Отправляясь на конференцию школьников Раменского района, посвященную Году российской истории, я и представить не могла, сколько удивительных открытий ждет меня. Не раз готовы были слететь с моих уст известные строки об открытиях чудных…
Дергаевская школа №23 находится в черте Раменского, ранее это была сельская школа, о чем говорит ее название. Но удивляться пришлось не столько богатой истории бывшей земской школы, отметившей уже свое столетие, сколько роскошному современному зданию – светлому, легкому, добротному, настоящему кораблю знаний. Прогуляться по его коридорам, полюбоваться прекрасным дизайном одно удовольствие. Но меня сразу берет под свою опеку методист Зинаида Максимовна Данильцева, одна из организаторов и вдохновителей сегодняшнего мероприятия. И еще одно приятное открытие – это четкая, отлаженная, выверенная буквально по минутам работа конференции. По приподнятому настроению педагогов и их воспитанников, собравшихся в зале (многие из них в нарядных сценических костюмах), можно судить о том, что такие встречи всем в радость.Предваряет конференцию просмотр фильма о Раменском районе. То, с какой любовью показана земля, имеющая богатую историю, не может не трогать душу. А уж рассказы старожилов просто завораживают. Но вот Наталья Евгеньевна Банникова, заместитель директора районного методического центра, на правах ведущей знакомит всех участников с порядком работы конференции. Выступление юных чтецов школы №22 поселка Дубовая Роща (руководитель Т.Л.Савченко) стало приятным сюрпризом. Стихи о любви к своей Родине, о ее величии и красоте, уверена, дошли до каждого сердца. Лично меня проняло то, что среди чтецов на сцене много представителей мужского пола. Чтобы мальчики, да еще старшеклассники, так выразительно и проникновенно читали стихи?! Ну как же мне трудно было уходить из актового зала, где продолжалось это замечательное действо – знакомство с талантами земли Раменской! И я не услышала заявленный в программе нежный «Блюз для бабушки» (Юровская школа-интернат), не восхитилась исполнением фрагмента оперы «Волшебная флейта» (власовская школа №13), и музыкальная композиция «Лепесток» (школа №26) не была услышана. Но мастерство ведущей Натальи Евгеньевны, которая из разных номеров юных артистов сумела сотворить настоящий спектакль под названием «Открытки», я успела заметить и оценить. Как и все зрители в зале, узнала много интересных фактов, связанных с историей возникновения открыток, первые из которых появились аж в ХV веке. Вот такое это древнее изобретение – открытка. Кстати, в фойе школы все посетители могли вволю налюбоваться будто сошедшими с исторических картин 1812 года деревянными солдатиками – работами юных умельцев.Впрочем, перейдем к сердцевине конференции – работе секций «Юный историк», «Юный лингвист» и «Юный литературовед». То, что все они работали в одно время, осложняло мою задачу – послушать как можно больше выступлений ребят. К тому же секция историков работала в двух кабинетах, она оказалась самая многочисленная по количеству. А как же притягательны все заявленные темы! Сколько интересных сведений об орденах и медалях в честь великих полководцев можно почерпнуть из доклада Владислава Попова из школы №11 поселка Дружба (учитель Т.Ю.Макарова). О гимнах России и их авторах сжато, точно поведал Артем Фадеев из раменской школы №5 (учитель И.Н.Приймак). Впрочем, все работы юных историков заслуживают внимания. К примеру, ученица ильинской школы №26 Мария Алехина (учитель О.М.Орлова) взяла для исследования тему «Роль Николая I в реформировании системы местного управления». На протяжении всего существования России бюрократическая система была и остается самым тяжелым пороком. Как можно с ней бороться? А девятиклассница пытается найти ответ на этот вопрос, изучая наше прошлое.Поразили меня работы учеников клишевской школы №12. Я просто заслушалась выступлением Натальи Головиной. Одиннадцатиклассница мотивировала свой интерес к войне 1812 года так: именно сейчас, когда утрачены многие основные ценности, а наша страна, пережившая очень тяжелый период, как никогда, нуждается в консолидации сил, важно обратиться к событиям двухвековой давности. «Я считаю необходимым понять роль народа в сохранении государственности», – заявила школьница. И далее убедительно и вдохновенно она показала, как победа над Наполеоном раскрыла могучие народные силы, пробудила лучшие качества нации, и прежде всего любовь к Родине, мужество, самопожертвование. Ученица убедительно доказала, что государство не может существовать без высокого уровня патриотизма и самосознания народа.Другая ученица этой же школы – Елизавета Райко – убеждена в актуальности и многих идей Ломоносова. К примеру, главной задачей государства великий ученый считал укрепление семьи. И большое значение он придавал любви. Где любви нет, ненадежно и плодородие, считал Ломоносов. «Меня удивило, – призналась школьница, – что ученый нигде не говорит о поощрении матерей за рождение детей, как это делается сейчас с выплатой материнского капитала. Сей государственный муж полагал недопустимым рождение детей ради корысти».Конечно, говоря о работах ребят, нужно в полной мере оценить и труд учителей. 32 года работает в клишевской школе №12 историк Валентина Владимировна Ножкина. И надо отдать дань ее профессионализму, любви к своему делу, что и стало залогом успеха ее учениц. Не могу не восхититься глубокими работами юных лингвистов Екатерины Зубковой и Марии Мухановой из Ломоносовской школы-пансиона (учитель Н.С.Сафонова), Анны Бартеневой из школы №22 (учитель М.А.Горина). Ученицы глубоко и всесторонне показали роль видных ученых-языковедов в становлении русского государственного языка. Открытием для слушателей стало выступление Екатерины Тамилиной из Раменской гимназии (учитель Л.Н.Машкова). Ученица обратилась к лингвистическому наследию адмирала А.С.Шишова и отыскала немало удивительных фактов.Исследованиям юных литературоведов стоит посвятить отдельную статью, настолько каждая работа оригинальна и глубока. Павел Бобров из школы №4 (учитель Л.А.Ненашева) обратился к творчеству Фазиля Искандера. На примере его произведения «Пиры Валтасара» ученик исследовал связку «народ и государство». Глубокие работы по произведениям Салтыкова-Щедрина, Замятина, Толстого, Булгакова представили ученики Раменской гимназии, которых обучает учитель Л.Н.Новикова. Отличились одиннадцатиклассники школы №22 поселка Дубовая Роща Алеся Губич и Александр Петров. Исследуя тему «Утопия и антиутопия в русской литературе», они пришли к интересным выводам. Отдельное спасибо их вдохновителю – учителю Л.В.Лариной.Подводя итоги конференции, Зинаида Максимовна Данильцева, поблагодарив всех участников, посетовала, что не прозвучал любимый Пушкин, и тут же привела фразы из его произведений, где звучит тема народа и власти. Но все еще впереди. До новых встреч на таких замечательных конференциях!Раменский район
Комментарии