профилактики является планирование профессионального роста. Его важными техниками выступают кадровые ротации. Любой директор школы, заведующий детсадом знает, что именно профессиональные ротации помогут педагогу преодолевать профдеформации – в процессе смены способов деятельности. Кроме того, каждый учитель должен владеть техниками планирования своей карьеры. Важным способом является освоение новых видов деятельности. Значимым видом планирования карьеры выступает участие в конкурсах профмастерства, в наставничестве, прохождение психологических тренингов, диагностики.
Другим направлением профилактики профдеформации выступает мотивирование профессионального развития. Это создание системы внешний и внутренних стимулов, которые обеспечивают активное включение в процесс профессионального развития. Каждый педагог должен «порождать» смыслы своей работы. Еще одной формой мотивирования педагогов является ориентация на «значимого другого». Для многих педагогов есть коллеги, с которыми они сверяют свою профессиональную жизнь и на которых ориентируются. Важно презентовать свои профессиональные достижения среди коллег.
Важным направлением профилактики выступает также актуализация личностно-профессиональных ресурсов. Здесь речь идет о сферах саморазвития, самоактуализации, самореализации. От активности и профессиональной позиции педагога зависит преодоление профессиональных деформаций. Личностно-профессионалные ресурсы самовосполняемы. Учителю необходимо уметь планировать свою карьеру, повышать уровень мотивации.
Эксперт отметила, что благодаря преодолению и профилактике профдеформаций профессиональное развитие начинает носить конструктивный характер. Педагог хорошо умеет работать в коллективе, планировать свою деятельность, развивать психологический климат в коллективе.
Комментарии