Наше образовательное учреждение, как и многие, находилось в процессе поиска оптимально выстроенной, целостной системы оценки качества, позволяющей получать необходимую статистическую и аналитическую информацию и на основе анализа принимать грамотное и продуманное управленческое решение.
Мы понимали, что эта система должна быть понятна и доступна любому заинтересованному потребителю образовательных услуг. Ни для кого не секрет, что упорядоченность информационных потоков – достаточно серьезная проблема. Поэтому наше образовательное учреждение в июне 2011 года стало участником единой информационной системы оценки качества образования Москвы.Началу работы в МРКО предшествовал курс базовой компьютерной подготовки, организованный для педагогов нашего образовательного учреждения в рамках методической работы школы. Курс был разработан для трех потоков слушателей в соответствии с их ИКТ-компетентностью. Принципы обучения взрослых и детей имеют много общего: объяснить, закрепить, дать возможность применить, создать условия для успеха. Благодаря этой подготовке педагогический коллектив смог трудиться над содержанием регистра, не испытывая сложностей в работе с компьютером.Следующим шагом было назначение лиц, ответственных за работу в МРКО. Хочу отметить, что для этого не требуется большого количества людей. В нашем учреждении эту работу выполняют два человека – заместитель директора по УВР и учитель информатики. После ознакомления с модулями регистра был решен вопрос о делегировании полномочий. Кратковременные курсы на базе Московского центра качества образования помогли разработать систему занятий для педагогов, которая включала в себя: краткий теоретический курс, практические занятия, раздаточный материал с пошаговыми инструкциями и скриншотами.Первое время в работе с двумя журналами – традиционным и электронным – педагоги видели только одну положительную сторону – оперативное информирование родителей об успехах их ребенка. Но когда они стали применять инструменты обратной связи (комментарии к оценкам, on-line общение с учащимися и родителями), уменьшилось количество разногласий: исключились субъективность и ситуативность оценки, сократилось количество обращений, конфликтных ситуаций, появилась возможность более тесного и своевременного сотрудничества всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов и родителей. Руководитель, работая с модулем обратной связи, учитывая количество и суть обращений к педагогам, имеет возможность принимать оперативное управленческое решение.Качество образовательного процесса в школе проверяется посредством проведения различного вида контрольных работ, результаты которых вносятся в регистр. Показатель динамики достижений, а если быть точнее, динамики качества обученности, – один из основных показателей в оценке образовательного учреждения. Освоение модуля «Контрольные работы» – одного из ключевых элементов регистра качества – стало большим подспорьем в работе учителей-предметников. После заполнения протокола система автоматически проводит анализ, формирует отчет по выполненной работе, который включает в себя все необходимые показатели (количество учащихся, выполнявших работу, степень обученности и качества, количество учащихся, не освоивших материал, разрыв между оценочными показателями и результатами контрольной работы, выполнение заданий базового и повышенного уровней). Этот модуль интересен как педагогу, так и руководителю образовательного учреждения. Используя полученные результаты и обладая объективной информацией, наши педагоги имеют возможность корректировать работу с учащимися с учетом полученных результатов, а руководитель для управления образовательным учреждением на уровне современных требований имеет достоверную, полную информацию о положении дел, с помощью которой администрация нашего образовательного учреждения выстраивает принципиально новую систему внутришкольного контроля: мобильную, вариативную, гибкую, без вопросов «Зачем?» и «Почему я?».Для оценки профессиональных достижений учителя в регистре создан модуль «Портфолио педагога». Владение объективной информацией позволяет руководителю, с одной стороны, в краткие сроки принять меры по ликвидации проблемы, а с другой стороны, вычертить динамику продвижения учителя, что стимулирует педагога к совершенствованию своего труда. При переходе на новую систему оплаты одним из основных направлений стала оценка деятельности педагога, что наиболее актуально при определении стимулирующей части оплаты труда. Сегодня в нашем образовательном учреждении члены рабочей группы по распределению стимулирующей части оплаты труда используют многие данные из электронной папки «Портфолио педагога». Наши педагоги имеют опыт использования модуля регистра для формирования электронной заявки на участие в профессиональных конкурсах.Регистр качества – открытая и гибкая система для включения различных методик оценки качества образования.В настоящее время мы сотрудничаем с Московским центром качества образования в формате стажерской площадки «Московский регистр качества образования: практика, анализ, прогноз». На сегодняшний день предусмотрено расширение регистра как дополнительными инструментами и модулями, так и видоизменением и дополнением аналитических выборок на базе имеющейся информации. Наши педагоги как практики, став членами рабочей группы Московского центра качества образования, участвуют в разработке таких новых модулей, как «Портфолио руководителя образовательного учреждения», «Публичный доклад руководителя образовательного учреждения», «Маркетинг образовательных услуг», а также в усовершенствовании модуля «Контрольные работы» (в части введения протоколов для учителей русского языка и литературы и учителей иностранных языков, графика проведения контрольных работ в соответствии с календарно-тематическим планированием).В период реализации федерального государственного образовательного стандарта регистр позволит отслеживать динамику использования проектных технологий, применения деятельностного подхода в обучении и индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями.Мы убедились, что Московский регистр качества образования дает возможность руководителю осуществлять свои основные управленческие функции контроля, анализа, планирования и организации на принципиально новом уровне, с учетом запросов и потребностей общественно-профессионального сообщества. Говорить о совершенстве данной системы пока рано, но и спорить о ее практической пользе уже нет необходимости.И.ЮДИНА, директор школы №409
Комментарии