search
main
0

О современных взрослых,

или Почему детям трудно?

Дошкольное детство. Какие они, сегодняшние дошкольники? Взрослые скажут: «Они другие, они не боятся нажимать на кнопки и умеют пользоваться джойстиком». (Ой! Вы совсем недавно узнали, что такое джойстик? Мы тоже.) Немногих современных детей удивишь играми в телефоне и спецэффектами в фильме. Мир вокруг наполнен информацией, полезной и разной.

И все же… Работая в детском саду, мы все чаще встречаемся с детьми, которые имеют нарушения поведения, трудности в обучении, эмоциональную неустойчивость. По-разному бывает, конечно. Случаются проблемы со здоровьем, трудные жизненные ситуации. Но вот, казалось бы, вполне благополучная семья, обилие игрушек, всего хватает… Откуда же у нас, педагогов-дошкольников, возникает ощущение, что они, сегодняшние дошколята, наши дети, в чем-то другие, чем мы в своем детстве? Неужели только от информатизации окружающего мира? Мы наблюдаем, обдумываем, говорим об этом и вдруг понимаем, что стали другими мы, взрослые! Вот что получается: вокруг много возможностей, много информации, спешим, стремимся к знаниям, достижениям. Изменения материального мира принесли много нового и для детей – расширился репертуар детских игр, тем бесед, продуктивной деятельности.

Но вот наблюдаем на улице: малыш сидит в коляске, смотрит вокруг, мама говорит по телефону. Нормально. Так бывает, надо. Вопрос: сколько говорит? Может быть, порой больше, чем с малышом?

А вот еще наблюдение: современные родители часто стараются ребенка развлекать не беседой и чтением, не совместной игрой, а посредством телефона, планшета, говорящей и двигающейся игрушки. (Какие уж тут предметы-заместители?!) Он развивается, развлекаясь. Разве плохо? Вроде бы нет. Но что дальше, когда получение знаний становится не развлечением, а необходимостью, когда появляется слово «надо»?

Наблюдаем… Подрос, ходит в детский сад, смотрит на сверстников, пытается натянуть сам одежду, сделать что-то самостоятельно, пусть неловко, но сам! Родителям некогда. Они помогают, перехватывают инициативу, а еще часто уверены, что ребенку нужно помогать во всем, защищать, оберегать… Нужно, да! Но, может быть, там, где нет опасности, где он равняется на других детей, помогать чуть меньше?

Быстро летит время. Наблюдаем, как начинают чувствовать себя хозяевами в детском саду, опытными детсадовцами: свободно общаются, быстро могут и игрушки убрать, и на прогулку собираются быстро. Все ли? Присматриваемся… Большинство одеты и строятся перед выходом на прогулку, перчатки натягивают. А вот кто-то развалился на банкетке и лениво подставляет ногу помощнику воспитателя, мол, обувай меня. Не тот ли это мальчик, которого так усердно и регулярно развлекали родители, помогали, оберегали? Почему именно он? Темперамент? Характер? Имеют значение, да. А может быть, воспитание не­умения заставить себя трудиться, спокойная уверенность, что сделают за него, развлекут вдобавок?

Всякое бывает, наверное, причин много. «Каждый ребенок уникален», – скажет кто-то. «Каждый ребенок – яркая индивидуальность», – и здесь не поспоришь, правы. И все же, почему все больше детей, которым трудно? Трудно хорошо себя вести, трудно не капризничать по пустякам, трудно учиться… В чем причина? В проблемах со здоровьем, в окружающей среде? А может быть, в нас, родителях, незаметно для себя ставших другими, более «прогрессивными», «гуманными» и уж точно зна­ющими, умеющими разбираться с проблемами и преодолевать препятствия?

Только вот какая штука: ни технический прогресс, ни багаж знаний, ни современные технологии не развивают ребенка сами по себе. Только через взрослого, только вместе с искренней заинтересованностью взрослого ребенок получает возможность познавать окружающий мир, делать интересное для себя и нужное другим людям дело, мечтать.

Пока он малыш. Он смотрит на этот огромный окружающий мир, который изменит своими делами, идеями, чувствами, они будут другими, не такими, как наши. Но от нас, взрослых, зависит, какими они будут, каким будет он и, как ни парадоксально, какими будем мы, каким будет мир, в котором мы будем жить вместе.

Татьяна ПАХОМОВА, педагог-психолог школы «Новокосино»;
Елена ЧЕРНЯКОВА, учитель-логопед школы «Новокосино»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте