search
main
0

О социокультурных якорях и о культурно-социальных крыльях

​Их я встречаю почти каждые выходные в Москве. Они бегают с бейджами поверх курток, с планшетами в руках. Из их рюкзачков торчат карты и атласы столицы. Некоторые могут подойти и спросить, как добраться до Старосадского переулка. Иной спросит о женском монастыре, в котором была заточена Салтычиха. Все они осваивают город, знакомятся с его историей через игры, квесты по городскому ориентированию.

Многие образовательные организации уже не мыслят своей деятельности без проведения игр по городскому ориентированию. Это то, что любят дети. Это то, что полезно родителям. Это то, что интересно организовывать. Подобные формы проведения досуга стали популярны в последние лет пять. Раньше их тоже использовали, но сейчас с вхождением глобального сетевого пространства в нашу жизнь они приобрели действительно массовый характер. Многие организаторы игр используют такие технические средства, которые несколько лет назад и присниться не могли. В Москве существуют проекты, в которых используются бесконтактные электронные карты для прохождения этапов игр. Команде или игроку достаточно только прикоснуться картой-чипом к определенной базе, а информация о времени прохождения этапа уже высвечивается в общей таблице игроков. Что будет через несколько лет – трудно предположить. Вот и бегают сотни, а иногда и тысячи юных пешеходов по столице, знакомясь со своим городом.Но почему так востребованы эти проекты у общества, почему рождаются такие грандиозные городские игры? Применением высоких технологий это не объяснить. В наше время чувствуется интерес к изучению своего города, пространства, в котором растет и развивается юный горожанин, востребованы все формы работы с детьми по включению их в социокультурный контекст города, выходят специализированные детские игровые путеводители; организуются тематические интерактивные экскурсии; лучшие игротехники создают настольные игры о Москве.В современном городе, в котором ушли в прошлое воспитывающие и безопасные дворы (где каждая бабушка на скамейке или старшие школьники – все педагоги), в котором расстояния увеличились в разы, в котором изменилось все, очень тяжело добиться, чтобы ребенок идентифицировал себя, осознавал себя частью мегаполиса, поэтому возрастает роль социальных инициатив, связанных с городской культурой, изучением и освоением городского пространства, осознанием своего вклада в развитие города.Часто, организуя прогулки и игры для ребят, я узнаю, что многие из 12-13-летних москвичей впервые едут в центр Москвы не для посещения магазинов. Ребенок живет в своем районе, ходит в школу, иногда ездит на экскурсии (как правило, на автобусе). Свой досуг он привык проводить в торговых центрах, а лучшим местом общения со сверстниками для него стал Макдоналдс. Для такого ребенка самостоятельная прогулка по центру города не стресс, но читать город, воспринимать город, правильно знакомиться с ним юному москвичу очень нелегко. Он делает акценты не на тех вещах, которые учат, воспитывают, заставляют задуматься.Педагоги, которые работают в сфере социокультурной интеграции ребенка, ставят перед собой задачу выработки социокультурных якорей – мест, точек, явлений, которые ассоциируются у ребенка с яркими, глубокими переживаниями, привязывают его к месту, объекту незримыми нитями, чем больше таких нитей, тем быстрее ребенок станет Горожанином.На X Всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в социально-педагогической номинации первые три места заняли педагоги, которые в своей практике используют различные форматы социокультурной интеграции ребенка в пространство. С помощью археологии, реконструкции, городского ориентирования они предоставляют возможность детям понять, кто они в своем городе, поселке, регионе, откуда они родом, какие места связаны с историей их семьи, какие есть в регионе объекты, интересные именно для них.Многие сейчас могут сказать: «Зачем копаться в прошлом? Зачем возиться со старыми вещами? Зачем смотреть на старые постройки? Надо же смотреть в будущее, надо мыслить инновационно!» Но, разумно используя прошлый опыт, исторические дисциплины, пространство, можно подарить ребенку механизмы и технологии восприятия, анализа, деятельности, метапредметного осознания процессов развития общества, науки, культуры.В общении с ребятами часто задумываешься о том, на что надо делать упор, рассказывая о городе. И все чаще приходишь к выводу, что есть принципы, которыми необходимо руководствоваться в подобной работе. Для себя эти принципы я определил так. Хочешь, чтобы городское пространство было воспринято ребенком неформально, осваивай его неформально, играй, ищи пути, которые до тебя никто не придумывал и не прокладывал. Иногда важней любой академической экскурсии диалог с коренным жителем или подсчет количества водосточных труб на фасаде старого дома.Когда мы с ребятами знакомимся с московскими купцами и Москвой торговой, обязательно заходим в чайный магазин на Мясницкой. Родителей ребят я прошу дать им на прогулку по пятьдесят рублей, чтобы те купили в этом магазине на развес конфеты. Хотя купить не самое главное, гораздо важнее – общение с продавцом, который взвешивает конфеты, с кассиром, выбивающим чек. И не менее важен аромат! Да, да, аромат кофе и чая! Запахи – это тоже социокультурный якорь, образ в голове у ребенка. Недавно ездили с ребятами в Рязань, где я специально проложил маршрут до музея так, чтобы дорога прошла мимо хлебозавода с потрясающим хлебным ароматом. Подобными поступками мы затрагиваем гораздо более глубокие чувства и образы у ребят, неформальность – один из принципов работы с ребятами. Еще один принцип, позволяющий ребенка ознакомить с историей, – принцип глубокого содержания. Насколько глубоко педагог думает о том, что он дает детям, настолько же выше ребенок растет и развивается. И хотя многие делают потрясающие вещи по наитию, думать о содержании никогда не поздно.Несколько лет назад мы с ребятами ездили по регионам Черноземья. В Курске ознакомились с творчеством известного писателя-фронтовика Евгения Носова. Евгений Иванович был не только писателем, но и прекрасным графиком, оформителем. На выставке в краеведческом музее были представлены уникальные наброски, зарисовки, рисунки. Не помню, как получилось, но, увидев эмблему, нарисованную Носовым для рубрики журнала «Крокодил», мы с ребятами поняли, что эта эмблема подойдет для значка в нашем коллективе. Спустя несколько месяцев такой значок мы сделали, и теперь этим значком награждают тех ребят, которые нашли интересные афиши, объявления, содержащие опечатки или курьезные ошибки. Значок называется так, как вывел в эмблеме Евгений Иванович Носов, – «Крокодил идет по городу», но каждый ребенок в нашем коллективе знает, кто такой Евгений Носов, знаком с «Красным вином победы». Казалось бы значок! Казалось бы юмор! А за этим образом скрывается многое. На поверхности только образ, в глубине – содержание.Но самый главный принцип, который надо для себя принять, принцип, без которого не будет движения и развития, – принцип деятельности. Все процессы знакомства ребенка с городом должны сопровождаться деятельностью, причем деятельностью полезной и значимой не только для него, но и для семьи, окружающих, а может, и посторонних людей.В нашем коллективе – в разновозрастном отряде «Аванпост» – есть дело, которое объединяет многих ребят. Это операция по поиску исторически ценных предметов и передачи их в музеи и архивы. Начинали мы этот проект, не зная, к каким находкам приведет нас азарт поиска, творчества и совместной деятельности. Первой находкой стали документы лодочной станции мыса Осиновец Ладожского озера (именно от этого мыса начиналась Дорога жизни), найденные нами во время экспедиции в Ленинградскую область. Ценность этой находки мы поняли спустя некоторое время, когда ею заинтересовался Центральный военно-морской музей. Оказалось, что в документах содержится информация о работе водолазов, о ремонте военных судов мыса Осиновец за 1939-1943 годы. Ребята же поняли значимость этой находки и своей деятельности, когда нас принимал командующий знаменитого крейсера «Аврора» и говорил искренние слова благодарности за переданные в музей документы. Деятельность и значимость этой деятельности – важные составляющие совместной работы педагога и детей.Что же получает ребенок? Недавно мы проводили игру по изучению одного из районов Москвы, так случилось, что ответственный за один игровой пункт заболел, необходимо было срочно придумать качественное и интересное игровое задание на маршруте. Двое ребят, вызвавшихся волонтерами на этот этап, практически с ходу оценив достоинства и недостатки старого московского двора, придумали задание. Задание заключалось в том, что команды, приходящие на эту игровую точку, должны были использовать буквы номеров припаркованных автомобилей для составления слов, названий, связанных с этим районом, причем использовать необходимо все буквы номера. Вот и бегали ребята с родителями по таганскому двору и искали наиболее подходящие автомобили, а я наслаждался тем, как ребята мыслят, как принимают решения, как легко находят общий язык с игроками, их родителями, местными жителями, как расправляют крылья, как свободно ощущают себя в нашем удивительном и замечательном городе.Константин АНДРЕЕВ, педагог дополнительного образования МГДДЮТ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте