search
main
0

О, слон! Учимся «действовать в уме»

Я уже говорил, что мир принял шахматную «доктрину», и УМК стали разрабатываться во многих странах. Теперь я расскажу об особенностях УМК «Шахматы – школе», рекомендованного в 1994 году Министерством образования РФ. Хотя в ряде научных работ указывается на многочисленные достоинства шахмат как школьного и дошкольного учебного предмета, до недавнего времени наука и шахматно-педагогическая практика находились на различных полюсах.

В начальной школе обучение ведется предметно, причем подразумевается, что ученик уже обладает системой надпредметных (общепредметных) умений. Но, к сожалению, это не так. Надпредметным умениям необходимо специально обучать. Мой курс нацелен на формирование способности «действовать в уме». Основой для его создания стали теория Петра Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, а также исследования Якова Пономарева о психологии творчества и стадиях развития внутреннего плана действий.

Теория Петра Гальперина реализуется в курсе с первых же «фигурных» занятий. Для каждой фигуры разработаны три вида заданий:

а) передвигается и атакует только белая фигура, а черные не двигаются, играют роль статистов; ребенок учится создавать и реализовывать свои угрозы без противодействия противника,

б) ходит только белая фигура, но она не имеет права становиться под бой; нужно следить за полями, атакованными фигурами партнера,

в) игра ведется поочередно, как это и принято в шахматах; ученик учитывает лучшие ходы противника и преодолевает его сопротивление.

Но перед этим педагог знакомит детей с геометрией шахматной доски и названиями фигур. Именно им посвящен 4-й урок курса.

Наглядный материал на учительском столе:

1) персонажи сказки, вырезанные из бумаги и наклеенные на картон (Клеточка, Юра, Загадай, гном Веселый Горизонталик);

2) кукла Клеточка, которая надевается на руку;

3) игрушечный Веселый Горизонталик;

4) домик Веселого Горизонталика из кубиков;

5) нарисованные кнопки с буквами В, Г, Д;

6) белые и черные поля, вырезанные из картонной доски;

7) шахматные горизонтали и различной длины диагонали, вырезанные из картонной доски;

8) квадрат из четырех полей – центр;

9) по одной белой и черной фигуре разного типа, спрятанных от ребячьего взгляда.

На партах перед каждым учеником – шахматная доска. У стены – демонстрационная доска.

В начале урока – повторение пройденного материала. Ученики называют «шахматную доску», «белые», «черные поля», показывают руками горизонтали, вертикали и диагонали. Затем я раскрываю книгу «Удивительные приключения в Шахматной стране», надеваю на руку куклу Клеточку, начинаю читать и инсценировать четвертую главу.

Урок 4.

Чудесные фигуры

– Чем играют в шахматы? – спросил Юра.

– Шахматными фигурами, – ответила Клеточка. – На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур. Один из противников командует армией светлых фигур. Это белые. Другой шахматист командует армией темных фигур. Это черные.

– А какие они, фигуры?

– Горизонталик покажет их тебе, если догадаешься, как его попросить, – сказал Загадай.

Юра обиделся на друга: вот нравится ему говорить загадками! Он склонился над домиком-кубиком и прошептал:

– Горизонталик, покажи фигуры.

Но Горизонталик не выглянул из домика. Юра попробовал открыть дверцу, но не смог.

Как же разгадать загадку? Юра обошел шахматную доску, внимательно осматривая каждую клетку. С другой стороны от домика-кубика Юра обнаружил еще пять кнопок с буквами П, С, К, Л, Ф, а на шестой кнопке было написано «Кор».

– С этих букв, наверное, начинаются названия шахматных фигур, – догадался Юра.

Он потянулся к кнопке «П» и нажал ее. На шахматной доске появились две невысокие круглоголовые фигуры: светлая и темная. (Учитель, как фокусник, достает из тайника белую и черную пешки и показывает их ученикам.)

Дверца домика-кубика раскрылась, Горизонталик вышел на крылечко и объяснил:

– Это пешки, белая и черная.

(Учитель вынимает из домика игрушечного гномика.)

Юра нажал кнопку «С». Пешки начали расти, их круглые головки стали островерхими. (Учитель незаметно меняет пешки на слонов, чуть позже таким же образом он демонстрирует ученикам коней, ладей, ферзей и королей.)

– Это слоны, белый и черный, – сказал Горизонталик.

– Ну и слоны – ни ушей, ни хобота, – проворчал Юра.

Он нажал кнопку «К». Островерхие головки слонов начали расплываться, и слоны превратились в фигуры с мордочками лошадок.

– Это кони, белый и черный, – пояснил Горизонталик.

Когда Юра нажал кнопку «Л», кони превратились в фигуры, похожие на башенки.

– Это ладьи, белая и черная.

– Ладьи, – повторил Юра и нажал кнопку с буквой «Ф».

Тотчас на месте ладей появились красивые высокие фигуры с маленькими шариками на верхушках.

– Это ферзи, белый и черный.

– Теперь нажму кнопку «Кор», может, это «кораблик»?

Юра надавил на кнопку «Кор», и ферзи превратились в самые высокие и важные фигуры с остроконечными нашлепками.

– Это короли, белый и черный, – сказал Горизонталик, и короли исчезли, как будто их на доске и не было.

– А все-таки он немножечко живой, – сказал Юра, разглядывая Горизонталика.

– Мне рассказали о нем невероятную историю, – таинственно проговорил Загадай. – Будто раньше он был живым и звали его Веселый Горизонталик. Но за проказы кто-то превратил его в игрушку.

– А как его расколдовать? – затаил дыхание Юра.

– Надо раскрыть еще один секрет вот этих трех букв, – Загадай кивнул на буквы Д, В, Г.

(Учитель просит ребят вспомнить первый секрет и предлагает раскрыть второй.)

– Один секрет мы знаем, – сказала Клеточка. – С буквы Д начинается слово «диагональ», с В – «вертикаль», с Г – «горизонталь».

Юра еще раз взглянул на кнопки с буквами, крылечко, домик Веселого Горизонталика… и догадался:

– Д – это «домик»! В – «Веселого»! Г – «Горизонталика»! Домик Веселого Горизонталика!

И Горизонталик ожил, звонко засмеялся: «Динь, динь, динь», запрыгал на одной ножке. (Учитель предлагает ученикам попрыгать так же, как гном.)

– Спасибо, Юра! Спасибо, и… до свидания, – попрощался Веселый Горизонталик и убежал.

– Почему же он убежал? – удивился Юра.

– Этот непоседа теперь три дня будет бегать. Настоялся в домике, – засмеялся Загадай.

– А я все шахматные фигуры запомнил. И короля, и ферзя, и ладью, и слона, и коня, и пешку, – похвастался Юра.

– Проверим! – заявил Загадай и достал из стола коробочку с фигурами.

– Если правильно ответишь на все вопросы, отправимся с тобой дальше, – сказала Клеточка.

Игорь СУХИН, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, Москва

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте